Тоскливый звук виолончельный

Oct 19, 2003 19:00

Александр Островский «Дикарка» в Театре на Покровке, режиссёр Михаил Мокеев, 2003

Прудик с ряской
Поначалу жизнь в уютной усадьбе помещиков Ашметьевых, где происходит действие «Дикарки», напоминает тихий деревенский прудик, покрытый ряской - тишина, пчёлки жужжат, самовар на столике, неспешно бродят не слишком поворотливые слуги, на полочке в многоуважаемом шкафу-буфете графинчик с водочкой, к которому время о т времени прикладываются страждущие, со вкусом и удовольствием играет самодеятельный усадебный оркестрик. Тихая, сытая, спокойная, размеренная жизнь, каждый живёт как хочет:
- пресытившийся Александр Львович (А.Смирнов) с ленцой;
- его супруга, деловитая Марья Петровна (Н.Гребёнкина) занимается бизнесом - выращивает и продаёт лошадей, яровые;
- управляющий Кирилл Максимыч (В.Поляков) с забавным самодельным органайзером из картонок, хранящимся у него под пиджаком, с видимым удовольствием колбасится по полям, лесам, огородам и пасекам;
- юная и беззаботная дикарка Варя (Н.Фищук) порхает в белом развевающемся платье, как бабочка.
Театральные прожектора больше похожи на нежное, ласковое, летнее солнышко. Кажется, что ряска удовольствия и уюта затягивает это тихое место.

Тоскливый звук виолончельный
Но что это? Тишину и благоденствие этого уголка вдруг разрезает минорный голос виолончели, и столько в этом звуке тоски, печали и одиночества, что сразу понятно - кто-то страдает здесь, и больно страдает. Кто же это? Под неподвижной ряской в этом «прудике» текут, оказываются невидимые миру слёзы и водятся горькие драмы, не всё здесь так уж благополучно. Буквально в следующей сцене мы увидим с красной, словно сочащейся кровью, виолончелью в руках Марью Петровну, изливает свою боль в музыке она. Он, её муж, не любит её, равнодушен к ней, к красивой, стильной женщине! И вот, чтобы удержать его здесь хотя бы некоторое время она идёт на рискованную авантюру - просит юную «дикую бабочку» Варю попархать вокруг него. Её затея удаётся - он увлечён, он остаётся в деревне, у него загораются глаза, а вот виолончельная тоска звучать не перестаёт. Дикарка становится ручной, влюбившись, человек ведь приручается, а у неё это в первый раз. Александр Львович искренне увлечён, хочет любить, но … видимо, уже не может. В образовавшейся ситуации, по динамике напоминающей шахматную комбинацию с разменом фигур, выходит на первый план доселе незаметный человек со скромной фамилией Мальков (М.Сегенюк), плотный, коренастый, хозяин жизни и ситуации. Дикарка Варя как бабочка затрепетала в его руках. Все довольны:
- папа выдаёт дочку замуж, да за богатого;
- мудрая Марья Петровна поняла, что ей надо покинуть сей тихий и несчастный уголок, и начать новую, свободную от виолончельной тоски жизнь;
- человек со скромной фамилией Мальков доволен собой и потому весь лоснится от улыбок;
- сибарит Александр Львович получил пачку денег за ненужный ему лес, и может теперь ** месяцев наслаждаться жизнью в Париже.
И тут это пространство довольства разрывает тоскливый звук виолончельный: Варя стоит одна, кругом неё темнота, чёрнота одиночества, в руках у неё смычок и красная виолончель, сочащаяся тоской и болью. Она принимает эстафету страданья от Марьи Петровны.

Островский, театр, Мокеев, Покровка

Previous post Next post
Up