Записка Отдела пропаганды ЦК КПСС «Об основных итогах исследований в Таганроге»

Jun 21, 2019 21:13

[Не позднее 21 ноября 1975г.] Для служебного пользования

По поручению Отдела пропаганды ЦК КПСС ряд научных учреждений проводил долговременные комплексные социологические исследования в г.Таганроге. Перед исследовательскими группами была поставлена задача изучить эффективность печатной и устной пропаганды, особенности формирования и выражения общественного мнения в городе. Большое внимание уделялось изучению вопросов материального благосостояния, влияния социальных и бытовых условий на поведение людей, более полному их учету в идеологической работе. Специально изучались причины и характер некоторых антиобщественных явлений. Главная цель исследований поиск путей и средств совершенствования партийного руководства воспитательной работой.

Исследования велись но следующим пяти темам:
1. Уровень жизни городского населения (Центральный экономико-математический институт АН СССР, руководитель -кандидат экономических наук Римашевская Н.М.).
2. Социальные проблемы быта и образа жизни населения (Институт международного рабочего движения АН СССР, руководители - кандидаты исторических наук Гордон Л.А. и Клопов Э.В.).
3. Причины мелких хищений социалистического имущества на промышленных предприятиях {Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности Прокуратуры СССР, руководитель - кандидат юридических наук Берензон А.Д.).
4. Человек в системе средств массовой информации (Академия общественных наук при ЦК КПСС, руководитель - кандидат философских наук Петров И.Г.).
5. Функционирование общественного мнения, массовой информации, пропаганды и деятельность государственных и общественных организаций в условиях города (Институт социологических исследований АН СССР, руководитель - доктор философских наук Грушин Б.А.).

Город Таганрог был избран в качестве объекта изучения потому, что он по своей социально-демографической структуре и ряду других показателей является типичным средним промышленным городом. Данные и выводы исследований могут иметь, следовательно, достаточно общее значение.

Социологические исследования подобного рода проводились в нашей стране впервые. Для этого потребовалось создать не существовавшую ранее методику: оригинальные программы и другую социологическую документацию (анкеты, бланки интервью и анализа содержания текста, карточки наблюдений, листки и дневники самофотографий, инструкции, тесты и т.д.).

Так, только в рамках исследования, осуществляемого ИСИ АН СССР, разработано 85 новых документов, которые содержат в общей сложности 3494 вопроса анкет и интервью, элементов наблюдений и т.д. В ходе работы собрано и обработано более 15 тысяч анкет, около 10 тысяч интервью, проанализировано содержание 4795 номеров газет, радио- и теледней, 3759 писем трудящихся и 2927 ответов на эти письма, 2575 документов собраний (повестки дня, доклады, выступления ораторов, проекты решений и сами решения), около 9 тысяч бланков самофотографий, заполненных работниками партийных, советских, профсоюзных, комсомольских органов и депутатами местных Советов в процессе их контактов с населением, и т.д.

В ходе исследований, проводившихся другими научными учреждениями, изучено 4 тысячи семейных бюджетов и около 7 тысяч суточных бюджетов времени; изучены все уголовные дела о хищениях, совершенных в городе в течение трех лет, опрошены все заключенные, осужденные в г.Таганроге за хищения и т.д.

Сбор информации производился в 1967-1970 гг. и 1972-1973t. Анализ полученной информации и использование результатов осуществлялись по мере накопления материалов по отдельным разделам исследования.
Ниже приводится краткая характеристика полученных результатов.

I. Исследование «Уровень жизни населения и социальные вопросы благосостояния» позволило составить комплексную картину благосостояния трудящихся, механизмов его формирования и тенденций развития в рамках города.
а) Полученные данные позволяют более детально проанализировать прогрессивную роль общественных фондов потребления. Бесплатные блага и услуги из общественных фондов (медицинская помощь, образование и т.д.), которые население получает независимо от социально-экономического положения семьи, существенно влияют на обшую структуру потребления. Все семьи в основном удовлетворяют свои потребности во всех этих видах благ независимо от своих денежных доходов.
Специальные расчеты показали, что если средний доход в группе малообеспеченных семей на одного человека в 3 раза меньше, чем доход в группе высокообеспеченных семей, то объем потребления ими благ и услуг из общественных фондов в целом ниже лишь примерно в 2 раза.

