jr0

"Starliner можно назвать наиболее проблемным космических кораблем в истории"? Точно?

Aug 08, 2023 18:02

Разозлил уважаемый Кирилл Размыслович. Вообще-то, надежда была на развитие уровня обсуждений, а не на упадок. Он написал такое:
"CST-100 Starliner вполне можно назвать одним из наиболее проблемных космических кораблей в истории".

Любому, знакомому с логикой, и кто не забыл подумать, придёт сразу на ум, что по-настоящему проблемные проекты мертвы. Велик перечень проектов, на которые десятилетиями тратили налоги, но они так и не состоялись (помянем Союз ВИ и ТКС, например).

Сводка затруднений Starliner:

1. Пролетели по срокам. Именно тут важно не то, насколько, а сравнение с соревнующимся проектом. Всем знающим известно, что задержки могут объясняться заказчиком, политикой, общими кризисами. Исходный план (2010) - полет с человеком в 2017, теперь это 2024 = 7 лет. Тут замечу, что года полтора-два тут можно списать на COVID и точность округления до года.

До фига? Лучшие в истории - SpaceX, отстали от плана на 3 года. Gaganyaan, получивший контракт в 2009, отстал от плана беспилотного запуска на орбиту на 10 лет.

Но я гражданин РФ: Клипер (совместно с ESA)? ПТК НП? Федерация? Орел хотя бы? Контракт ПТК НП тоже в 2009-2010, удобно сравнить. Летные испытания ведет Boeing и ISRO, что же РК? Каковы хоть примерные сроки?

2. Два неудачных летных испытания (потому что сдаточные, происшествия на испытаниях - не неудача, а наоборот). Никто не пострадал.
---

А давайте упомянутую историю: корабль Союз. Контрактная разработка с 1962. Задание - стыковка. Летные испытания с 1966. Первое испытание - катастрофа носителя из-за аварийной системы корабля, погиб офицер расчета. Одновременный пуск оказался бесполезным. Третий пуск та самая неудача испытаний, потому что корабль не только потерял ориентацию, но утонул в море, ведь данные испытаний получить снова не удалось.

То есть с одним испытанием, в котором корабль без космонавта вел себя предсказуемо, уже в 1967 отправляют Комарова. Весь полет отказы, испытатель погиб. Проект корабля полностью пересматривают, заново ведут летные испытания без людей. Задача, повторю, - стыковка. Шесть запусков, стыковка не получается, хотя одна из них объявлена как рекорд.

Отработав как-то безопасность, запускают Берегового. Успешно. Потом семь, вроде, полетов с людьми для отработки стыковки, получается плохо. В 1971, наконец, стыковались почти как задумано с Салют-1, но трое космонавтов погибли при спуске. Кстати, с 1962 9 лет отработки, а итог плачевный. Какой-то устойчивости в стыковках добились к концу 70ых (лет через 15, миллиарды и миллиарды): летали бестолку и теряли станции из-за стыковок.

Впрочем, продолжают полвека лажать и при стыковке, и так. Союз создавали для стыковок, только для них (третий раз). Давайте припомним происшествия во время стыковок Gemini, Apollo, Shuttle, ATV, HTV, Dragon и Dragon 2, Cygnus, Starliner. Может хоть китайцы столь же криворуки?

Союз - самый проблемный космический корабль в истории. Проблемы у Boeing?

сша, spacex, ссср, dragoncrew, союзкк, ликбез, boeing, россия, starliner, космос

Previous post Next post
Up