«Время рожать» Новый драматический театр, режиссёр Вячеслав Долгачёв, 2003
Театральные видеоклипы
Сначала было слово, а точнее - книга, одноимённый сборник рассказов писателей начала XXI, составленный Вик.Ерофеевым. Для спектакля режиссёром В.Долгачёвым (он же является и автором сценической композиции) выбрано десять рассказов, рассказ - это тоненькая полоска повествования, полоски эти порезаны на небольшие кусочки и перемешаны. Спектакль сделан в эстетике видеоклипа - энергичный ритм спектакля, отражающий спрессованный, клиповый ритм современной жизни, задан музыкой, взятой из музтивишного видеоклипа. Каждый эпизод - это отдельный клип, правда, клипы-эпизоды наплывают один на другой: участники одного клип-шоу ещё не ушли, а пришли уже следующие, образуется клип-калейдоскоп, или, как обозначено в программке, групповой портрет поколения. Есть и сквозной персонаж во всех этих теа-клипах, в программке не обозначенный, это ковыляющая старушка, сборщица пустых бутылок, похожая на разрушенную мусорную урну, она шествует как тень, как неумолимое напоминание царящей на сцене жизненной суете о неизбежной старости и разрушении. В финале эта человеческая развалина скажет единственные свои слова, она вспомнит - как папа в детстве подкидывал ЕЁ и ловил, и защемит сердце у зрителей в этот момент. Как видеоклип воспримет вначале спектакль и публика, начавшая с первых кадров спектакля ритмично хлопать в ладоши, спустя полторы минуты поймёт, что это всё-таки теа-клип, и здесь есть текст, который надо слушать. Видеоклиповость зрелища создаётся также и филигранным использованием в спектакле видеокамеры и работой с видеоизображением в режиме он-лайн: многие эпизоды снимаются на видеокамеру и транслируются тут же на большой экран - в эти моменты можно как под микроскопом увидеть эмоцию или мысль персонажа, также проецируются на экран и фрагменты снятые, видимо ранее или за кулисами. Впервые в московском театре в спектакле участвует интернет (трудно уже представить современную жизнь без этого явления, а Театр и драматурги продолжают его почему-то сторониться): на экран выводится страничка поисковика Яндекса, в котором киллерша Саша ищет портрет своей жертвы. Это, конечно, не обоснованно - в рассказе вместе с фамилией и адресом ей передали и URL-ссылку на сайт, которую она должна была просто открыть и увидеть там портрет жертвы. Тем не менее, появление знакомой веб-странички придало спектаклю дополнительное современное дыхание.
Люди-клипы
Спектакль исследует одну особенность современного человека, человека эпохи Клипа - разорванность его мироощущения, неукоренённость его на чём-либо, клиповость его сознания. Это демонстрируют и Оля Д. молодая, но уже опытная журналистка (замечательная работа В.Давыдовской), которая никак не может понять испытывает она к своему другу Пети О. чувство Л. или чувство С., с которым она курит косячки и занимается сексом. Это и командировочный Лаврентий Зайцев (О.Бурыгин), встретивший девушку своей мечты, и филолог-коммунистка, и киллерша Саша (Н.Рычкова), и Коля из Парижа (А.Топурия), и его подруга Катя, и Я (Д.Шиляев) - современный Раскольников (человек, убивший нового русского за то, что тот сшиб его своим мерсом). Впечатление такое, что все эти люди существуют в плотном вареве жизни-клипа, которая несёт их, и нет у них ни сил, ни времени, ни возможностей - понять, что же с ними происходит, кто они, откуда и куда несутся.
Декорация он-лайн
У спектакле есть уникальная особенность - декорация в нём создаётся в режиме on-line во время спектакля. Огромный белый экран, в каждом эпизоде-клипе кто-то из героев рисует или пишет на нём что-то существенное для сюжета: КПРФ, Эйфелеву башню, дерево, птичек, просто каляки-маляки и т.п., к финалу на этой «живой» декорации не остаётся живого места, точнее - все места на ней живые - они суть следы жизни. На разрисованный экран продолжает проецироваться видео, он смотрится уже по-другому, сквозь следы уже прошедших перед нами историй.
Финал клипа
Финал у спектакля удивительный. Он сначала бросает зрителя в бездну:
- в парижском борделе происходит встреча поколений: юноша Коля со своей девушкой Катей встречают Колину маму и папу (сцена поставлена существенно более мягко, чем описана в книге - видимо, цензуровано, да и правильно сделано, таких текстов русская сцена ещё пока не слышала);
- в детской песочнице мальчик поджигает девочку, играя в мамупапусынсобаку;
- Я, убийца нового русского понимает, что ему как допинг, как лекарство от одиночества нужны новые и новые души, пребывающие на земле лишь сорок дней, потому он БУДЕТ УБИВАТЬ И УБИВАТЬ нуворишей, а ведь они - тоже живые, и души у них такие нежные и бессмертные, как и у обычных людей;
А потом поднимает зрителя в небеса:
- сбежавшего из ментовки и бомжующего Лаврентия Зайцева находит его любимая девушка Светлана и просто моет его густо намыленной губкой, и столько счастья в их лицах, что кажется, что это уже не клип, а … просто жизнь;
- все персонажи спектакля, а может быть это уже актёры, снявшие с себя роли, выходят вроде бы на поклоны, садятся на край сцены, свесив ноги, мальчик Коля снимает их лица, они появляются на большом экране, это замечательные молодые лица, это замечательные люди, камера поворачивается в зал и на экран выводятся лица зрителей, причём не все сразу, а по отдельности, крупно, мы успеваем вглядеться и разглядеть каждое, вот лев (это всё-таки молодая симпатичная девушка с модными клипсами), вот задумчивый юноша, когда камера переводится на Жана, он предусмотрительно наклоняется завязать шнурок на ботинке и опять, как и в Санкт-Петербурге, остаётся неузнанным. Какие замечательные, красивые лица у современных людей! Жизнь продолжается даже свёрнутая до клипа, жизнь продолжается даже в клипе! Поэтому - время рожать! Время рожать Жизнь!