Ия Саввина (1936-2011)

Aug 28, 2011 06:57


  Иосиф Хейфиц:
«...открытием в «Даме с собачкой» была для многих Ия Саввина. До этого она играла в студенческом театре МГУ. Когда в 1960 году мы повезли картину на фестиваль в Канны, там Саввина произвела настоящий фурор. После показа пригласили нас в какую-то деревню, которая славилась вином. Накрыли стол, кто-то подарил нашей актрисе заводную собачку. В разгар веселья Ия Сергеевна после долгих уговоров влезла на стол и станцевала что-то очень милое, русское. Из Франции мы летели домой на собственных крыльях. Захожу к директору «Ленфильма»... А он, едва я переступил порог его кабинета, спросил меня с испугом: «А правда, что Саввина танцевала на столе? Это была первая реакция на международный триумф «Дамы с собачкой», у нас ей дали II категорию - как средней картине. И в Канны ее послали вне конкурса, считали, она недостаточно хорошо представляла советское кино. А она разделила один из главных призов с «Балладой о солдате» Чухрая.»


ВАЛЕНТИН ГАФТ: Как сказал Достоевский о Пушкине: «Нам эту тайну не разгадать». Так вот, я на протяжении всей жизни не мог разгадать тайну Саввиной… Ия - умница, высокой культуры человек - никогда не лезла, где показуха и тусовка, представляла собой образец скромности при колоссальном таланте. Если бы она сыграла только одну «Даму с собачкой», это уже было бы достаточно. Воплотить на экране чеховскую героиню - тут одного таланта недостаточно, нужно еще иметь особый склад души. Ей очень нравилась эпиграмма, которую я ей посвятил, она ее просто обожала:

Все это правда, а не враки,
И вовсе не шизофрения:
В Крыму гуляли две собаки -
Поменьше - шпиц, побольше - Ия.

Потом я написал пьесу, идущую в «Современнике», и она была моим главным советчиком и контролером. Некоторым она казалась злой, ядовитой. Нет, в ее характере таких качеств не наблюдалось. Принципиальная, не боящаяся сказать правду - эта да, про нее, но так у нее прорывался дух откровенности, открытости.

В «Гараже» она сыграла естественно, что поразительно. Она понимала, где все происходит и в какой стране: «Это не автомобильный гараж, а нравственный гараж, в котором мы все заперлись и сидим до сих пор». Последний раз я видел после перенесенного инсульта она себя очень плохо чувствовала.(kp.ru.)

Олег Табаков: «Ия Сергеевна человек души нежной, взыскующей, и что особенно, может быть, важно, несущей крест и верующий, как этот рецепт выписывал для нашего брата доктор Чехов: неси свой крест и веруй.»

Наталья Тенякова: «Тебе дали звание народной артистки? Поздравляю!
А она говорит: ну и что? Вот как я шла с двумя авоськами, здесь пять кило и здесь, так и продолжаю идти.»

Евгений Киндинов: «Рядом с ней нельзя играть в полноги. Лучше не дожидаться крепкого слова, а понять по ее глазам, что что-то не так.»

Ия Саввина: «Я человек счастливый, в любом случае. Потому что для меня счастье - как я сама это ощущаю, в необходимости, в нужности кому-то. Вот живет старуха с любимой собакой - больше никого нет, но они нужны друг другу. И она счастливый человек...»

Ия Саввина:
Все мои родственники по маме жили недалеко от Калача знаменитого, Воронежская губерния. Тетки все из церковно-приходской школы, с четырьмя классами. Маму ее дядя Ваня заставил уже взрослой пойти на рабфак. Она стеснялась. Она единственная, кто закончила первый выпуск Воронежского мединститута, была гениальным врачом. Она была одним единственным врачом во время войны в деревне. Была, потому что ее карьера как доктора закончилась, но она жива, и я хочу, чтобы она жила долго. Живет в Опалихе, ей 93 года. Вера Ивановна ее зовут. Фамилия у нее тоже уникальная - Кутепова. Я Саввина по отцу, а она - Кутепова.

