May 22, 2016 21:22
Этой весной я вспомнила, что я некоторым образом филолог и что мне полагается читать активнее, чем я это в последнее время делаю. Читать-то я читаю, но медленно. А тут как-то случилось несколько интересных книг.
Во-первых, "Гроздья гнева". Порядочные люди, конечно, прочитали их в ходе курса зарубежной литературы ХХ века, а тот, кто был больше занят другими книгами, читает теперь. Повествование очень затягивает, именно сюжет. То есть он развивается и развивается, и мочи нет, как интересно узнать, что будет дальше. Вчера была на выставке World Press Photo, и там, конечно, первые места во многих категориях у тех, кто про Сирию. Так вот, лагеря беженцев на границах мне остро и живо напомнили то, о чем рассказывал Стейнбек. Жуть берет примерно такая же. Книга, разумеется, основана на очень реальных событиях, Стейнбек много работал с материалом и даже получил Пулитцеровскую премию (чего ему без достаточной достоверной фактуры не видать бы). Но при всей реалистичности в книге есть и всякий-разный символизм, и библейские аллегории (не только имена), и другое занимательное, что заставляет мозги пошевелиться. Я долго думала, почему книга не отпускает так долго, а теперь понимаю: герои у Стейнбека - из плоти и крови. Не у всех авторов даже самых интересных, занимательных, знаковых и талантливых книг получается создать из чернил живых людей. Ну и, конечно, не была бы она книгой на все времена, если бы не удавалось найти в ней что-то, что актуально и для дня сегодняшнего. Хорошая, в общем, книга.
Потом я читала "Подстрочник" Лилианны Лунгиной - и была от него в полнейшем восторге. Книга - по сути, стенограмма большого многосерийного фильма, который в 90-е годы шел то ли по "Культуре", то ли где еще. То есть это живая речь, а не придание тексту значимости с помощью многоэтажных конструкций. Простая, прекрасная, изящная речь. Не хочется характеризовать это штампами, но так больше и впрямь не говорят (к несчастью). А рассказывает Лунгина много про что, потому что ей есть про что - она ведь стала свидетельницей большей части ХХ века. То есть человек, который запомнил и репрессии 30-х, и "роковые 40-е", и оттепель, и застой, и прочее-прочее. Что ценно - в рассказе не звучит ни грамма обиды, никакой нет виктимности. Какое-то удивительное достоинство, с таким, наверное, рождаются, не знаю, можно ли такое вырастить в себе. Сохранить, несмотря ни на что, - трудно, но можно, но вырастить?.. Ну, и несмотря на все происходящее, Лунгина всегда сохраняла веру в лучшее и любовь. И она в книге это часто повторяет, чтобы помнили: неимоверно важно сохранять оптимизм, верить, что всякая напасть обернется какой-нибудь удачей, чем-то хорошим, обязательно. А она, между прочим, пережила голод, репрессии, военную зиму в Казани, аресты близких людей, она видела, в кого превращаются замечательные люди после лагерей и тюрем, она, в конце концов, похоронила любимого мужа. В общем, она знала, о чем говорила. Ужасно душеполезная книга - и читается моментально.
И недавно закончила я роман "Зулейха открывает глаза" Гузель Яхиной. Книга нахватала массу литературных премий и восторженных отзывов, в том числе Людмилы Улицкой, которая зря не скажет - и плохое зря не скажет, и хорошее. Она и предисловие написала, и все в нем так: что да, мол, это женская литература, но почему все привыкли, что это какая-то нелестная характеристика; что вот снова появился русскоязычный автор уровня Айтматова, который великолепно владеет русским, но при этом очень много внимания уделяет родной культуре и хорошо ее знает. Тема одновременно нова и не нова: про раскулачивание, коллективизацию и про 30-е годы в общем не то чтобы писано-переписано, но сказано достаточно. Но вот именно про то, как все происходило в Татарстане, - очень интересно. Вся соль, конечно, в сюжете, который переплетается, как какая-нибудь арабская вязь, и очень трудно угадать, куда он все-таки выведет. Но при этом понятно, что разные исторические детали не с потолка и не для нагнетания взяты: конечно, вряд ли такая концентрация всего была в одно время в одном месте, но наверняка все правдиво. Судя по всему, в русской литературе - новое интересное имя, и прекрасно. Очень интересно будет последить.
хорошие книжки для девчонки и мальчишки