Эта статья полна домыслов, предположений.
C 2011 Турция работала над обликом малозаметного истребителя совместно с SAAB - TAI TFX. Можно иначе взглянуть: SAAB надеялась за счет Турции оправдать дорогостоящую разработку.
Недавно турки объявили, как я понял, что партнер в проекте меняется, будет BAe с двигателем Rolls-Royce EJ200, тягой около 9 тс. Предположу, что это произошло потому что мир узнал о тайной разработке такого истребителя в Англии.
И вот в Германии объявили, что в будущем году будут обсуждать создание нового истребителя взамен PANAVIA Tornado, с опорой на евросотрудничество.
Предположу, что это один европейский проект малозаметного истребителя, а турки пытаются оседлать его. Очевидно есть два проектных предложения SAAB и BAe. Одновременно проект шведского малозаметного истребителя, английского, турецкого и теперь вот немецкой замены Tornado, о которой, правда, я вообще ничего не знаю, - невероятно. Хотя, с другой стороны, с закупкой F-35 Англией и Турцией это увязывается с трудом.
Свой проект вполне могут выдвинуть немцы, примеры известны: EF-2000 создавался под влиянием немецких проектных исследований, хотя делал BAe. Вообще, довольно серьезных послевоенных немецких разработок истребителей много. Их губила радикальность подходов, как правило.
Если проект с двумя EJ200, то размерность в классе EF-2000, а отличие в малозаметности. Турки в пиаре упирают на воздушный бой, немцам нужен ударный, англичанам ударный. Турки и шведы определенно хотят сверхзвуковой и пилотируемый, англичане, немцы и французы допускают дозвуковой БЛА вместо этого. И еще шведы сосредоточены на легком однодвигательном истребителе, на котором довольно трудно вообразить отсек вооружения.
Если общеевропейский проект не моя фантазия, то технологические заделы такие (картинки чего-то серьезного, подтверждающие заявки):
1. Британия - BAe, RR, Selex. Все британское.
Внизу статьи утечка начала 2014 с испытаний РЛ-малозаметности макета истребителя на замену Tornado по программе Deep and Persistent Offensive Capability (DPOC), которая закрыта в 2010. Однако вот вытащили и соблазнили турков, очевидно.
Следующая после DPOC программа - Taranis.
Click to view
Первый полет BAe Taranis, 2013. Дозвуковой малозаметный БЛА с отсеком вооружения.
2. Германия - Airbus, MTU, AEG. Есть мощные структуры, но без громких самостоятельных проектов.
Click to view
EADS Barracuda летные испытания в Канаде, 2009. Дозвуковой малозаметный БЛА с отсеком вооружения.
Сразу несколько групп в Германии давно пиарят свои прожекты. Упирают на национальную гордость даже.
3. Турция - TAI, BAe, RR, Selex. Турки заказывают, англичане делают или шведы.
Хотя пиар вышел самым громким, есть только картинки и они разнообразны, что может показывать лишь предварительность их намерений.
4. Франция - Dassault, SNECMA и Thales. Все свое, но не общеевропейское. Общеевропейское - это то что немцы выбрали.
Click to view
Dassault Neuron, первый полет 2008. Дозвуковой малозаметный БЛА с отсеком вооружения.
5. Швеция - SAAB. Нет возможности опираться только на собственные заделы в электронике, двигателях, вооружении.
Click to view
Репортаж 2010 о модельных исследованиях, которые, возможно, соблазнили турков.
Упомяну итальянцев и испанцев как подрядчиков.
Click to view
Видео перевозки в начале 2014 макета малозаметного сверхзвукового ударного истребителя BAe. На деле, программа закрыта в 2010. Но именно этот проект ближе всего к ожидаемому мной новому истребителю европейцев.
А вообще, ниша дешевого малозаметного ударного самолета пуста, хотя некоторые, как 60 лет назад, полагают, что будущее за беспилотниками.