Я закончила факультет журналистики. Диплом у меня журналистский, театрального образования нет. Был момент, могли выгнать за профнепригодность. Я в этом деле с сорок шестого года, если иметь в виду художественную самодеятельность и потом студенческий театр, и так далее. У меня не было театральной школы никакой, и встречались люди, которые меня учили. Общение с ними само учило. Начиная с Игоря Константиновича Липского, о котором никто никогда не вспомнит, актера вахтанговского театра. Он был режиссером кружка художественной самодеятельности. Такая умница, такая прелесть. Жаль, мы не очень долго с ним работали. Потом пришел Быков «Такую любовь» ставить. Сказал своей жене тогда: «Все хорошо, все расходится, вот только героини нет. Ну, нет героини. Взял какую-то там беленькую девчонку маленькую». Тем не менее, у нас вроде все складывалось, а когда мы вышли на сцену, меня не было слышно в первом ряду, даже при пустом зале. Тогда Ролан Антонович, человек необыкновенного дарования, фантазии невероятной сказал: «Иечка, нужен посыл, посыл в зрительный зал». Это осталось у меня на всю жизнь. Посыл этот стоит дорого при давлении девяносто на шестьдесят. Когда я уходила со сцены с Раскольниковым в «Соне Мармеладовой», было сто восемьдесят на сто двадцать. Вот чем оборачивался этот посыл.
На дне рождения Быкова появился один единственный и незаменимый Алексей Владимирович Баталов. Умница, человек который помогал мне так, как никто, уж не говоря о Хейфице. Хейфиц научил нас на всю жизнь беречь артиста, беречь его нервы. Мы начинаем репетировать, он говорит: «Всё, всё, всё, остальное на площадке». Интеллигентность, деликатность, внимание, юмор, когда нужно. Всё было необыкновенно.
Андрей Николаевич Москвин - это гений операторского искусства. Для меня после Москвина главный человек на съемочной площадке это оператор, а не режиссер. Пусть не обижаются режиссеры. Москвин умел вовремя поднять настроение человеку как никто. Когда ничего не получалось, когда у меня все из рук валилось, он говорил: «Стоп, пошли». Он водил меня в свою операторскую обитель и заваривал свой москвинский необыкновенный чай, и мы с ним вместе его пили.

Это все Быков. Я ничего не умела тогда практически. Он вылепил Лиду Матесову. Кончаловский говорит: «Если бы не Ия, не было бы Аси» (имеется в виду фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», режиссер Андрей Кончаловский - прим. ред.). А я говорю: «Если бы не Кончаловский, не было бы фильма, не было бы Аси». Так и с Быковым получилось. Впервые услышала я сценарий от Быкова. Это, пожалуй, лет 5 до того было, как Кончаловский стал снимать. Быков сказал: «Вот тебе надо сыграть эту роль и можешь больше ничего не играть». Потом никак не мог подобрать Кончаловский артистку. Тогда пришел в картотеку, где фотокарточки все. Рассматривает фотокарточки, и ему говорят: «Попробуйте Саввину». - «Саввину, даму с собачкой? Вы что, с ума сошли?». И потом говорит: «Вот это лицо мне нужно. Такая беленькая косточка». Все хохотали: «Посмотрите, что там написано на обратной стороне». Тогда он пригласил меня поговорить и решил проверить, есть ли хоть капля мозгов или нет. Он сказал, что хочет снимать не артистов, что поедет и будет искать, и что, он хочет, чтобы героиня была не актриса. «Если я не найду, Вы согласитесь потом попробоваться?». - Я говорю: «Конечно. Я Вам от всей души желаю, чтобы Вы нашли». - «И Вы не обидитесь?». - «А почему мне обижаться, у Вас есть свое видение, замечательно». Им очень трудно было найти, чтобы была и хромая, и беременная, и еще сюжет весь тащила бы на себе. Ему было очень трудно найти, и он обратился ко мне. Я пришла, он привез мужиков и баб, как мы их называем, которых он отобрал, и заставил с ними разговаривать. На другой день я ему сказала, уходя: «Пробоваться не буду, сниматься не буду». - «Ты с ума сошла, почему?». - «Я не могу, я не могу с ними работать. Я уже вся в коросте актерской какой-то, а это живые люди. Я никак не смонтируюсь с ними». - «Нет, нет, нет, я пробую Вас». Он просто насильно приехал к 9 утра. Я жила тогда на Фрунзенской набережной. Взял меня за шиворот, посадил в машину и привез на площадку, и мы попробовались. Это было трудно очень. Не знаю, получилось или не получилось, но я старалась. Ни в коем случае нельзя было подражать им. Надо было их ощутить, вобрать в себя, потому что когда человек кому-нибудь начинает подражать, это дохлый номер. Это уже провал, это уже не правда. Я ни в коем случае им не подражала, этим замечательным людям, а пыталась впитать. Может быть, мне помогло то, что я все-таки деревенская. Родилась я в Воронеже, а школу заканчивала в 100 километрах, и все мои родственники по маме (отцовских я не знаю), все крестьяне с Верхнего Мамона, с Дона. Может не я, а гены сработали за меня. Это наслаждение было работать.

