Аналитическая компания банка Jefferies, который занимается оплатой спутников связи, опубликовала отчёт, спекуляции из которого приведены в статье журнала Space News (автор из парижского бюро журнала).
spacenews.com/spacexs-reusable-falcon-9-what-are-the-real-cost-savings-for-customers/ Замечательный русский сайт kosmolenta.com (Антон Антонов, Космическая лента новостей) перевел эту важную, по-моему, статью.
kosmolenta.com/index.php/863-2016-04-26-resuability-economy Наконец, я сократил риторику и чуть подправил (экономические термины надо бы уточнить). Таким образом, оценки, если источник не отмечен, принадлежат парижскому автору SpaceNews. В статье упомянуты любопытные мнения экспертов об условиях, в которых приняты проектные решения Falcon 9R. Знакомьтесь.
-----------
<...> SpaceX вернула на Землю две первых ступени, в декабре 2015 и апреле 2016. Огневые испытания первой из них состоялись в январе. Ступень проработала около двух секунд, наблюдались «колебания тяги» в одном из двигателей. По официальной версии, испытания признаны успешными. Прожига апрельской ступени еще не было. SpaceX намерена провести десять прожигов полной длительности, прежде чем использовать ступень для вывода груза на орбиту.
<...> Дэн Дамбахер (Dan Dumbacher), бывший помощник заместителя директора НАСА по разработке пилотируемых систем, заявил: «Двигатели SSME были многоразовыми. Мы старались довести их ресурс до 55 полетов. Посмотрите, сколько времени и денег на это потребовалось, а ведь нам не удалось добиться полного успеха. Я хочу быть реалистом: мы не настолько умны и не понимаем физику настолько хорошо, как нам кажется». Эти слова сказаны два года назад, в апреле 2014. <...> Между Shuttle и Falcon 9 есть кардинальная разница - SpaceX спасает первую ступень, которая не набирает первую космическую скорость и не испытывает существенного перегрева при входе в атмосферу, тогда как Shuttle возвращался на Землю с орбиты.
В марте 2016 президент SpaceX Гвен Шотвелл (Gwynne Shotwell) заявила, что, по прогнозам компании, многоразовость позволит снизить себестоимость Falcon 9 на 30%. Пропорциональное снижение стоимости будет означать ее уменьшение с сегодняшних $61.2 млн до $42.8 млн. Компания SES - крупнейший клиент SpaceX по количеству заказанных запусков, уже объявила, что готова первой купить пуск использованной Falcon 9. Для этого, однако, цену на нее - как минимум в первый раз - придется снизить до приблизительно $30 млн. Заявления такой крупной публичной компании как SES вызвали интерес инвестиционных банков финансирующих спутниковую телекоммуникационную промышленность. Один из них, Jefferies International, провел собственное исследование экономики многоразовых средств выведения компании SpaceX.
Финансовые аналитики отталкивались от полной стоимости запуска космического аппарата на одноразовой ракете в $61.2 млн, включая транспортировку и пусковые услуги. По мнению аналотиков, SpaceX закладывает прибыль в 40%, то есть себестоимость пуска Falcon 9 около $36.7 млн. В расчете использовано заявление Илона Маска (Elon Musk) о том, что стоимость первой ступени составляет 75% стоимости ракеты. Еще Маск говорил, что одна ступень будет в состоянии летать «десятки раз». Аналитики использовали значение 15 полетов. Ниже приведена таблица расчета стоимости одноразовых и многоразовых ракет-носителей (РН) фирмы SpaceX.
Показатель
Источник и
обозначение
Falcon
9R
Falcon
Heavy
Цена пуска, $млн
SpaceX, A
61.2
90.0
Наценка SpaceX
JEFe, B
40%
=
Себестоимость, $млн
A·(1−B)=C
36.7
54.0
Доля 1-ой ступени в стоимости РН
Musk, D
75%
=
Стоимость 1-ой ступени, $млн
C·D=E
27.5
40.5
Прочие издержки, $млн
C−E=F
9.2
13.5
Расчетное количество полетов
JEFe, G
15
=
Оценка себестоимости 1-ой ступени на полет, $млн
E/G=H
1.8
2.7
Оценка себестоимости полета многоразовой РН, $млн
H+F=I
11.0
16.2
Снижение стоимости 1-ой ступени, $млн
C−I=J
25.7
37.8
Доля экономии, идущая на снижение полной цены
JEFe, K
50%
50%
Оценка стоимости пуска, $млн
A−(J·K)
48.3
71.1
Экономия по сравнению с одноразовой РН
21%
=
Добавленная стоимость одноразовой РН
40%
=
Добавленная стоимость многоразовой РН
77%
=
Прибыль до вычетов с одноразовой РН, $млн
24.5
36.0
Прибыль до вычетов с многоразовой РН, $млн
37.3
54.9
Источник: Jefferies estimates, company data (JEFe).
Экономия повторного использования первой ступени может <...> снизить цену ракеты на 21-40% (до $37-48.3 млн), в зависимости от политики SpaceX. Аналитики Jefferies International отмечают, что остается много трудностей, которые в первое время будут снижать эффективность повторного использования первых ступеней. В расчете не учитывается стоимость топлива и межполетного обслуживания, которая достигнет сотен тысяч долларов. Оценка себестоимости Falcon 9 может быть занижена, а ресурс первой ступени - завышен.
Еще одна важная неизвестная - регулярность пусков одноразовых и многоразовых Falcon 9. Известно, что их низкая себестоимость ракет SpaceX образуется во многом благодаря унификации серийного производства всех систем, включая двигатели, ведь для одной ракеты используются 10 почти одинаковых двигателей Merlin 1D.
23 апреля в Гвианском космическом центре исполнительный директор Arianespace Стефане Израэль (Stéphane Israël) отметил, что специалисты европейской компании <...> считают, что для поддержания высокой серийности производства ракет и, таким образом, сохранения их себестоимости, SpaceX потребуется до 35-40 запусков ежегодно. Для сравнения, планируемая частота полетов новой ракеты «Ariane 6», начало эксплуатации в 2020, составляет 12 пусков в год (7 по коммерческим контрактам и 5 по государственным). По словам Израэля, если сделать «Ariane 6» многоразовой, Arianespace не сможет найти для нее достаточно заказчиков.
SpaceX находится в гораздо более выигрышном положении, чем Arianespace. У нее есть твердый заказ на большое количество одноразовых ракет от НАСА и большая очередь частных заказчиков. Таким образом, эксплуатация многоразовых Falcon 9, во всяком случае, на первых порах, не приведет к снижению серийности производства. Тем не менее, политика компании по поиску заказчиков может стать еще более агрессивной, чем сегодня.
Эрнест