Нет места для тебя

Jun 17, 2018 10:02

Максим Горький «Коновалов» РАМТ, режиссёр Олег Долин, 2017

Жанр спектакля обозначен в программке как дружеская человеческая беседа, беседуют двое - Максим (рассказчик из горьковской новеллы) и Коновалов. Максим - интеллигентского вида молодой человек, в круглых очках с металлической оправой, видимо начинающий писатель, наблюдающий и изучающий жизнь и людей, он о своей писательской страсти и миссии не говорит, но будет видно по его глазам, с какой радостью и благодарностью он примет подарок от Коновалова, печатную машинку (это изящная придумка режиссёра). Максим рассказывает зрителям о Коновалове, а Коновалов о себе Максиму и зрителям.
В беседе, которую зрители не только слышат, но и видят, возникают ещё три человека - Капитолина, хозяин пекарни и солдат, актриса и двое актёров играют их и всех остальных персонажей, что упоминаются в беседе - купчиха, собачка Му-му, барыня, босяки, и не только людей, но и предметы они же играют - например, тесто, хлеба, что готовят и пекут мастер Коновалов с подручным Максимом, и даже запой они же играют, играют убедительно, пластично, успевая переодевать костюмы.
Когда, я узнал распределение ролей в готовящемся спектакле, я понял, что будет удача!, Тарас Епифанцев - это снайперское театральное попадание в главного героя, широкоплечий, с сильными руками, с горящими воспалёнными глазами - это и есть горьковский Коновалов, матёрый человечище, открытый и в то же время погружённый в себя, отзывчивый на чужую боль, профессионал, большой мастер, но не находящий своего места в мире, то как всё устроено в жизни он не принимает, например, предложение девушки Капитолины, которую он спас: «Хочу с тобой жить вроде жены», ему никак не сообразно, и как результат этому талантливому и сильному мастеровитому человеку нет места в жизни. При этом он очень восприимчив, боль персонажей из книжек, что ему читает Максим (Степан Разин, Му-му, подлиповцы), буквально разрывает его. Я знал одного такого коновалова, в середине 90-х его жизнь закончилась трагически, как и его горьковского прототипа.
Финал очень хороший, и по-человечески хороший, и театрально. Фиксируя нынешнее состояние общества как «порядок - на улицах, путаница - в умах», Максим, ломая невидимую четвёртую стену, обращается с человеческой беседой к зрителям, слова он берёт из «Несвоевременных мыслей» Горького, призывает сеять «разумное, доброе, вечное на зыбучих болотах русских», кто если не мы, интеллигенты, это может и должен сделать? На его словах «прекрасное создаётся руками человека, надо и жизнь прекрасней делать», открывается большое квадратное окно в стене Белой комнаты, где играется спектакль, и в открывшемся пространстве мы видим Прекрасное - великолепную светящуюся хрустальную люстру в фойе и парадную лестницу театра, всё - в величественной архитектуре Бове. Горьковские идеи о несении света культуры в тёмные массы, о миссии интеллигенции, о культурной революции - симпатичны, но они, увы, утопичны. Но театр - это тоже утопия, утопия в границах спектакля.


театр, Олег Долин, Максим Горький, РАМТ

Previous post Next post
Up