Я получила письмо с очень хорошими словами о «Даме с собачкой» после фильма. Когда увидела подпись «Раневская», я не поверила сдвоим глазам, просто обомлела. Мы не были знакомы. Она нашла адрес и нашла возможность, и желание появилось у нее написать мне о «Даме с собачкой». Вот такой это был человек. Увиделись мы впервые у Анисимовой-Вульф, у нашего режиссера. Она дружила с ее матерью. Когда репетировали «Странную миссис Сэвидж», мы познакомились и подружились.
Один забавный эпизод помню. Мы уезжали куда-то на гастроли или на концерты, я уже не помню. Тогда с продуктами было неважно, особенно с кофе. Нашего советского растворимого кофе было достать невозможно, а Фаине Георгиевне подкидывали из ресторана архитекторов. И она говорит: «Обязательно завтра заезжайте, я вам дам кофе. Мне привезут кофе, потому что я заядлая кофейница, а кофе нет». - «Нет, нет». Мы продолжаем разговаривать, и вдруг она помрачнела, а я уже собиралась уходить. Думаю: «Что такое?». Может быть, плохо себя почувствовала. На другой день звонок: «Хоть Вы меня и очень обидели, но за кофе Вы все равно приезжайте». Я тогда водила машину, и я бросаюсь, приезжаю. «Фаина Георгиевна, как я Вас обидела, что я сказала?». - «Вы назвали меня дурой». - «В страшном сне мне не приснится, чтобы Вам такое сказать». Вы знаете, когда напрягаешься, то вдруг выскакивает что-то, вспоминаешь. Я вспомнила и стала смеяться. Она говорит: «Вы еще смеетесь?». Я говорю: «Фаина Георгиевна, я не помню, что Вы сказали, а я ответила, я не такая дура, как выгляжу». Она пропустила и получилось: «Я не такая дура как Вы». Вы можете себе представить, что после этого она позвонила и сказала приезжать за кофе, если она такое вдруг услышала! - «Я не только старая маразматичка, но еще и глухая. Сколько же дней теперь я буду обзванивать всех знакомых, которым я на Вас нажаловалась?».
Подружились мы, когда стали вместе работать. Я ее часто навещала, она звонила: «Вы как спите, девочка?». Я говорю: «Плохо, Фаина Георгиевна». - «А я считаю до 16 миллиардов, и так как со счетом у меня было всегда плохо, я считаю так: один миллиард, два миллиарда…»

Вера Петровна Марецкая говорила: «Все хорошо, но понимаешь, Иечка, ты играешь воскрешение Лазаря. Ты сминаешь, а нужно подать это, подать». Я всю ночь не спала, думала над всем этим. Потом пришла в театр, нашла ее, разрыдалась и попросила прощения, потому что поняла, что она права. Подать от души что-то совершенно не значит, что это наигрыш. Это же все равно тот же посыл, о котором я забыла после работы с Быковым. Эти люди тоже мои учителя, я их никогда не забуду. Не говоря уже о Фаине Георгиевне Раневской. Она сказала так: «Сниматься в плохих фильмах, девочка моя, это все равно что плевать в вечность. Я делала это всю жизнь, и что? Деньги прожиты, а позор тянется». Потом она сказала еще великую вещь, которой я следую по возможности почти всегда. «Артист имеет право не играть, - говорила она, - если он сломал себе голову или ноги, все остальное не важно. Он должен быть на сцене».

Театр Моссовета… Завадского не стало, и пригласил меня к себе Олег Николаевич Ефремов. И пошла я не в театр, а к Ефремову, потому что это не просто талантливый человек, это человек - строитель. Все знают, что он сделал из «Современника» и потом надорвался, поднимая МХАТ. Очень многое сделал и во МХАТе. Как-то после репетиции одного спектакля, где у меня была функциональная роль, сцена с Невинным Славочкой, он всех отпустил. Меня оставил и говорит: «Что, стыдно произносить текст?». Я говорю: «Стыдно». Он захохотал и говорит: «Дура, чем хуже текст, тем наглее надо его произносить». Как ни странно, на другой день попыталась это сделать, и сцена стала получаться.
Ефремов - человек такой мощи внутренней, что он мог бы быть и директором завода, и членом правительства, и даже президентом, если бы стезя у него была в этом направления, по мощи своего внутреннего дарования, характера».

