Как бы в одном из возможных миров

Jan 24, 2011 17:28

Политики всегда говорят об актуальнейших для общества проблемах - выход из кризиса, модернизация, тарифы, то, сё ... Однако нас не покидает ощущение, что мы живём в мире симуляций и псевдодействий.

Как будто мы погружаемся в некое фантомное пространство, в котором иллюзия заслоняет реальность. Мы произносим правильные слова, выдвигаем громкие лозунги, рисуем грандиозные цели. Но в реальной жизни всё это блистательно отсутствует.

Не затрагивая тему уловок в публичных выступлениях, всяких подмен тезисов и других манипуляций сознания, остановимся на одной примечательной детали.

На активном использовании в нашей речи выражения «как бы».






С помощью «как бы» можно выразить свое отношение к вопросу, показать, что мы все понимаем, но, к сожалению, нельзя прорваться к подлинности. Когда человек говорит: «Я как бы работаю», - он бессознательно сопротивляется фикции. Но вряд ли попадает в страну подлинности и факта. Мы действительно не живём, а как бы выживаем. На самом деле испытываем неуверенность в своём статусе, своей профессии, своём фактическом существовании. Всё - «как бы». Как бы модернизируем Россию. Как бы реализуем демократические принципы. Как бы выходим из кризиса. Как бы побеждаем террористов. Едим как бы овощи, как бы фрукты… Мы привыкли.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что эти новые реалии захватили и политику. Имидж политика важнее, чем сама личность. Депутатский запрос чаще всего обозначает формальную активность государственного деятеля, нежели его желание добиться реальных перемен в жизни. А то ещё скрывает корыстный интерес… Нас окружают фантомы.

Когда-то Кант подчёркивал, что «радикальное зло» в политике - это не жестокосердие властителя, а сама его неограниченная авторитарность. Разного рода призывы к человеку власти быть мудрым, осмотрительным, ответственным разбиваются из-за простой аксиомы - короли, вожди, харизматические лидеры, президенты оказываются в ловушке иллюзорной реальности. Они живут в мире, который отдаляется от житейской повседневности. Знаменитая фраза о том, что раз нет хлеба, так пусть едят пирожные, - не исторический анекдот.

Вот, как пишет Википедия, в прошлом году Губернатор Московской области Борис Громов, отвечая на вопросы журналистов об автомобильных пробках в регионе, посоветовал автолюбителям для решения этой проблемы пересаживаться на личные вертолеты.

«Я летаю на вертолете. (Вам) Тоже надо покупать вертолеты вместо машин - дороги не нужны», - сказал Громов журналистам.

Например, монетизация льгот, была представлена народу как забота о благе населения, которое в силу своей непонятливости не осознаёт собственной выгоды. Разве реальные купюры на руках хуже всяких там льгот? Раз трудно свести концы с концами, так берите деньги!

Или вот возьмём для примера тему Сколково.
Хм, да что ее брать, и так все понятно, правда? )

Или, вот, социальная реклама в России. Нормальная социалка стала появляться в России сравнительно недавно, до сих пор в качестве социальной в наружной рекламе размещаются всякие концерты Кобзона, анонсы новых книг (которые издаются чиновниками мэрии), реклама фабрики «Красная заря» и т.д. и т.п. Как бы социальная реклама, почему бы и нет.

На портале philosophy.ru «как бы» интерпретируется так:

На научном жаргоне образ мыслей человека, который говорит «как бы» лингвистики называют hocus-pocus (манипуляционизм). Мышление «как бы» - ровесник семантики возможных миров, вернее, ее массовой интеллигентской адаптации. «Как бы», собственно, и означает «в одном из возможных миров».

Существование реальности и вообще существование чего бы то ни было для человека «как бы» далеко не бесспорно. При этом он готов даже сомневаться в существовании собственного Я, так как находится в постоянном измененном состоянии сознания. Он вполне может сказать: «Я как бы не существую».

Высказывания с «как бы» смягчают, размывают границу между текстом и реальностью.

А любая простая фраза, например, «он как бы пришел» означает следующее: «Возможно, он пришел, во всяком случае, я только что его здесь видел, но реальность так текуча и неопределенна, что ничего логически нельзя гарантировать; может быть, я обознался и это был не он, может быть, он действительно пришел, но за это время успел уйти».

россия, русский язык, иллюзии

Previous post Next post
Up