jr0

Ещё стоящий, но неизвестный, исторический канал Youtube. И про мои самолётики есть

Aug 17, 2023 16:29

image Click to view



Автор явно много трудится, очень широко анализирует (как я люблю). Даже с избытком широты, смешав в лекции непростой анализ участия авиации в завязке войны СССР с Германией и обсуждение танков.

Вот главы той части, что я сразу обсужу, приведя тут свои доводы из обсуждения под трансляцией:
00:00 Потери советской авиации 22 июня 1941 года. Причина разницы в потерях по данным противостоящих сторон. Степень боеготовности советской авиации по состоянию на 22 июня 1941 года.
07:23 Численность авиации западных военных округов. Численность группировки Люфтваффе. Потери немецкой авиации в ходе "Битвы за Британию". Переход сторон на ускоренную подготовку летчиков.
13:45 Сравнительное качество самолетов противостоящих сторон. История истребителя "Харрикейн". Результаты их действий в ходе "Битвы за Британию". Отзывы боевых летчиков о "Харрикейнах". Особенности истребителя "Аэрокобра".
27:51 Аварийность в советских ВВС в 1935-1941 годах. Сравнение с авиацией других стран Европы. Письмо генерал-лейтенанта Ивана Иосифовича Проскурова. Возможные причины уникально низкой аварийности в советских ВВС.
35:05 Проблема с обеспеченностью высокооктановым авиатопливом в советской авиации в 1940-41 годах. Источники топлива в годы войны. Обеспеченность авиатопливом в 1944-45 годах.
44:01 Точность бомбометания в годы войны. Результаты испытаний штурмовиков Ил-2 летом 1942 года.
50:03 Число боевых вылетов за время советско-финской войны. Доля пилотов с боевым опытом в составе ВВС СССР. Проблемы с подготовкой летчиков в СССР и Германии.
52:13 Цели Люфтваффе в первые недели войны. Отличие от кампании на Западе. Влияние численного превосходства советских ВВС на боевые планы Люфтваффе. Сложности уничтожения самолетов на аэродромах.
01:00:00 Результаты испытаний 1942 года по обстрелу немецких танков из авиапушки.
01:02:28 Результаты ударов по аэродромам в разные годы войны.
01:08:10 Гипотезы о причинах огромных потерь в самолетах 22 июня.
01:14:30 Суммарные данные о потерях советской авиации в 1944 году. Загадка числа "не вернувшихся с боевого задания". События 1946 года. Аресты руководства ВВС и авиационной промышленности.

---

Послушайте лекцию. Я со многим согласен и лишь иногда готов дополнить. Вот эти дополнения:

1. Пренебрежительные оценки конструкторов и испытателей о вражеских самолетах стоит помещать в контекст. Понятно, что конструктор любит свой замысел и пристрастен, но не только. Он так отстаивает свой лучший проект, о нем и стоит вспомнить для понимания контекста оценки человека с исследовательской, внедренческой стороны.
В 1941 для Яковлева это И-30 (весна 1941, в производство не пошел).
Для немцев в 1940 это Me 109F (весна 1940) и перспективный FW 190A (лето 1939). Старые вражеские машины. В цитатах Hurricane, полетевший осенью 1935, от главного общего в 1940 врага - англичан, сравнивают с мечтой, по сути. Таково общее место.
Другое дело - фронт. На фронте почти отвергнутые Англией и США Bell P-39 (первый полет весной 1938, за два года до Як-1!) ценились высоко, потому что были годы их отработать. Даты очень важны, я их расставляю, чтобы чувствовать это. Есть желание давать их от избранного 0, к примеру, от лета 1941 или первого полета И-26, чтобы лучше это воспринимать. Когда-нибудь испытаю такой подход. Нынешняя война дает важный пример необходимости дат в анализе.
Пример: лучшим из Яков в производстве летом 1941 это Як-7УТИ - уже не совершенное сырье, а пересмотренный с понижением уровня требований проект, не форсированный, а для учебы. Чтобы понять, как надо было делать, надо сначала сделать начерно.

2. С новыми советскими истребителями занятно. Самый ранний - МиГ (весна 1940) опоздал на год-два, не говоря про ЛаГГ (тоже весна 1940, но очень долго шел к производству). Ровесники не Hawker Hurricane (осень 1935), конечно, а Hawker Typhoon (осень 1940) - пять годочков тогда много. Доводка советских истребителей, в отличие от запада даже во время войны, по обычаю велась вместе с валовым производством, потому первые тысячи всегда оказывались негодны в бою. Как тысячи МиГов, например.