Наряду с этим исследование показало определенное несоответствие в распределении общественных фондов потребления. В частности, согласно полученным данным, льготными услугами (ясли, детсады, пионерлагеря, дома отдыха, санатории и т.п.) в большей мерс пользуются семьи с более высоким доходом на одного члена семьи (речь идет об одних и тех же категориях рабочих и служащих). Например, льготы из общественных фондов потребления, получаемые малообеспеченной семьей рабочего, составляли в момент проведения исследования (1968 г.) на одного человека 27,1 руб. в год, тогда как в более обеспеченной семье рабочего такой же квалификации - 37,5 руб. В свете этого особенно наглядно видно огромное социальное значение осуществленных в 1974 г. партией и государством мер по выделению пособий малообеспеченным семьям, имеющим детей.

б) Выявлена специфическая взаимосвязь состояния семейной структуры и уровня благосостояния. Обращает на себя внимание высокая доля неполных семей, состоящих из детей и одного супруга (в подавляющем большинстве матери). По данным исследования, каждая пятая такая семья имеет самый низкий доход: на одного члена этой семьи приходится 47,9 руб. в месяц, тогда как средний доход на одного члена семьи по городу в момент обследования был 65,5 руб.
Высок процент взрослого населения, не состоящего в браке. Одиночки составляют в общей численности семей около 25 процентов, более половины из них в возрасте до 30 лет (из числа достигших брачного возраста).
Семейная неустроенность влечет за собой отрицательные последствия не только экономического и демографического (снижение рождаемости), но также воспитательного и этического плана. Среди молодежн-одиночек отмечено значительно больше проявлений антиобщественного характера. Полученные данные свидетельствую! о необходимости осуществления мер по укреплению семьи. Такими мерами могут быть: определенные преимущества в предоставлении жилплощади молодым семьям, особенно после рождения ребенка; выделение кредита молодой семье; усиление идейно-воспитательной работы с определенными группами населения; широкий выпуск литературы о воспитании детей, об экономике домашнего хозяйства (последняя практически отсутствует)и т.п.

в) Отмечены достаточно высокие так называемые «невыясненные доходы» населения. Они составляют по г.Таганрогу около 10 процентов к фонду зарплаты. Источниками, очевидно, являются неучтенные доходы от подсобного хозяйства и сдачи в аренду жилого помещения, существование «сферы личных услуг», не учитываемой обществом, хищения общественной собственности. Наличие неучтенных доходов ставит практическую задачу -разработать конкретные методы выявления и всесторонне изучить вопрос о невыясненных доходах, определить каналы их поступления, величину и динамику их распределения по различным группам населения. Это позволит повысить действенность средств борьбы с развращающим влиянием на часть населения незаконных доходов.
II. В рамках исследования «Социальные проблемы быта и образа жизни населения» изучено повседневное поведение человека в сфере быта с учетом социального положения, материальных условий жизни, культурно-образовательного уровня, семейно-возрастной принадлежности и т.п.

... Вечерним и заочным обучением в школах, техникумах и вузах охвачено почти 15 процентов рабочих и служащих, в том числе до 40 процентов молодежи.Вместе с тем исследование показало, что но мере того, как близится решение традиционных проблем быта - удовлетворяется чрезмерная жилищная нужда, повышается качество жилья, растет культура быта, - возникают новые проблемы, а порой и некоторые диспропорции.

