Ия Саввина (в продолжение предыдущего поста)

Aug 28, 2011 17:58

Вызов по "03" поступил около 9 утра. Анатолий Васильев, муж Ии Саввиной, просил приехать срочно: жена без сознания. Врачи около получаса пытались помочь актрисе, а затем уехали. Life News: по негласному служебному распоряжению скорая не госпитализирует тяжелобольных с онкологией. Вечером, в 20.35, повторно поступил вызов. Врачи констатировали смерть.
- Мне очень тяжело сейчас об этом говорить, - сказал муж актрисы. - Последние две недели она умирала. Ей было очень плохо. Ее сын Сережа пока ничего не знает о ее смерти. http://www.lifenews.ru/news/68005.

    «Небо - моя обитель»

Ия Саввина приглашала меня в гости пять или шесть раз, и на более частое общение я не напрашивался. Однажды на вопрос - не тяготит ли ее уединение? - она ответила: - Иногда тяготит, я ведь человек. И тогда ко мне приходят люди. И через пятнадцать минут я понимаю, что уж лучше мне одной.

Из разговоров с ней мне помнятся главным образом короткие воспоминания о тех, кого она больше всего любила: Окуджава, Высоцкий, Ролан Быков…
- Ролан вполне серьезно делал мне предложение, хотя, впрочем, таких серьезных предложений он делал много. Он настолько увлекся собственным пылом, что абсолютно забыл в этот момент о моем замужестве. Я совершенно серьезно ему ответила: «Ролан, я не против, но это слишком серьезный вопрос, чтобы я смогла вот так сразу решить. Есть человек, чье мнение для меня непререкаемо: свекровь. Я с ней посоветуюсь и тебе скажу».

О Высоцком: - Когда начинались «Служили два товарища», я ни разу не слышала записей Высоцкого и понятия не имела, что он пишет песни: знала, что поет в «Добром человеке из Сезуана», знала его как актера, но представить, что он пишет такое… Когда он спел несколько песен, я спросила: «Чье же это?!» Он мгновенно замкнулся и едко ответил: «Моя жена». Я совершенно искренне воскликнула: «Какая же она у вас талантливая!»
И кстати - стихи его для меня всегда резко отделялись от пения: я и теперь считаю, что его надо не столько петь, сколько читать со сцены. И я знаю, как это делать. «Я - Як-истребитель, мотор мой звенит, небо - МОЯ обитель!» - подчеркивая все время, что это его небо, что он настаивает на своем главенстве! И я сделала бы спектакль по его стихам, но - негде. Козаков предлагал, но не успел.

О Козакове: - Я предпочитаю думать, что он просто уехал, просто сыграл, просто всех обманул. Эта игра была бы совершенно в его духе. А смерть - совершенно не в его.   

Стихи она цитировала - и читала - часто и без повода, свободно вставляя в речь, предпочитая Блока, Бродского, Ходасевича.

- Я слышала тут, как вы пренебрежительно отозвались о Ходасевиче…

- Никакого пренебрежения, просто не люблю.

- Как вы можете вслух об этом говорить?! Ходасевич прожил такую жизнь - и ни в чем никогда не отступил от себя! И его слова, купленные этой ценой, спасают стольких! - а вы обсуждаете, прав он или нет.

У Окуджавы она особенно ценила прозу, притом раннюю, к которой сам он относился скептически: - Мы были соседями по Фрунзенской: я там жила, он снимал. Однажды лежал больной и вдруг позвал меня к себе: я примчалась, думала, ему надо купить лекарства или продукты, а он хотел вслух прочесть только что законченного «Школяра». Меня поразило, что он, простуженный, читал мне вслух все эти шестьдесят страниц и страшно нервничал при этом. Это была война, о которой он вообще никому не рассказывал. И только когда я сказала, что такой прозы еще не было, - он успокоился: в песнях он был уверен с самого начала, а в прозе - исключительной, по-моему, - так и считал себя дилетантом.

Ее любимым режиссером - из тех, с кем работала, - был Титов, недооцененный и ни на кого не похожий. Любимым артистом из тех, с кем снималась, - Богатырев. А лучший совет она получила на съемках «Кроткой» от Андрея Попова: - На этих съемках я все время срывалась. Попов меня убеждал: помолчи, покури! Курить, может, и вредно, но срываться вреднее - и тебе, и окружающим. А поскольку я не согласна очень часто, то и курю довольно много, и с годами поняла, что это в самом деле полезнее…

Я ей задал глуповатый вопрос о том, что ей всегда предлагали розовые, положительные роли, и вдруг - как отрезало: сравнить Таню из «Открытой книги» с Аникеевой из «Гаража»!
- Но ведь Аникеева и есть Таня! Таня, постоявшая во главе собственного НИИ, выбивающая деньги, вынужденная интриговать… Весь «Гараж» - о том, что случилось с персонажами «Открытой книги».
- В смысле - что жизнь сделала?
- Жизнь ни из кого ничего не делает. Жизнь проявляет.

…Однажды, когда я уходил, она вместе с сыном вышла меня проводить.

- Заходите, к нам можно без приглашения. Мы люди не слишком здоровые, но не слабые.

Эта формула мне запомнилась лучше всего.

Дмитрий Быков
30.08.2011. http://ru-bykov.livejournal.com/.

Мих.Трофименков (из некролога): Звезда пленительного несчастья
Актерское амплуа сложилось сразу и навсегда, стоило ей сыграть в "Даме с собачкой"(1960) Иосифа Хейфица. "Я никогда не была счастлива, и теперь несчастна, и никогда, никогда не буду счастлива, никогда!" - повторяла Анна Сергеевна. Это амплуа - женщина без любви. Амплуа, казалось бы, несчастное, такое не звездное, непривлекательное. Но одновременно богатое оттенками: каждая несчастная героиня Саввиной несчастлива неповторимо. В какую бы эпоху ни жили они, к какому бы социальному кругу ни принадлежали, они были всегда органичны, поскольку женская тоска и страдание не знают временных и классовых различий.  
...замдиректора НИИ Аникееву в"Гараже"(1979) Эльдара Рязанова... критики сравнивали со сжавшимся в ожидании удара зверьком. Аникеева научилась наносить удары сама, но Саввина подтекстом роли давала понять, какой ценой далось это умение.
Всегда ее героини сохраняли - каясь, убивая себя или покоряясь - внутреннее достоинство. Характерно, как Саввина отказалась играть в "Курочке Рябе"(1994) Кончаловского, продолжении "Аси Клячиной", увидев в сценарии издевку над героиней и, вместе с ней, над всем народом.
Наверное, есть обратная связь между ролями и жизнью. Жизнь бывала очень жестока к Саввиной. Ей помогали острый, проницательный ум, умение отстраненно взглянуть на свою профессию и парадоксальный юмор. Дорогого стоит история, как Саввина, приглашенная Федором Хитруком озвучивать анимационного Пятачка, не могла найти нужной интонации. И нашла ее, вслушавшись в речь Беллы Ахмадулиной, которая была, впрочем, совсем не в обиде, что актриса "подложила ей не свинью, а очаровательного поросенка".http://www.kommersant.ru/doc/1760190.

театр, Высоцкий, Быков, Мих.Козаков, Окуджава, ТВ, Ия Саввина, книжки, кино, сми

Previous post Next post
Up