Югославский пушечный истребитель Рогожарски ИК-3 (весна 1938), совместно с французами. А сильно смахивающий Як-1 (начало 1940), что полетел на 2 года позже. Я к тому, что проект Яковлева зауряден и опоздал.
Вина Сталина, который сознательно в 1937 уничтожил руководство развитием авиапрома. Так вышло, что одна из важнейших причин разгрома лета 1941 - технологическая. Она же и политическая. Летали на гробах, на приписках. Но и ярые антисталинисты не готовы признать это. Тут упомяну обстановку (беспримерный в истории бардак!) в опытном строительстве истребителей в 1940: 25 новых одноместных проектов истребителей в постройке, не считая еще все одноместные штурмовики. Удивительно ли, что единственный готовый к войне И-180 так и не добрался до производства.
Еще явно важны перемены в требованиях ВВС к устойчивости полета в конце 1940, уже после того как известные всем самолеты полетели, одновременно с лихорадкой полной перестройки авиапрома (сотни проектов, десяток новых заводов, казни). Переделки под новые требования наспех, а то и не переделывали: Ил-2 остался с очень задней центровкой, висел на ручке, утомляя летчика даже в перелете. Задняя центровка - исключительно советская болезнь, подцепленная до 1918. В 1938 в СССР невесть откуда (Испания? Китай?) появился якобы устаревший штурмовик Нортропа Douglas Gamma 2ED (1935). Его давали облетывать каждому испытателю ЦАГИ, «чтобы понять, что такое гармоничное рулевое управление» (Галлай). А там еще и удобства невиданные, говорили: хотя самолет небольшой, тепло, тихо, просторно.

3. Об отмененных МиГах и Су. Мало кто из историков учитывает, что отказ от продолжения производства МиГ и Су просто объяснить совсем не отзывами о качестве проектов или соперничеством за моторы, а тем, что авиазаводы в Балтии, Беларуси, Украине и под Москвой оккупированы или под прямой угрозой. Чтобы обелить партийное руководство, придуманы сплетни о негодности серийных проектов для войны. МиГ, Су-1, Су-2, Су-6 не имели ни единой возможности уже осенью 1941, так как предназначались для особенной технологии родных заводов.

4. Hurricane сильно оболган. Английскими любителями тоже оболган. Простые англичане часто настроены очень критически к своему правительству, а несовершенство других правительств их не отвлекает, нет комплекса неполноценности. Мой друг из Манчестера почти ненавидит Черчилля. Множество эпитетов относятся к первым Hurricane с полотняной обшивкой крыла и только с пулеметами. У нас по сию пору кретины цитируют Сталина, который якобы объявил, что англичане просто не догадались про пушки на истребители. Даже Битва за Британию это про mk II (с осени 1939 четыре мощных пушки!).

5. Hurricane mk II в бою лучше И-16: значительно большая скорость и предельная скорость в пикировании, дальность, высотность, вооружение, кислородное оборудование, простор закрытой кабины, обзор (!). Намного проще и посадка, есть рации (!), бронестекло, намного лучше прицел.
Это на деле не важно, но ни один И-16 не смог превысить 470 км/ч, mk II быстрее на 60 км/ч. Простоту их управления никак не сравнить - два противоположных образца. И два основных истребителя в СССР начала вторжения в СССР.

6. На Hurricane mk I же в 1938 рекорд скорости пытались поставить, что несколько меняет контекст для современников. Мухлеж с ветром был, рекорд не засчитан, но 658 км/ч средней скорости на дальности 650 км. И-16 же, обладая чемпионской мощью на массу, может и непревзойденной, проигрывал за счет одной аэродинамики.
Показатели для оценки аэродинамики И-16 в таблице. Преимущество И-16 над современным ему mk Ia только в скороподъемности, но и тут непропорционально мощности. И расход топлива И-16 явно больший. Очень плохая аэродинамика, неудача.

1939 год
Мотор
Мощ.,
л.с.
Пустой,
кг
М/П,
л.с./кг
Скорость,
км/ч
Предел,
км/ч
Посадки,
км/ч
Скороп.,
м/с
Баки,
л
Даль.,
км

И-16 тип 28
М-63
1100
1403
0.78
462
530
150
15.6
260
440

Hurricane
mk Ia
Merlin
III
1030
94%
2118
151%!
0.49
63%!
509-528
113%
630
119%
95
63%!
13.4
86%
427
164%!
965
219%!