6) Одна из таких диспропорций существует между общим ростом свободного времени и сохранением бытовой перегрузки работающей матери несовершеннолетних детей. Как показывают факты, продолжительность домашнего труда у этой категории населения достигает 30-35 часов в неделю (женатые мужчины и бездетные женщины тратят времени в 2-3 раза меньше). Бытовые перегрузки препятствуют в первую очередь росту уровня культуры, образования и профессиональной подготовки значительной части работающих женщин (данные по г.Таганрогу говорят о том, что 66 процентов женщин имеют низкую квалификацию, около 30 процентов среднюю и лишь 4 процента -высокую; среди мужчин, соответственно, - 19, 50 и 31 проц.). В силу этого проблема малоквалифицированного труда в современных условиях нередко сводится к проблеме женского труда (женщины составляют до 3/4 малоквалифицированных рабочих).

На вопрос: «Чем бы Вы занимались, если бы у Вас было больше свободного времени?», почти все женщины с низшим образованием ответили, что они занимались бы домашним хозяйством. Ответы женщин с высшим или незаконченным высшим образованием были иными - занимались бы воспитанием детей, повышением собственного культурного уровня и т.д.Изучение этого вопроса приводит к выводу о необходимости создания единой системы повышения производственной квалификации и общей культуры женщин с учетом специфики труда различных социальных групп (в первую очередь женщин рабочих средних и старших возрастов), которая длилась бы на протяжении всего трудового пути.

Бытовая перегрузка женщины-матери существенно сокращает возможность совместного с мужем отдыха (посещение кино, клуба, гостей и т.п.). Это способствует тому, что мужчины проводят значительную часть своего свободного времени (не меньше 3-5 часов в неделю) в мужских компаниях. Такое времяпрепровождения часто приводит к пьянству: до 90 процентов попавших в вытрезвитель граждан перед этим «проводили время» в мужских компаниях.
Другая диспропорция современного быта заключается в том, что время занятий родителей с детьми младшего возраста значительно выше, чем с подростками (соответственно, около 12 и меньше 8 часов в неделю). Недостаточное внимание родителей к подросткам (хотя родители в СССР уделяют общению со своими детьми в полтора-два раза больше времени, чем в таких странах, как США, ФРГ) приводит порой к негативным последствиям. Педагогическая наука, средства массовой информации и пропаганды должны обратить повышенное внимание па усиление роли родителей в воспитании подростков.

г) ... в Таганроге многие тысячи людей систематически занимаются художественной самодеятельностью, техническим творчеством, спортом. Однако относительно общей массы населения их число невелико (менее 10 процентов взрослого населения), тогда как пассивными формами участия в культурной жизни охвачены практически все. Существующая ведомственная замкнутость учреждений культуры, их ориентация на преимущественно зрелищные виды, акцент на выращивание «талантов и чемпионов» отрицательно сказываются на широком приобщении населения к непосредственному участию в активных формах культурной жизни. В связи с этим выдвигается вопрос о переориентации учреждений культуры на более широкое привлечение населения к непрофессиональному творчеству с учетом его интересов, потребности в общении и т.д. Подобная переориентация может оказаться эффективной мерой противодействия стихийным, «уличным» формам развлечения людей.

д) Выявлено несоответствие между нынешней организацией вечернего и заочного образования и потребностью трудящихся в непрерывной учебе. Нынешняя система совмещения труда и учебы требует большой нагрузки (учебные занятия у заочников и вечерников составляют 20-25 часов в неделю). Это делает вечернюю и заочную учебу практически недоступной для многих семейных людей, особенно женщин. Между тем сегодня становится все более настоятельной необходимость для большинства трудящихся постоянно повышать свою культуру, образование и квалификацию, а в ряде случаев и менять специальность. По мнению исследователей, встает вопрос о постепенном соединении в одно целое систем вечернего (заочного) образования и повышения квалификации на производстве, иначе говоря - о создании в большинстве отраслей народного хозяйства такой же системы повышения квалификации и образования, какая уже сушествует для некоторых категорий специалистов (врачей, учителей, руководящих работников и т.д.).
В настоящее время на основе полученных данных завершается работа над созданием типологии времяпрепровождения различных групп населения, в основу которой впервые положены не социально-демографические признаки, а типы поведения. Ведется также работа над созданием общих принципов рационального бюджета времени для различных слоев населения (обоснование оптимальных затрат времени, необходимых ддя гармоничного духовного и физического развития).

