Сходил на Мастера и Маргариту в кино. Понравилось. Сейчас буду рассказывать, почему и как.
Но сначала необходимо вбросить пять копеек про режиссёра. Режиссёр мудак и поступил очень плохо. Он выполнил свою работу, уехал за рубеж и оттуда по сути вломил всех, с кем работал. Компании, которые работали над фильмом, теперь в чёрном списке. Поддерживают ли люди, работающие на Марс Медиа, ВСУ? Мы не знаем. Мы знаем лишь, что вот Михаил Локшин оказался мудаком и пидарасом. В связи с чем все положительные достоинства фильма будем аттрибутировать сценаристу (Роман Кантор), оператору (Максим Жуков), монтажёрам, актёрам, специалистам по спецэффектам и так далее. Даже продюсерам, но не этому мудиле.
Итак, фильм. Первое, что бросилось в глаза лишь под конец фильма - это что история изменена. Роман "Мастер и Маргарита" теперь является частью фильма, он вложен внутрь себя и таким образом всё произведение теперь закольцовано эдакой лентой Мёбиуса. Как минимум от одного человека до просмотра я услышал непонимание этого момента, поэтому стоит прояснить. Спойлеры в следующем абзаце. Да и в целом пожалуй, будут.
Все события, связанные с чертовщиной в фильме, являются чистым плодом воображения Мастера, его книгой, непосредственно. По крайней мере на это идёт очень конкретный такой намёк. В "реальности" есть Мастер и Маргарита, которые были любовниками, которых разделила ситуация, и Мастер всю дорогу писал книгу о том, как всё могло пойти иначе. Вопрос, который до конца не решён, это "а был ли Воланд?" Насколько я понял, был, это был какой-нибудь атташе Германии, представитель посольства и так далее. Но можно и идти до конца и считать, что нет, не было, не знаю я никакого Тайлера Дёрдена.
Соответственно, фильм в целом пошёл другой историей. Она похожа на оригинальную книгу, примерно как опера "Фауст" Гюно похожа на Фауста Гёте. Похоже, безусловно, и каркас использовался один и тот же. Но само произведение иное.
В результате получилось куда более сюрреалистичное произведение в духе (спойлер!) Лабиринта Фавна. Где реальность и мистика переплетаются друг с другом и до конца невозможно проложить черту между ними. Вообще мне не нравятся такие сюжеты, но здесь зашло дичайше. Настолько, что я пересматривать это буду, и восьмёрку влепил на ресурсах, где отмечаюсь.
Теперь про другое. Про любовную линию. Я не знаю, кто кому подсказал, и как вообще это организовывалось, но Юлия Снигирь прям конкретно косплеит Еву Грин и мне это нравится. Вообще актриса прекрасна, вайфу года и вообще огонь. Очень понравилась, и вообще, и в этой роли. То ли образ Маргариты ей самой западает, то ли ещё что, но верю почти во всех моментах. Но о не всех чуть позже ещё.
Сама любовная линия между Мастером и Маргаритой является центральной в фильме, и ей уделено куда больше времени, чем в книге. Вообще половина сюжета является додумыванием книги, ибо посвящена тем временам, когда Мастера ещё не выгнали из Союза Писателей, а их отношения с Маргаритой стремительно развивались.
И вот вся эта линия очень радует глаз, она выглядит естественно и при этом правдоподобно. Там есть момент, что они сразу друг другу нравятся, но между ними нет вот этих моментальных поцелуев, бросаний друг на друга и воплей "да я люблю тебя!" Нет, всё очень степенно, но при этом видно, что они друг у друга в доверии, стоят близко близко, и общаются о личном. Поэтому когда непосредственно искра пробегает, оно прям очень заходит. Мне точно.
Визуал уже более сложная тема для обсуждения, поскольку да, красиво, да, дорого-богато. Но местами какая-то цыганщина начинается, то есть оно прям показушно богато, вычурно всё из себя.
Кроме того, Бегемот на мой взгляд не меньший провал, чем в сериале Бортко 2005 года. Здесь, похоже, использовался дрессированный мейн-кун, которому в нужных местах пририсовывали компьютерной графикой ужимки, сигару и вот это всё. Однако чтобы это укладывалось в фильм, вся роль Бегемота была порезана, фраз у него меньше, реплики укорочены, в общем, выглядит такое себе.
Немного про заклёпки пожалуюсь. Когда показывают Понтия Пилата, его вид вызывает смех, ну или по крайней мере, улыбку. Дело даже не в том, что на нём одето - я не шарю про лорики мускалата и закатывали ли плащи подобным образом на плечи. Моя претензия к тому, что на нём это выглядит отвратно. Потешно. Как не ношенное. И главное, не под него сделанное. А это главный человек в комнате и на сто километров вокруг, минимум, уж он то может себе позволить одежду и доспехи по конкретным меркам.
Про актёров. Аугуст Диль в роли Воланда крайне экзотично выглядит, но что-то дьявольское в нём действительно есть, хотя больше похоже на бесоватость, что ли. То есть он подстрекает к ребячеству, он веселится, наблюдая за людьми, предающимися пороку. У Булгакова, да и у Бортко, Воланд был скорее усталым, спокойным и рассчётливым. И в нём чувствовался возраст. Не обязательно тысячелетний, но более чем достаточный, чтобы ощущать себя молодым рядом с ним. Здесь же Воланд живой, азартный, даже слегка удалой.
В связи с этим и свиту ему подобрали ещё более удалую и задорную. Азазелло больше похож на Коровьева, а Коровьев похож на себя в квадрате. Он ещё больше дурачится, смеётся и клоуничает по поводу и без. В общем, отдувается за себя и Бегемота, потому что читай выше про мейн-куна.
Всё это на самом деле, не плохо само по себе, но это особенности фильма. В целом, мне они во многом скорее нравились, чем не. Просто тут важно как-то управлять своими ожиданиями, что ли. Получилась не экранизация, а кино по мотивам. Что не обязательно плохо, просто другое.
Настоящий минус в том, что фильм всё равно получился скомканным. Большой фокус отдан на отношения Мастера и Маргариты, поэтому вся бесовщина, и всё что касается Иешуа Га-Ноцри - завалены на второй-третий план, и местами дико сокращены. Весь сатанинский бал пошёл под нож, оставлены лишь пара кусков. Сцена после бала сокращена до минимума, весь отъезд Воланда и свиты из Москвы урезан по самое "не хочу". В угоду сюрреализму подменены некоторые сюжетные элементы.
В сцене после бала как раз было несколько нюансов, когда я просто ситуации не очень верю, и Юлии Снигирь-Маргарите в том числе. Ну то есть правдоподобность теряется. Вот этот подсюжет про Фриду - если читали, помните - он просто никакой здесь, ни сюжетно, ни постановочно, вообще серый.
Там есть ещё какие-то нюансы, мелочи, которые в моменте замечал, а сейчас помню лишь, что было что-то эдакое.
Отменяет ли это то, что фильм мне АДОВО зашёл? Нет. Отличное кино сняли, прям замечательное. Давно так не кайфовал на просмотре, да ещё и в кинотеатре. Выбираюсь раз в год, и обычно разочаровываюсь, а тут прям отлично. Чудесно. Ещё дома через месяцок-другой пересмотрю, может, ещё отзыв накатаю.
#кино #мастеримаргарита #булгаков