Наизнанку

Nov 20, 2010 14:57

Уильям Шекспир «Гамлет» Александринский театр, Валерий Фокин, 2010
... )

Александринка, театр, Шекспир, Валерий Фокин

Leave a comment

Comments 29

у Фортинбраса получилось lev_semerkin November 20 2010, 12:08:59 UTC
а Вы видели этого Фортинбраса?
еще больше "овощ", чем Гамлет

получилось у кого то другого, нам невидимого

даже великолепная "железная леди Игнатова" (первая леди театрального Петербурга) в итоге оказывается не кукловодом, а куклой

Reply

Re: смена элит jeanix November 20 2010, 12:36:17 UTC
Верно! Конечно, правильнее говорить - получилось у фортинбрасовской группировки, фокинский Фортинбрас - такая же высокопоставленная марионетка, как и новоиспечённый мэр московского Эльсинора.

Reply

Re: такая же lev_semerkin November 20 2010, 13:55:49 UTC
судить не берусь
вам, москвичам, виднее
марионетки ли староиспеченный и новоиспеченный
марионеточно ли их взаимопожирание
и у кого в руках нити от марионеток

Фокин, если и знает, то скрывает
:)

а что думаете о Черном рыцаре?
или так, о чем в финале думал Черный рыцарь, сидя на самой верхней трибуне?

Reply

Re: Чёрный рыцарь jeanix November 20 2010, 15:03:39 UTC
Для начала, давайте поймём, что это за тёмная фигура, кто он такой этот рыцарь. Кстати, почему чёрный? Он был в «театральных» золотых доспехах. На мой взгляд, этот был наёмный актёр, которого подрядили сыграть призрака папы Гамлета, один свой эпизод он отыграл успешно, за это он видимо получил хороший бонус, а вот второй его выход не очень получился, то ли события развивались более стремительно, чем планировали организаторы, то ли другая какая то накладка произошла, и вот он сидит там наверху, ждёт своего выхода, и думает о суете всего сущего: «Власть сменяет одна другую, уходят старший Гамлет, приходят Клавдий с Гертрудой, придёт Фортинбрас, а в жизни таких простых работяг как он - ничего не меняется. Всё суета сует».

Reply


kinanet November 20 2010, 13:12:36 UTC
Вот сильный ход был в спектакле Бергмана, когда Фортинбрас являлся со своими молодчиками, похожими на современных фашистов, и устраивал оглушительную перестрелку прямо на сцене.

Reply

jeanix November 20 2010, 20:35:59 UTC
Вообще пришествие Фортинбраса, являющееся финальной точкой трагедии, можно поставить весьма эффектно. Мне запомнилась эта сцена в спектакле Петера Штайна, там действие происходило на арене, вокруг которой на четырёх трибунах сидели зрители. Войско Фортинбраса в десантных пятнистых комбинезонах, с автоматами, весьма многочисленное, просачивалось по верхнему периметру этой четырёхугольной арены, как бы окружая зрителей, зрители оказывались в плену у этой новой власти.
В спектакле Фокина приход Фортинбраса тоже весьма эффектный - вместо одного «овоща» Клавдия (как точно указал lev_semerkin) приходит другой, мальчонка Фортинбрас ещё более «овощной». Кукловод этих «овощных» куколок остаётся невидимым.
Мне не понравилось другое - дегамлетизированнный Гамлет. Если, как говорит режиссёр, сейчас не гамлетовское время - ставь другую пьесу. На тему власти есть много других пьес, например масса исторических хроник того же Шекспира.

Reply

kinanet November 20 2010, 20:50:42 UTC
А спетакль Штайна был после бергмановского?

Reply

jeanix November 20 2010, 20:53:18 UTC
После. Пермьера "Гамлета" Штайна была в 1998 году.

Reply


reandre November 20 2010, 16:58:03 UTC
Ваши аналогии конечно интересны, но справедливости ради надо заметить, очевидно что Собянин никакого отношения к пожиранию Лужкова не имеет. Его поставил Медведев, Собянин исполняет - "пост сдан, пост принят". Пожирание же финансов супругов Батуриных предоставят кому-то третьему или третьим.

Reply

reandre November 20 2010, 17:43:47 UTC
Я сейчас подумал, что спектакль (по описаниям, сам не смотрел) - о зрителях (может для этого и трибуна на сцене) - вот так наше общество и представляет жизнь верхов - кто-то кого-то наверху сжирает, хапает, "пилит" - то есть для людей не существует Путина, Медведева, Собянина, Лужкова и т. д. как человеков-личностей со всем разнообразием обычных человеческих качеств, в том числе с наличием каких-то благородных устремлений - это какие-то страшные маски, хищники, пауки, Гитлеры какие-то, которые только и делают что грызут всё и всех вокруг.

Reply

jeanix November 20 2010, 20:11:09 UTC
Миф о добром батюшке-царе в народе давно уже забыт, а в России - расстрелян 9 января 1905 года. Сейчас время других мифов.

Reply

мысль в тему lev_semerkin November 20 2010, 21:42:50 UTC
точно в эту тему есть очень хорошее рассуждение Осии Сороки (переводчика Шекспира)
он пишет, что люди представляют властителей, как особенных, сверх-человеков (героев и злодеев)
а открытие Шекспира в том, что он описывает их обычными людьми, такими же как он и его читатели
с человеческими чувствами, страхами, ошибками, сомнениями, устремлениями (благородными или злодейскими)
Шекспир демифологизирует власть
а предрассудки "о добром батюшке-царе" или "о злодейских пауках в банке" все еще живут в публике

Reply


(The comment has been removed)

jeanix November 26 2010, 06:44:43 UTC
Фокин прочитал «Гамлета» не как философскую трагедию, а как историю борьбы за власть. Безусловно, такая трактовка сужает пьесу, но кое-чего и достигает - наряду с лицевой стороной власти, приоткрывает изнаночную её сторону. На мой взгляд, в фокинском «Гамлете» посвящённом Акимову постмодернизма не больше, чем в его же оммаже Мейерхольду «Ревизоре».

Reply


Программка jeanix October 2 2018, 13:45:23 UTC
Вильям Шекспир ( ... )

Reply


Leave a comment

Up