III. В исследовании «Причины мелких хищений социалистического имущества на промышленных предприятиях»: а) На большом фактическом материале проанализированы основные причины мелких хищений социалистической собственности:
- материально-экономические - материальные затруднения, отсутствие возможности свободного приобретения необходимых товаров, возможность обогащения путем спекуляции, наличие сферы «личных услуг»;
- идейно-воспитательные - недостаточное влияние семьи, средней школы, ПТУ. вуза и техникума, производственного коллектива, ближайшего бытового окружения; состояние правовой пропаганды;
- организационно-управленческие - бесхозяйственность, недостаток в организации учета и контроля, несовершенство организации производственного процесса, недостаточная материальная заинтересованность в сохранении социалистического имущества и необоснованные запреты, объективно толкающие на нарушение закона; - правовые - несовершенство законодательства, недостатки практики применения закона.

Впервые разработана и описана в специальной литературе новая типология расхитителей социалистической собственности.
б) Полученные данные опровергают весьма распространенную точку зрения, что якобы основная причина мелких хищений - это невысокая заработная плата. Очевидно, материальная необеспеченность перестала играть сколько-нибудь заметную роль как побудительный мотив хищений: на предприятиях, где заработная плата рабочих выше, фактов хищений бывает не меньше, чем там, где она ниже.

в) Выявлено, что мелкие хищения обнаруживаются весьма редко. Скрытые (латентные) случаи воровства составляют примерно 95 процентов от их общего количества (эта цифра нашла подтверждение при повторной проверке в г.Ьрянске). Определены группы населения (по социально-демофафическим показателям), наиболее подверженные совершению хищений. Знание этого позволяет дифференцировать идеологическую работу, повысить эффективность мер по профилактике хищений. В результате исследования составлена экспериментальная программа борьбы с хищениями социалистического имущества.

IV. В рамках исследования «Человек в системе средств массовой информации» изучены основные характеристики населения города как аудитории средств массовой информации и пропаганды и вопросы взаимодействия их каналов. Исследование подтвердило предположение, что основу побудительного интереса и устойчивого отношения человека к системе средств массовой информации определяют не столько пол, возраст, образование, семейное положение, сколько социальная направленность личности, ее трудовая и общественная активность, образ жизни.
а) Зафиксирована связь уровня информированности личности с ее участием в общественной работе. Так, кто ведет общественную работу, информирован значительно полнее, чем не участвующий в ней. пользуются более широким кругом источников информации. Участие в общественной работе влияет, например, на выбор материала для чтения. 82 процента лиц, выполняющих партийные поручения, читают общественно-политические материалы. Из тех, кто выполняет комсомольские поручения, число читающих такие материалы также велико - почти 60 процентов.
б) Описано взаимодействие средств массовой информации и пропаганды. Полученные данные подтверждают тезис о том. что печать, радио и телевидение представляют собой целостную систему, элементы которой взаимосвязаны друг с другом и
опровергают утверждение, что якобы между ними существует соперничество. Так, среди наиболее активных телезрителей (ежедневно обращающихся к телевидению) очень высок процент ежедневно слушающих радио - 72 процента. Среди тех, кто смотрит телевизор 3-4 раза в неделю, этот процент снижается до 49. Та же картина обнаруживается при рассмотрении обратной зависимости, характеризующей отношение радиослушателей к телевидению. Аналогичные тенденции действуют и во взаимосвязях между телевидением и газетами. в)

Изучена роль групп непосредственного общения как межличностного канала информации. Обнаружено, что воздействие системы массовой информации на индивида во многом зависит от того, в какие коллективы, группы общения он включен. Значительная часть населения получает информацию хозяйственно-бытового характера через «межличностные контакты» - 50 процентов от соседей, до 20 процентов от родственников и сослуживцев.
Наибольшее распространение этот канал имеет среди людей от 20 до 40 лег. Новости, полученные через средства массовой информации, обсуждаются в следующих группах общения - 43 процента опрошенных - с товарищами по работе; 38 процентов - в кругу семьи, 11 процентов - с соседями во дворе, более 8 процентов - с друзьями.

