Становление Русской художественной мысли в конце XIX века

Mar 24, 2015 00:59

Сейчас мне очень интересна тема русской живописи. Интересны влияния той среды, в которой жили художники, на их картины. Открываю цикл статей по русской живописи. Для начала хочу пересказать основные этапы ее развития в России. И начну, пожалуй с конца XIX века.

В истории русской культуры конец XIX - начало XX в. получил название «серебряного века» русской культуры, который начинается «Миром искусства» и заканчивается символизмом. «Мир искусства» - это организация, возникшая в 1898 г. и объединившая мастеров самой высокой художественной культуры, художественную элиту России тех лет. Начало «Миру искусства» положили вечера в доме А. Бенуа, посвященные искусству, литературе и музыке. Людей, собиравшихся там, объединяла любовь к прекрасному и уверенность, что его можно найти только в искусстве, так как действительность безобразна. Возникнув, также как реакция на мелкотемье «поздних» передвижничества, «Мир искусства» превратился вскоре в одно из крупных явлений русской художественной культуры. В этом объединении участвовали почти все известные художники - Бенуа, Сомов, Бакст, Лансере, Головин, Добужинский, Врубель, Серов, Коровин, Левитан, Нестеров, Рябушкин, Рерих, Кустодиев, Петров-Водкин, Малявин, даже Ларионов и Гончарова. Огромное значение для формирования этого объединения имела личность Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии - импресарио гастролей русского балета и оперы за границей («Русские сезоны», познакомившие Европу с творчеством Шаляпина, Павловой, Фокина, Нижинского и др.).



«Групповой портрет членов объединения „Мир искусства“». 1916-1920. Б. М. Кустодиев.

Рядом с «мирискусниками», как называли художников «Мира искусства», виднейшим направлением рубежа века был символизм - многогранное явление, не вмещающееся в рамки «чистой» доктрины.

Конец XIX - начало XX века - важный период в развитии русского искусства, совпавший с тремя революциями - 1905-1907 гг., февральской буржуазно-демократической и революцией 1917 года, время крушения старого мира. Окружающая жизнь, события этого необычайного времени определили судьбы искусства: оно претерпело в своем развитии много сложностей и противоречий. В то время еще плодотворно работали ведущие мастера реализма - И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, В.Е. Маковский.

В 1890-1904-е годы их традиции находят свое развитие в ряде произведений молодого поколения художников-передвижников, таких как Архипов, Касаткин, отражающие в своих картинах изнурительный труд простых крестьян, рабочих. В этих людях уже тогда угадывалась мощь и сила, сокрушишвая буржуазный империализм.



Архипов Абрам Ефимович. «Девушка с кувшином». 1927г.

Архипов изображает простых крестьян - рабочих людей. На его картинах видно, что это люди, которым не чужд тяжелый труд. Они физически сильные и здоровые. Но самое главное, что передают его картины - это струящаяся сила духа. Вот, к примеру, эта девушка с кувшином. Видно, что она уже много работала и устала - щеки у нее красные от пота. Но лицо ее выражает счастье, счастье от труда, от жизни. Такой только дух, радующийся тяжелому труду, и способен восходить на более высокие ступени сознания.

Одним из крупнейших выставочных объединений начала XX века после «Мира искусства» стал «Союз русских художников». Инициатива его создания принадлежала московским живописцам - участникам выставок «Мира искусства», испытывавшим недовольство ограниченностью его эстетической программы и стилистической направленности. Учреждение «Союза» относится к 1903 году. В нее входили художники М.А. Врубель, В.Э. Борисов-Мусатов, В.А. Серов, К.А. Коровин, А.Е. Архипов, С.А. Виноградов, С.Ю. Жуковский, Л.В, Туржанский, К.Ф. Юон и другие. Именно в недрах «Союза» сформировался русский вариант живописного импрессионизма, сочетающий непосредственность и свежесть восприятия натуры с любовной поэтизацией образов избяной, крестьянской России.

В живописи художников «Союза» определилось новое понимание темы, свойственное вообще искусству начала XX века. В жанре передвижников темой является общий социальный смысл события, раскрываемый средствами изобразительного рассказа. Но уже в пейзажах И.И. Левитана мы имеем дело с лирической темой, то есть с определенным состоянием души, находящим свое подобие и отражение в состоянии природы. В картинах мастеров «Союза» темой становится «живописное явление» или уловленные в природе особая игра и сочетание цветов, образующих оригинальный колористический эффект, - то, что объединяется понятием «живописная тема». Игра красок в природе, сложные колористические эффекты становятся предметом пристального изучения «Союзников», творящих на полотне живописно-пластический образный мир, лишенный повествовательности и иллюстративности. Мастера «союза русских художников» так же, как и «мирискуссники» ищут гармонии и идеала в окружающем их мире: природе, архитектуре.



Коровин Константин Алексеевич. «На берегу Черного моря».

Мир Врубеля - эпоха в истории не только русской, но и мировой культуры. Врубель оставил более 200 произведений. Среди них - портреты, картины, декоративные панно, иллюстрации, эскизы театральных занавесей, скульптурные произведения, проекты зданий, поражающие по размаху и широте творческого диапазона. Врубель, вдохновляясь памятниками прошлого, творил во многом по-своему, и нередко творил как равный великим мастерам прошлого. Врубель не придерживался официального церковного канона, и именно поэтому его Моисей своей одухотворенностью, даже самим типом лица с огромными глазами оказался созвучен подобным образам из подлинных произведений византийского искусства. В религиозной композициях Врубеля, как бы возвращается подлинная внутренняя сущность древних прототипов: большое человеческое содержание, эмоциональная выразительность.



Врубель Михаил Александрович. «Полет Фауста и Мефистофеля».

Практически его ровесник Рерих много размышлял о национальной духовной традиции. Для него она связывалась с историческими событиями древности, с нераскрытыми тайнами природных сил и верований. Все это ему хотелось воплотить в станковых картинах и в больших декоративных панно, в сценическом оформлении спектаклей на историческую темы, и в мозаиках, призванных войти в идейно-пластический образ храма-памятника. В некоторых отношениях Рерих был близок здесь к Врубелю - оба они шли навстречу модерну в желании облечь свои романтические идеи в декоративную систему устойчивых пластических образов, оба видели путь к решению своих художественных проблем в синтезе различных видов искусства.



Рерих Николай Константинович. «Гонец. "Восстал род на род"». 1897г.

Произведения этих художников формировали русский модерн, определяли его характерные черты. Врубелю, одному из творцов русского модерна, новый стиль казался средством обретения свободы для собственного творческого волеизъявления, формат выражения своей художественной индивидуальности. В то же время Серов в своих поздних работах шел к модерну, усматривая в нем наоборот, дисциплинирующие стилевые установки, способ «самообуздания» личности. Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники XX века. Его манера писать «разноцветными кубиками» (по словам Ф.И. Шаляпина) иной раз трактовалась как преддверие кубизма.



Врубель Михаил Александрович. «Демон сидящий». 1890г.

Однако Врубель, доказавший своим творчеством, что глубинное постижение натуры закономерно предполагает переход по ту сторону ее внешних видимостей, стоит у истоков не одного какого-то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства XX века.

Источники: www.bibliotekar.ru / art.rin.ru / 3ys.ru

культура, живопись, художественная культура, русская живопись, художники, передвижники, живопись XIX в., мир искусства

Previous post Next post
Up