Первозванность… - от Ягайло, он же Владислав II, к Ивану Грозному и обратно - до начала эры…

Jun 20, 2023 15:55

У католиков тоже есть святцы, в испанском это даже дословно абсолютно то же самое: santoral = жития святых.
И при крещении нарекают именами тоже согласно святцам.

Когда в католичество из язычества крестился Ягайло (~1350/60 - 1435), он при крещении (1386) получил имя Владислав.
Второй.
И целая дюжина Владиславов 1-ых… )

latin, slavonic, romanian, history, vatican, greek

Leave a comment

Comments 14

Мнение поляка Валишевского 1 moonwalker72 June 20 2023, 13:43:40 UTC
Умственное одиночество Православной Руси было прямым следствием ее родства с этой византийской Alma mater. Из двух сот сорока русских писателей, появившихся до конца XVII века, не считая юго-западных католиков, сто девяносто были монахи, двадцать из числа белого духовенства и тридцать других были авторами трудов, посвященных главным образом религиозным вопросам. Литература и наука были таким образом почти исключительно церковными. Уже в XIII веке церковь представляет закрытый, непроницаемый мир. Православие запрещало всякое общение с иноверцами. Обычай требовал от русских государей мыть руки после аудиенции, данной иностранным послам, что так оскорбило папского легата Поссевина при дворе Грозного. Присоединение к флорентийской унии митрополита Исидора, ставленника Византии, и взятие турками Константинополя еще более увеличили это духовное одиночество Руси. Теперь сам Восток вызывал подозрения, а торжество ислама казалось заслуженным наказанием. В эту эпоху возникает и распространяется предание о пребывании на Руси ап. Андрея, что ( ... )

Reply

Его же несёт программно… jescid June 20 2023, 14:16:59 UTC
> Из двух сот сорока русских писателей, появившихся до конца XVII века, не считая юго-западных католиков, сто девяносто были монахи

А то на Западе было иначе. Данте и Петрарка были клириками.
Это только самые известные.
Но ко времени И-IV на Западе ничего особо и не изменилось в этом смысле - разве богатств понахлынуло.
В Италии тогда герцоги друг перед другом, да, мерялись количеством своих придворных поэтов, но кто-то из них чем-то интересен, кроме панегирик хозяину?

> К концу XV века не осталось и следа школ, существование которых при древних монастырях подтверждается многими источниками

Вообще-то в том самом Вильно и до Мелетия Смотрицкого, т.е. это даже после И-IV школы были не при монастырях, а при братствах - куда боле широкой общественной организации.

Reply


Мнение поляка Валишевского 2 moonwalker72 June 20 2023, 13:44:20 UTC
Остальная же, большая, часть состоит из аскетических произведений. До семнадцатого века древние греческие и латинские писатели оставались неизвестными для русских читателей. Из числа светских произведений любимыми для чтения были хроники. И какие еще хроники! Малалы, с цитатами из стихов Орфея, и еще более распространенная хроника Георгия Амартолы с подробным описанием одежды некоего иудейского священника, шедшего навстречу Александру Великому. В области географии и космографии авторитетами были Георгий Писид и Козьма Индикоплов. Его заключения о размерах земли, выведенные из формы Моисеевой скинии, не встречали никакого недоверия. Поучения, пересыпанные цитатами из апокрифических произведений, идеи Птоломея и Аристотеля, бредни манихейцев и гностиков - все у него смешивается и распространяются самые нелепые понятия. В философии русские держались Иоанна Дамаскина и его теории науки, сведенной к одной любви к Богу. Но до XVIII века с произведениями умозрительными Василия Великого, Дионисия Ареопагита самое видное место занимает "Пчела ( ... )

Reply

Зерцало… jescid June 20 2023, 14:38:57 UTC
> у Аристотеля, Сократа, Эпикура, Диодора, Катона ( ... )

Reply

Про голоса moonwalker72 June 20 2023, 16:06:40 UTC
На Руси долго держалось (и есть до сих пор) знаменное пение - наследник равеннского пения еще VI века. Оно не переливчатое и с узким низким тембром, и мне оно нравится намного больше общепринятого осмогласия, введенного Иоанном Дамаскином - в нем есть подлинная торжественность ( ... )

Reply

Сложно отделить просвещение от… jescid June 20 2023, 18:39:52 UTC
той же пропаганды и индоктринации.