г) В рамках изучения эффективности кинематографа описано расхождение между задаваемой и воспринимаемой структурой информации. Собранные данные показывают, как структура годового репертуара городских кинотеатров отличается от задаваемой Госкомитетом по кинематографии Совета Министров СССР. Задаваемая структура годового репертуара предусматривает в общем показе фильмов долю советских фильмов - 52 процента, социалистических стран - 31 процент, капиталистических -17 процентов, но кинопрокат, хотя он формально выдерживает заданные пропорции, не учитывает как прокатные возможности разных фильмов, так и различную заполняемость кинозалов. В результате, если исходить из реально просмотренных кинозрителем фильмов (по числу приобретенных билетов), заданная пропорция существенно меняется. Советские фильмы и фильмы социалистических стран смотрят не 83 процента, как предусмотрено, а 71 процент зрителей, а капиталистические - 29 процентов, или в 1,7 раза больше, чем предусмотрено. В ходе изучения этого вопроса впервые создана типология кинозрителя, дана характеристика шести типологических групп зрителей кино.
V. Исследование «Функционирование общественного мнения, средств массовой информации и пропаганды и деятельность государственных и общественных организаций» было направлено на описание и анализ двух информационных потоков - от органов управления к населению города и от населения города к органам управления. Задача состояла в том, чтобы выявить картину эффективности деятельности средств массовой информации и пропаганды, оперативной информации в городе по радио, телевидению, через газеты, систему политического образования, лекционную пропаганду и т.д. При этом оценка эффективности определялась на всех основных этапах информационного процесса - производство массовой информации, ее передача и, наконец, использование в социальной практике населения. Изучалось также функционирование общественного мнения, его участие в социальном управлении.

а) Получены данные, характеризующие уровень информационной обеспеченности населения. Так, в 1973 г. в г.Таганрог ежедневно поступало около 200 тысяч экземпляров газет на русском языке 28 наименований (не считая «Пионерской правды»). Кроме того, город получал 26 газет на иностранных языках (3 советских, 20 - из социалистических стран и 3 - из капиталистических) и 35 газет союзных республик. В городе издаются 7 многотиражных газет. Каждый день только газеты предоставляют населению города информацию порядка 400 тысяч часов (час - условная единица обьема информации, равная 30 страницам машинописного текста). При этом необходимо учитывать, что по объему передаваемой информации газеты значительно уступают телевидению и особенно радио. В целом же на одного взрослого жителя города приходится в сутки около 30 часов информации всех видов.