Юрий Богатырёв говорил: «Да не люблю я играть, не люблю репетировать». Для него это была жизнь, и он расходовал все на полную катушку. И вот сердце не выдержало, разорвалось, как разорвалось оно у Николая Дмитриевича Мордвинова.
Мой муж называл его «Ийкин гастрольный муж». Мы были дружны. Мы завтракали вместе, обедали вместе, ужинали вместе, телевизор, ничего не понимая, в той же Японии смотрели вместе. Ему доставляло наслаждение сказать людям что-нибудь хорошее. Он с раннего утра садился к телевизору и если кого-то видел, тут же звонил. Ему хотелось сказать приятное обязательно.
Ушел Филатов, и прекратили эту передачу «Чтобы помнили». Наоборот, в память о нем нужно было бы продолжать эту передачу. Одну из первых посвятить Лене Филатову. А кто же о нем сделает что-то, о человеке, который был так болен и при этом хотел помнить тех, кто ушел. Тогда я очень много говорила о Юре Богатырёве. Когда мы снимались с ним в «Открытой книге», он играл моего мужа и был вегетарианцем. Он по действию должен залезть в кастрюлю с борщом, доставать оттуда кость с мясом и есть. Он говорит: «Вы мне дайте яблочко, я яблочко сюда положу». Я говорю: «Я тебе дам яблочко, а то не видно, яблочко ты жуешь или кость гложешь». После этого он пристрастился к мясу и всю жизнь упрекал меня, что я нарушила его вегетарианский образ жизни. Какой же он был замечательный, Юрочка.

Любовь Петровна Орлова при вселенской славе вселенской скромности человек. Она спасла мне горло. Сначала был узелок, потом образовалась папиллома. Когда она услышала, как я разговариваю, тут же позвонила, поехала сама к министру здравоохранения и устроила меня к лучшему специалисту не только в Москве, но вообще у нас, а может быть и за рубежом. Был такой Павел Антонович Демидов в 4-ом управлении. Она спасла мне голос. Ведь все же видели, все слышали, как я разговариваю, но никому в голову не пришло. Вот это Любовь Петровна. Казалось бы, чему она меня научила? Она научила, не уча, тому, как люди должны быть внимательны друг к другу, как надо по возможности помогать тем, кто нуждается в помощи. Это тоже имеет отношение к искусству. Мое глубочайшее убеждение, что злой человек не может быть хорошим артистом.

(«Театральная летопись» 2006, http://www.tvkultura.ru/news.html?id=90722&cid=104)

75 лет, онкология (операция в 2008 году), инсульт вскоре после юбилея...
И дома остался сын с ДЦП. За которым сначала больше ухаживала мама ее мужа. Он всегда жил в семье. С ней. Сейчас ему 53 года.

Умерла она в день советского кино и в день рождения Фаины Раневской, с которой была дружна. Актрисой МХТ без актерского образования, сыграв в кино роли у лучших режиссеров своего времени.

...в июле Ия Сергеевна во время поездки вместе с мужем Анатолием Васильевым и сыном в Суздаль попала в автокатастрофу. Пострадала только она - травма грудной клетки.
Да и вообще жизнь Ии Саввиной не была легким праздником - ну разве только в самом начале, когда она студенткой вышла замуж за ученого Всеволода Шестакова, с которым они вместе играли в Студенческом театре МГУ. В их квартире на Фрунзенской набережной собиралась молодежь из артистической и научной среды. Ужин, смех, танцы… Потом родился сын Сережа. С синдромом Дауна. И все кончилось. С момента его рождения на плечи Ии Сергеевны легла огромная забота - сделать жизнь своего ребенка как можно более полноценной.
- Конечно, у меня были моменты отчаяния! - говорила актриса, но день за днем трудности преодолевала. Ей помогала свекровь, с мужем отношения совсем развалились, и они развелись в 1974 году. Полгода назад он умер.

...Она как будто предчувствовала свою смерть... и все привела к общему знаменателю. Где-то две недели назад она зарегистрировала брак с актером и режиссером Театра на Таганке Анатолием Васильевым, с которым была связана много-много лет. Они сходились, расходились, два года назад сошлись окончательно, но без оформления каких бы то ни было формальностей. Формальности Саввина решила оформить только теперь.(кп.ру и мк.ру)

Лучшим ее интервью, наверное, останется сделанное Дм.Быковым в феврале, предъюбилейное, одно из последних, если не последнее, горькое, трезвое и откровенное - "НАШЕ ВРЕМЯ - ЩЕБЕНЬ ПОД ВЫВЕСКОЙ «ТОПАЗ»" http://jeeves-cat.livejournal.com/491985.html.

В том, что сейчас читают и обсуждают ее интервью, есть своя логика, отдельность ее ухода, в этом тоже сказалась ее индивидуальность.

2007.

image You can watch this video on www.livejournal.com



фото http://www.kino-teatr.ru/.

UPD/// Муж Ии Саввиной выполнил обещание, данное ей несколько лет назад, взяв ее сына под опеку и наняв ему сиделку. Сын остался жить дома
http://www.sobesednik.ru/culture/opekunstvo-nad-synom-ii-savvinoi-vzyal-ee-vdovets.

Михаил Ульянов, театр, Гафт, Чехов, Высоцкий, Данелия, ТВ, Ия Саввина, книжки, Райзман, Евгений Леонов, МХАТ, Федор Хитрук, Рязанов, кино

Previous post Next post
Up