Практически все мыслители-просветители, включая того же Коперника, учились сначала на богословов и богословие было основным предметом в тех самых университетах при каждом итальянском герцогстве… история ун-та того же Урбино интересна - по сути ит. университеты, были системами религиозной же индоктринации для состоятельных слоёв общества, светской его части.
Притом они же, состоятельные люди, их и содержали.
Один из первых математиков в Италии, выкормившихся на источниках явно с востока, тот же Лука Пачоли, был монахом.

А просвещение и науки расцветают там, где есть излишки содержать их представителей.

Православные братства в русских-славянских городах (при них школы и тоже изучение того же богословия) возникали не от избытка доходов, а для отпора, прежде всего идейного - от католиков (как в Вильно, Полоцке и др.) или османов - как в Румынии, Болгарии и на Балканах.

Reply


zamorovo June 20 2023, 15:35:35 UTC
Чота торкнуло меня ваше европокопательство. Почему-то Стоглавый собор "на ум пошел".
Посмотрел ссылочки... Божечки мой! Какая Луна? Землю надо делить, людишек.
Правило им устанавливать, чтоб не бунтовали, а ЧТИЛИ. Не читали.

А вобщем-то да, чота тут не так... Дмитрий Ростовский, да... История в преданиях...

Reply

Дмитрий Ростовский который Туптало? jescid June 20 2023, 19:11:08 UTC
Много чего не так… откуда рукописный Лицевой Летописный свод, как бы составленный при Иване Грозном и по его приказу, при том, что вся его библиотека пропала….
Источники сами по себе, по чьему-то вдохновению, не возникали и сохранялись по строжайшему отбору, остальное сжигалось или затиралось в лучшем случае (палимпсесты), часто и потому, что манускрипты и цениться то стали не ране, чем появилось книгопечатание и ещё прошло лет 100, не меньше.
Кондотьер Федерико де Монтефельтро, герцог Урбинский и основатель библиотеки Урбино (где, дескать, могли быть рукописные работы Леонарда Пизанского… и которая целиком потом досталась Ватикану), печатные книги якобы не ценил и не собирал - так их почти и не было ещё при нём. Если они вообще в Зап. Европе действительно стали печататься настолько раньше…
Сравнивая печать книг конца XVI века и тех, что в начале печатали - того же Пачоли… странно, что плотность печати была такая высокая до той, что в конце XVI - см. пример выше, где с плотностью печати всё норм.

Reply

Re: Дмитрий Ростовский который Туптало? zamorovo June 21 2023, 00:48:17 UTC
Таки да. Он самый.

Основными источниками агиографического материала для Димитрия Ростовского были Пролог (издание 1685), Великие Четьи-Минеи (Макарьевские), Киево-Печерский патерик (издание 1661), агиографический сборник Лаврентия Сурия «De Probatis Sanctorum Historiis», содержавший жития Симеона Метафраста в латинском переводе, а также тома «Acta Sanctorum» болландистов за январь-май[18][23], «Annales Ecclesiastici» («Церковные Анналы»)[en] кардинала Барония (в обработке Скарги); но особенно польский сборник житий иезуита Петра Скарги[24] «Żywoty świętych» («Жития святых»)[en]. Влияние Скарги очень чувствуется в самом языке и стиле Житий святых, написанных Димитрием[25]. Посредством этих сборников Ростовский владыка получал доступ к древнейшим житийным текстам различных авторов. Также святитель Димитрий пользовался многочисленными историческими сочинениями: славянскими, византийскими, латинскимиА читал я, кажется, вот это ( ... )

Reply

Эти владыки… jescid June 21 2023, 07:42:41 UTC
Между собой в тесном кругу по сути едва ли имели серьёзные разногласия по канонам веры или деталям ритуалов ( ... )

Reply


Leave a comment

Up