б) Проникновение средств массовой информации и пропаганды в жизнь населения носит широкий характер. Подавляющее большинство взрослых жителей города - 96 процентов - регулярно получают информацию хотя бы из одного органа печати, радио, телевидения или же устной пропаганды. При этом «абсолютная аудитория», т.е. та часть населения, которая регулярно потребляет все официальные источники информации (пресса, радио, телевидение, лекции, политинформации, политобразование), составляет 7,5 процента, а «абсолютная неаудитория», т.е. часть населения, не имеющая никаких контактов ни с одним из названных источников, - 3 процента. Учет Границ «абсолютной аудитории» и «абсолютной неаудитории», безусловно, может существенно сказаться на повышении эффективности работы органов массовой информации и устной пропаганды.
в) Активность взрослого населения в информировании органов управления является высокой и реализуется в многообразных формах. Трудящиеся города используют для передачи информации в органы управления собрания всех видов, письма в органы управления, в редакции газет, радио и телевидения, беседы с депутатами, должностными лицами органов управления и руководителями предприятий и организаций.
Как показало исследование, наиболее массовым каналом передачи информации от населения в органы управления являются собрания партийных, профсоюзных, комсомольских организаций и трудовых коллективов. На них выступают 53 проц. трудящихся. Среди членов городской партийной организации и комсомольцев этот процент значительно выше (соответственно, 93 и 57 проц.). Лично обращаются к должностным лицам областных, городских и районных органов управления 15 процентов трудящихся, высказывают различные предложения в беседах с руководителями предприятий и учреждений - 15 процентов, беседуют с депутатами Советов - 12 процентов, выступают на собраниях избирателей - 9 процентов, обращаются с письмами и материалами в редакции газет, радио, телевидения - 9 процентов, в различные органы управления - 9 процентов, публикуют материалы в стенной и многотиражной печати по месту работы 5 процентов от числа взрослого населения. Объем передаваемой при этом информации весьма значителен.
г) Исследование зафиксировало в целом высокую гласность в работе партийных, советских и общественных организаций. Население получает информацию о деятельности органов управления как по формальным, так и по неформальным каналам. На первом месте по объему такой информации находится городская газета, на втором, четвертом и пятом - межличностные неформальные каналы: беседы с руководителями предприятий, с товарищами по работе и в семье; на третьем - городское радио, на шестом - собрания, на седьмом - лекции, беседы и на восьмом - многотиражные газеты.
Важно, однако, подчеркнуть то обстоятельство, что широкая гласность в работе органов управления не предопределяет автоматически широкой информированности населения об их деятельности. 75 процентов опрошенных (из 1000 человек) на вопрос: «Какие решения городских руководящих органов, принятые за последние 3-4 месяца, вам известны?» не могли назвать ни одного, хотя о многих из них сообщалось в «Таганрогской правде». Очевидно, высокая степень гласности в работе органов управления достигается только тогда, когда информация об их деятельности целенаправленно доводится до населения, в связи с чем резко возрастает роль средств устной пропаганды и необходимость совершенствовать формы подачи этой информации в прессе.
д)В связи с интенсивным функционированием изучаемых каналов информации, большое практическое значение приобретают выявленные в ходе исследования отклонения между реально существующим общественным мнением и тем, которое выражено населением по различным каналам (письма, высказывания на собраниях, беседы с должностными лицами и депутатами). Установлено, в частности, что ни один из этих каналов выражения общественного мнения, рассматриваемый обособленно, не даст вполне достоверного представления о фактически существующем мнении. Так, при анализе писем населения во все инстанции, содержания бесед с депутатами и должностными лицами вопросы транспорта и связи занимают 17-е место по значимости, а в факгически существующем общественном мнении - 1-е. Организация торговли и общественного питания занимает в потоке писем 2-е место, а в фактическом общественном мнении, соответственно, 5-е и 15-е. Снабжение продуктами питания, соответственно, 18-е и 6-е. Вопросы охраны общественного порядка занимают в письмах населения в органы управления - 1-е, в органы печати 9-е, в беседах с депутатами - 3-е, а с должностными лицами - 2-е место. В фактическом же общественном мнении эти вопросы стоят на 11-м месте. О жилищной проблеме жители города и в письмах, и в беседах высказываются только негативно, тогда как в массовом сознании отношение к этой проблеме прямо противоположное: 67 процентов опрошенных оценивают жилищные условия либо как хорошие, либо удовлетворительные.

е) Результаты исследования свидетельствуют о том, что при высокой «информационной насыщенности» аудитории улучшение деятельности средств массовой информации должно осуществляться не столько методом увеличения объема информации, сколько в результате существенного повышения эффективности их деятельности.
ж) Для органов управления средствами массовой информации определенный интерес представляет содержащаяся в исследовании характеристика нескольких видов дублирования: Это, во-первых, многократная публикация одного и того же материала (с точки зрения содержания, формы и адреса) одновременно в различных органах пропаганды. Сама по себе такая практика, учитывая огромную важность общеполитической информации, казалось бы, не вызывает сомнения. Однако детальное изучение вопроса вносит определенные коррективы в это внешне бесспорное представление. Так, лишь 1 процент жителей города пользуется только специализированными отраслевыми газетами («Строительная газета», «Гудок», «Лесная промышленность», «Учительская газета», «Советский спорт» и т.д.), не читая одновременно общеполитических газет. Сокращение так называемого «чистого» дублирования в отраслевых газетах позволило бы им расширить специальную тематику за счет высвободившегося места.

