Русский авангард в искусстве XX века.

Mar 26, 2015 01:18

Нет сомнения, что путь искусства в XX в. был противоречив. Модерн принадлежал как к прошлому, так и к будущему. Как и предварившее направление модернизма, авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества, при этом его художественно-утопические стратегия и тактика были гораздо более решительными и даже бунтарскими.



Серов Валентин Александрович. «Солдатушки, браво ребятушки. где же ваша слава?..» 1905г.

Мастера постимпрессионизма предопределили важнейшие тенденции авангарда: его ранний фронт наметился групповыми выступлениями представителей абстракционизма, включающего в себя такие направления, как супрематизм, кубофутуризм (кубизм, футуризм), и появившийся в конце 1920 гг. конструктивизм - метод советского авангарда.

Подвижники революционного на тот период течения - абстракционизма, отказались в своих работах от приближенного к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Рисуя простейшие разноцветные геометрические фигуры, размещенные на плоскости, абстракционисты старались вызвать у созерцателя картины разнообразные ассоциации.



Кандинский Василий Васильевич. «Композиция 321»

Конструктивизм зародился в результате индустриализации, и стал художественным выражением мысли о преобразовании природы человеком. Конструктивизм принято считать русским (точнее говоря, советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы, как модерна, так и оголённого конструктивизма.



Попова Любовь Сергеевна. «Портрет философа». 1915г.

Как писал Владимир Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства - конструктивизм…». Сторонники конструктивизма в художественной культуре изображают человека как творца, создателя окружающей среды. Один из теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что «…будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…».

Итак, в 1900-10-е годы новые направления рождаются одно за другим в широком географическом диапазоне от России до Нового Света (с Москвой, Берлином, Нью-Йорком и другими центрами, которые все решительнее оспаривают ведущую роль Парижа как законодателя художественных мод). Экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм с их чуткостью к бессознательному в человеческой психике обозначили иррациональную линию авангарда, в конструктивизме же, напротив, проявилась его рациональная, строительная воля.

Позднее, в период войн и революций 1910-х годов политический и художественный авангарды активно взаимодействуют. В условиях мирового политического либерализма авангард с 1920-х годов утрачивает прежний пафос противостояния, вступает в союз с модерном, устанавливает контакт с массовой культурой. Кризис авангарда, к середине 20 века в значительной мере растратившего свою былую революционную энергию, явился стимулом для формирования постмодернизма как основной ему альтернативы.

Одни из самых ярких представителей постмодернизма в художественной литературе, Василий Кандинский и Казимир Малевич, принадлежат к числу открывателей нового художественного языка XX столетия. Они сумели придать абстрактному искусству масштаб, популярность, обосновали его цель и смысл.

Творения русских художников - авангардистов-постмодернистов начала века «взорвало» художественное сознание. И в то же время супрематизм Малевича появился как закономерная стадия в развитии русского и мирового искусства. Сам Казимир Малевич выводил супрематизм из кубизма.



Малевич Казимир Северинович. «Крестьянки с ведрами». 1912г.

Яркими и ярыми последователями абстрактного искусства Кандинского и Малевича считаются И.А. Пуни, И.В. Клюн, М. Ларионов. Сторонником супрематизма является П.Н. Филонов, российский живописец и график. В символических, драматически напряженных произведениях стремился к выражению общих духовно-материальных закономерностей хода мировой истории. Тема современной городской цивилизации, в противовес героизации ее европейскими футуристами, была представлена русским мастером как источник зла, уродующий людей. Антиурбанистический пафос определял смысловое звучание многих картин.



Филонов Павел Николаевич. «Симфония Шостаковича». 1935г.

В 1920-е гг. возникают многочисленные новые группировки, объединяющие как художественную молодежь, так и маститых мастеров. Многие из живописцев старших поколений переживают своеобразную смену приоритетов. Так, П.В. Кузнецов, ведущий мастер «Голубой розы», отходит от отрешенной, почти надмирной гармонии ранних полотен, но не изменяет своему стремлению к поэтизации сцен простого труда.



Кузнецов Павел Варфоломеевич. «Женщина в Бухаре». 1912г.

В их декларации было заявлено: "В социалистическом обществе не найдет себе места искусство, лишенное лучших традиций и культурных завоеваний". Новой чертой в творчество Кончаловского, Лентулова, Куприна, не порывающих с былым «сезанизмом», входит классическое наследие русской и европейской культуры.



Лентулов Аристарх Васильевич. «Солнце над крышами. Закат». 1928г.

В 1921 была создана рабочая группа конструктивистов (К.К. Медунецкий, А.М. Родченко, В.Ф. Степанова, В.А. и Г.А. Стенберги). В первые годы конструктивизм формировался в тесном взаимодействии с левыми течениями в изобразительном искусстве (супрематизмом, кубофутуризмом), формально-эстетические поиски его приверженцев протекали на стыке живописи, дизайна и архитектуры. Главным лозунгом конструктивистов стало революционное преобразование жизни, поиск новых принципов конструирования жизненной среды. Они утверждали эстетические идеалы простоты, утилитарной целесообразности предметного мира.

А.Н. Самохвалов, ученик К.С. Петрова-Водкина, пришел в искусство уже после революции, активно включившись в художественную жизнь. В середине 1920-х годов он был занят поисками собственного творческого почерка, в котором живописная система его наставника обогащалась бы уроками древнерусской монументальной живописи.



Самохвалов Александр Николаевич. «Метростроевка у бетоньерки». 1937г.

По картинам Самохвалова, воспевающего созидательный, направленный на преобразование жизни, труд, написана интереснейшея статья. Ознакомиться с ней можно тут http://timgud.livejournal.com/288715.html.

Источники: www.bibliotekar.ru / art.rin.ru / 3ys.ru

русская живопись, художники, живопись, просвещение, живопись в XX в., художественная культура

Previous post Next post
Up