В русскоязычной среде железнодорожных любителей, или, как их стали называть с лёгкой руки профессора Suffolk University Дмитрия Зиновьева, славного создателя сайта parovoz.com, ферроэквинологов, с завидной регулярностью возникают микроскопические, но пылкие споры и прения на тему того, какую ширину железнодорожной колеи считать нормальной. Всем давно известно, что рельсы в России, странах экс-СССР, Финляндии и Монголии по невыясненным обстоятельствам (
анекдот за научный источник профанного характера не принимаем) расстоят друг от друга на 1520 мм, что шире аж на 85 мм завещанного английскими создателями этого прекрасного вида транспорта размера в 1435 мм, что, согласно преданиям, в свою очередь, равнялось ширине среднестатистической британской дорожной колеи в вакууме, коих на берегах Альбиона с римских времён наездили тысячи. Проще говоря, римляне любили ездить на двух лошадях, оси подходящей ширины колесниц дали пример для рельсовой колеи, но в Российской Империи потом всё сделали немного по-другому.
Не иначе как имперскими замашками можно объяснить те убеждающие, доказывающие и всячески курощающие пламенные речи за то, чтобы считать именно «царскую» колею нормальной. «Ну как же так, она ж наша, родная, а значит нормальная (стандартная, обычная - необходимое подставить)». Друзья мои, не будьте так мелочны! Если вас не убеждает перевес по суммарной протяжённости дорог (720000 км «английской» колеи против 220000 км колеи «русской») или, к примеру, более раннюю дату появления более узкой из этих двух, то можно обратиться к Вехам. Представителем Вех у нас сегодня будет ОАО «РЖД» в лице вагона WLABmee, также известного, как РИЦ-200. Этот не совсем простой вагон способен путешествовать как по родным российским дорогам, так и по европейским, что достигается за счёт смены вагонных тележек (а не колёс) на границе в Бресте. Не вдаваясь в тонкости стандартов, скажу, что помимо разношироких колей различаются и переходные площадки - эти тёмные, грохочущие и полные железа с каучуком пространства между вагонами. В Европе они располагаются чуть ниже, для чего на нашем вагоне есть опускной механизм, имеющий всего два положения. И что же мы там видим?
(чувак в фото влез уже после того, как я нажал на кнопку, честное слово)
Ааа! Держитеменядвое!!! ШИРОКАЯ колея и НОРМАЛЬНАЯ колея!!! Всё логично. А уж коль родное РЖД признаёт неоспоримый факт того, что «русская» колея - не стандартная, а широкая, то нам с вами и подавно следует. До выхода ГОСТа, статуирующего нормальной какую-либо иную колею, разумеется.
Так-то!