Во-вторых, отсутствие учета специфики того или иного канала информации (например, передача газетного текста по радио, чтение его по телевидению и т.д.). В-третьих. освещение различными каналами информации одних и тех же участков действительности. Так, в ходе изучения 12 центральных и местных органов информации было обнаружено, что при освещении различных профессий наибольшее внимание уделяется одним и тем же профессиональным группам.
- В исследовании отмечен весьма распространенный недостаток, существенно снижающий оперативность передачи информации. Он состоит в том, что в местных каналах массовой информации от 70 до 82 процентов общего количества материалов появляется без всякого упоминания даты происшедшего и описываемого события. Так, городская газета 1 проц. сообщений дает в день события, 8 проц. - на следующий день, 9 проц. через 2-7 дней после события, а в 75 проц. событий дата не указывается. В передачах областного телевидения, соответственно. 10,6, 2 и 82 проц.

з) Положительно сказался бы на повышении эффективности работы местных средств массовой информации учет следующих описанных в исследовании явлений:
Выявлено, что местные газеты, радио и телевидение (городские и областные) недостаточно в своих материалах отражают общественное мнение рабочего класса. Так, его численность в общей численности занятого населения г.Таганрога составляет около 50 процентов. Однако удельный вес материалов, посвященных рабочим, значительно меньше половины - 31 процент. Что же касается общественного мнения рабочего класса, то оно выражено в публикациях, составляющих лишь 11 процентов от объема материалов, посвященных этой теме. В то же время общественное мнение интеллигенции, составляющей 9 процентов населения, выражено в 55 процентах материалов.

Обнаружилось расхождение между общественным мнением, выраженным на страницах газет и реально существующим. Так, согласно полученным данным, среди различных проблем городской жизни первое место в общественном мнении населения занимают вопросы работы городского транспорта. В то же время в газете «Таганрогская правда» они занимают 15-е место среди 21 вычлененной проблемы городской жизни. Вопросы благоустройства города в фактическом общественном мнении на 3-м месте, проблемы бытового обслуживания, на 4-м, торговли - на 5-м. В газете эти вопросы, соответственно, - на 16, 13 и 17-м местах.
Разумеется, зеркально-пассивное отражение общественного мнения чуждо духу и принципам нашей пропаганды. Вместе с тем не оправдан и такой значительный разрыв между реально существующим и выраженным на страницах печати общественным мнением.
Одна из причин этого явления - отношение редакций к материалам внештатных авторов. Как показывают исследования, хотя рабочие среди авторов городской печати составляют 14 процентов, мнение, выражаемое ими. не может быть в целом признано мнением рабочих, ибо оно, - об этом заявили 58 процентов опрошенных, - искажается в процессе редакционной правки их статей.
Указанные недостатки так или иначе порождают недоверие к информации, передаваемой органами пропаганды, снижают их авторитет, приводят, в конечном счете, к снижению эффективности влияния средств массовой информации.

- Описано также расхождение между языковыми средствами, используемыми органами массовой информации, с одной стороны, и языковыми возможностями населения, с другой. В результате содержание публикуемых (передаваемых) материалов
воспринимается неточно, неполно, мысли пропагандиста (автора, выступающего) не всегда доходят ло слушателей. Эксперимент, в ходе которого были подвергнуты тестированию 300 человек, показал, что в 7 случаях из 10 предложенные читателям газетные тексты воспринимались не так, как было задумано авторами.

Одна из причин этого - незнание частью читателей собственных имен (личностей, географических названий и т.д.) и значения многих слон и выражений, часто употребляемых в печати. Исследователями было выбрано 50 слов, часто встречающихся в материалах центральных газет. Опрос показал, что 68 процентов опрошенных не знает значения слова «вермахт», 53 процента - «эскалация», 51 процент - «левые силы», 43 процента -«потенциал», 40 процентов - «реакционер», 36 процентов «милитаризация», 31 процент - «реванш», 30 процентов - «дискредитация» и т.д. Возможно, газетам следовало бы восстановить практику прошлого - периодически публиковать словарики малопонятных слов.