Посмотрите на показатели, которые вне [67-150]% (то есть 2/3-1.5). Такое различие - повод разнести сравниваемые предметы в разные классы. Такое неисполнение требований - повод не заказывать. Меньшая разница лишь для оценки демагогии источников, но и там видна не только ложь историков, но и недостатки аэродинамики И-16. Это провал. А в то время началась борьба за высотность, дальность и вооружение, чего в моей табличке не видно. И большинство почему-то упирает на рекордные скоростные испытания. С высоты в пикировании можно опередить, не нужна приемистость. Накопив скорость, можно снова набрать высоту. При изощренной и правильной тактике, конечно.
Управлять И-16 тяжелая работа, ручку бросить нельзя. Но это и есть лучший истребитель РККА летом 1941, что показывает их служба в ПВО столиц, на самых главных направлениях года. Вместе с наспех освоенными, изношенными Hurricane, поставки которых начаты в августе 1941. Я основываюсь на анализе боевых примеров и известном выборе профессионалов РККА и RAF, а не выводах авторов Моделиста-конструктора.
Для МиГ-3, например, которых до конца 1941 построили 3 тыс., такая табличка впечатлила бы и в сравнении с mk II, но ведь бились на остатках от 10 тыс. (!) построенных И-16 (с начала 1934) - в 1941 в западной части страны И-16 осталось около 2 тыс., меньше числа МиГ-3 тогда. Me 109F у немцев тоже меньше, чем МиГ-3, в разы: аж до лета 1942 построили 2300, а использовали прежде всего на западе, пока их там не сменили FW 190. Як-1 и ЛаГГ в конце 1941 тоже тысячи, но читайте о ходе боев, где новички незаметны, а обсуждают горячо несколько сот изношенных, повторю, Hurricane. Значение И-16 до конца 1942 прямо показывает неудачу по-сталински скорого внедрения новых истребителей.
В 1942 упало и то незавидное качество, которое с трудом показывала трехсменная довоенная авиапромышленность. Яки 42ого зачастую не могли летать быстрее И-16 из-за качества постройки: темнело остекление, его заливало маслом - фонари не закрывали, глохли моторы, их берегли, отклеивалась обшивка даже на крыльях. А еще заклинивало вооружение, пулеметов попросту не хватало для построенных самолетов, сокращали вооружение.
И-16 же не глох, имел выдающуюся приемистость, которая дала возможность не строить сложную тактику, а тупо отвечать на угрозы; и мощное отлаженное вооружение. Снова напомню про плохой обзор и связь, без которых тактика остается примитивной. Подумайте: малая дальность И-16 - и не надо сопровождать, лететь за линию фронта, разведывать, дежурить на высоте - выживание летчиков с довоенной подготовкой, накопление боевого опыта, уверенности. Именно в войну И-16 по-новому полюбили как акробатический самолет; трудная мишень. Так я понимаю некоторые отзывы известных летчиков.
В 1941 нужны перехватчики, а не борьба за превосходство в воздухе. Потому что правительство вынуждено было совершать спешный маневр промышленностью. Hurricane могли дежурить в воздухе дольше, управлялись по радио, чтобы сбивать He 111, а не Me 109F.

7. Упор на опыт летчиков у автора очень правильный. А Сталин выбрал стратегию заваливания мясом. Такие нам знакомые мясные штурмы. Ложь истории определяет продолжение кровавых ошибок. Опытный летчик неуязвим в бою с истребителями, ведь он знает, по крайней мере, когда и как выйти из боя. Вот сбить бомбовозы - задача на удачу, надо лезть на рожон (если не на Ил-2).

8. Стоит учесть еще одну и, видимо, основную причину малого числа заправок на самолет в месяц: число самолетов и летчиков в СССР. Сознательно и трудолюбиво ставили на расход людей и машин. Не вышло так, а задумано. Не умением, а числом. У СССР был и другой выбор, что важно утверждать. Даже самолетов Ленд-лиза не так уж мало для другой стратегии. Были свои проекты, которые не выпускали ради валовых показателей. Была возможность готовить летчиков, заказать больше учебных самолетов лучшего качества.

9. Неудачи налетов бомбовозов объясняются не столько неумением летать ночью, а, прежде всего, подготовкой штурманов и оборудованием для дальней навигации (200 км уже далеко). См. опыт США в Плоешти, когда они отказались от лидирующих английских экипажей. До конца войны англичане преобладали в дальних налетах на небольшие цели, вроде бомбежек Пенемюнде, плотины на Рейне или линкора Tirpitz на севере Норвегии. Сначала бы попасть в страну, потом - в город. См. советские бомбежки Берлина и Кенигсберга.
Ночью у нас умело летали на У-2: недалеко, у земли, с возможностью вынужденно сесть на кусты, но сохранив опыт. Потому что самолет проверенный и удобный. В ночные попадали только такие самолеты.

10. Летчики пропадали без вести так часто, потому что не было связи! А еще: запас дальности, надежность моторов, обледенение полотна обшивки, штурманская подготовка, обзор, приборы. Радионавигация и БРЛС, наконец.

+ Добавил в (6) сведения о предельной скорости и о численности И-16 и МиГ-3 в начале войны.
++ Еще добавил угару в (6), чтобы показать положение новых проектов истребителей до конца 1942.
+++ Поправил стиль во всем тексте. Добавил красок.

вмв, як-1, истребитель1940, история, ссср, ликбез, xxвек, англия, авиация

Previous post Next post
Up