Большинство европейцев считает свои общества открытыми, дающими всем равные возможности.
Однако немецкий социолог Рейнхард Поллак из Научного центра социальных исследований в Берлине доказал, что в реальности европейские социумы являются закрытыми структурами. Сделать карьеру ребенку из бедной семьи практически невозможно.
Абсолютное большинство немцев верят в возможность самореализации и успешной карьеры: от 70 до 80 процентов немцев утверждают, что Германия, наряду с другими европейскими государствами, является открытым обществом, то есть карьера зависит не от происхождения, а от собственных способностей, усилий и образования.
Однако примеров успешной карьеры с "нуля" на самом деле мало. По статистике, менее 1 процента детей из малообразованных семей рабочих могут достичь карьерных высот. Между тем около 67 процентов детей из семей, принадлежащих к высшим классам общества, делают успешную карьеру или занимают высокооплачиваемые должности.
Как выяснил Поллак, в Европе Германия занимает по закрытости общества первое место - на карьеру человека здесь в первую очередь влияет его социальное происхождение. По данным Поллака, в Швеции этот фактор математически на треть слабее, а в консервативной Великобритании - на 15 процентов, чем в Германии.
Прямая зависимость между социальным статусом родителей и шансами получить хорошую, высокооплачиваемую работу сохраняется и для иммигрантов в Германии. Если родители ребенка имеют высшее образование, то у него есть 40-процентный шанс получить высокооплачиваемую работу. В тоже время в семьях, где родители не имеют даже законченного среднего образования, их дети с 80-процентной вероятностью получают лишь должности, связанные с низкоквалифицированным трудом.
Германские общество таким образом, по словам Поллака, является "зацементированным". Здесь нет серьезных подвижек или изменений в структуре. И хотя сами немцы оценивают свои успехи более оптимистично, это всего лишь иллюзия. Так, от 35 до 40 процентов мужчин в Германии уверены, что они сделали более успешную карьеру, чем их родители. В этом же уверены и почти 35 процентов женщин.
По мнению Поллака, такое представление объясняется изменением условий труда и структуры занятости в Германии и в Европе в целом. К примеру, сейчас большинство профессий подразумевает, как минимум, среднее образование, а многие - и высшее. Естественно, что сын фермера, закончивший университет, будет считать себя более успешным, чем его отец. Кроме того, в экономике появилось большое количество рабочих мест, которые нельзя назвать ни высокооплачиваемыми, с одной стороны, и непрестижными, с другой. Например, банковские работники, которые сидят в конторах.
Формально, большинство из таких офисных работников имеет образование, однако оно часто им и не нужно. Такая специализация в обществе и увеличение формальных требований к работникам, по мнению Поллака, не имеет ничего общего с реальным карьерным успехом или "социальным лифтом".
Кроме того, в Европе отмечена уже давно печальная тенденция снижения средних заработных плат с учетом паритета покупательской способности. В реальности средний класс в Германии и во многих европейских странах сужается, хотя большинство немцев по-прежнему считает, что они входят в него.
А Россия, спросите вы? По этому вопросу данные статистики противоречивы.
Например, ЮНИСЕФ говорит, что в России семьи с детьми отличаются самыми высокими рисками и глубиной бедности. А из всех важных составляющих успешной социализации самые существенные ограничения для детей из бедных семей существуют в доступе к высшему образованию.
В то же время, по данным ОЭСР, с доступностью образования для бедных у нас все еще неплохо в сравнении с другими странами. Богатое дитя в России всего на 11% образованнее бедного. И это хороший показатель. В немногих странах он опускается до 8% и лишь в Катаре и Макао достигает экстремально низких 4% и 2%. Антирекордсмены здесь Перу, где школьник из семьи с хорошим положением и доходами в среднем на 27% образованнее, а также Венгрия (26%).