Несоответствие языковых возможностей между читателем и газетами проявляется уже при чтении газетных заголовков. Описано три варианта, при которых читатель отказывается читать статью из-за заголовка: а) если заголовок непонятен читателю,
б) если содержание заголовка отражает второстепенные элементы содержания материала, в) если, наконец, заголовок утратил информативность, превратился в штамп.
В рамках этой же процедуры высказано нуждающееся в дополнительной проверке предположение, что для понимания газетных текстов определяющее значение имеет семиотический тип читателя. В соответствии с этим предположением вся читательская аудитория делится на 7 семиотических групп (языкового сознания и умения), различающихся специфическими особенностями восприятия текста.

- Изучен вопрос о работе редакции городской газеты с внештатными авторами. Правомерно, что при привлечении внештатных авторов редакция ориентирована на лиц, непосредственно причастных к сферам идеологии и управления. Но нельзя считать нормальным, что в крупном промышленном центре, население которого наполовину состоит из рабочих, последние в числе внештатных авторов составляет всего 14 процентов. При привлечении внештатных авторов редакция использует две основные формы - отбор корреспонденции из редакционной почты (около 60 проц. опубликованных материалов) и «заказ корреспонденции» - примерно 40 процентов. Обращает внимание, что из всего внештатного авторского коллектива только 37 процентов выражает желание продолжать сотрудничество с газетой. Объяснение этому исследователи пит в том, что редакция очень жестко программирует содержание статьи, ущемляя авторскую самостоятельность и снижая остроту поднимаемых вопросов.
- Изучен вопрос о диапазоне отражения социальной действительности средствами массовой информации. Данные исследования свидетельствуют о том, что отсутствие самоконтроля со стороны редакций порой приводит к тому, что средства массовой информации искусственно сужают этот диапазон.

Так, из 37 сфер социальной действительности (типа «государство», «политические и общественные организации», «молодежь», «спорт», «литература и искусство» и др.) в газете «Таганрогская правда» на протяжении 3 месяцев (64 номера газеты) освещалось всего 8 сфер. Из поля зрения газеты выпали такие вопросы, как система здравоохранения, общественное питание и др. 252 номера газеты были проанализированы с точки зрения освещения различных профессий. Под контроль были взяты 54 профессии (более 90 проц. всех профессий, фигурируемых в официальных данных ЦСУ). Наиболее часто упоминались 10 профессий - научный работник, инженер, председатель колхоза, тракторист, журналист, врач, сталевар, поэт, офицер, учительница. На их долю пришлось 60 процентов всех упоминаний. В исследовании анализируется механизм, приводящий к неоправданному, стихийному сужению отражения действительности.

-Обнаружена слабая информированность журналистов разных средств массовой информации о работе своих коллег. Журналисты недостаточно активно смотрят (слушают) передачи местного радио и телевидения (местные газеты читаются, как правило, более активно). Только 17 процентов газетных и 19 процентов радиожурналистов смотрят, например, регулярно передачи местной студии телевидения. Не так часты и непосредственные производственные контакты. В ходе исследования нередко отмечались такие факты, что даже радио- и тележурналисты, которые организационно объединены в рамках одного комитета и работают в одном здании, не знают, что делается в соседней редакции, какие творческие проблемы волнуют их коллег.

Данная записка содержит лишь общую характеристику проведенной в г.Таганроге работы. Более подробно все результаты и выводы изложены в итоговых отчетах и в записках по отдельным конкретным вопросам, представленных исследовательскими группами в Отдел пропаганды ЦК КПСС (см. приложение 1).

Отчет составил консультант Отдела пропаганды ЦК КПСС Л.А.Оников
Источник http://vshssn.msu.ru/wp-content/uploads/2015/11/Sociologiya-i-vlast.-1973-1984-compressed.pdf
via https://bbb.livejournal.com/3432373.html

мемуары; СССР, социология, противоречия СССР, факты

Previous post Next post
Up