Об одном из городов нашего
прошлого путешествия стоит, пожалуй, сложить отдельную песню, так как интересного там хватает. Это Форст, двадцатитысячный пограничный городок на берегу реки Лужицкой Нисы. В эпоху индустиализации Форсту сильно повезло - для перевозок между фабриками весь город охватили сетью кляйнбана, а если говорить проще, то городской узкоколейки.
И вот что из этого получилось...
Главным промыслом в Форсте ещё с давних времён было ткацкое ремесло. Ещё во времена княжества Нижнелужицкого, при правлении сорбских династий, когда город ещё официально назывался Baršć (Баршч), в 15 веке, местных ткачей наделили широкими привилегиями, что привело к их массовой иммиграции в город со всей округи, включая Лиссу (Лешно) и Мезериц (Мендзыжеч), то есть за сотню с лишним километров. Шли годы, Нижняя Лужица германизировалась, вошла в состав Пруссии, Баршч переименовался в Форст, и вот в 1821 году уже открываются первые государственные ткацкие фабрики-мануфактуры. С введением в строй таких благ индустриализации, как паровой машины, культура производства к концу 19 века достигает максимального размаха, и в Форсте работают 302 (!) фабрики по производству ткани.
С приходом в Форст в 1872 году соединительной железной дороги Котбус-Зорау (Жары) городские умы поднимают вопрос о рационализации подвоза угля от железнодорожной станции к фабрикам, равно как и отгрузки готовой продукции обратно, так как городские улицы не справлялись с потоком гужевых ломовиков. Затем, что работу надлежит доверять лучшим, городской совет передал строительство городской железной дороги в концессию мюнхенской фирме Localbahn AG, имевшей опыт строения кляйнбанов (городских, полевых узкоколейных дорог). Правда, Localbahn строил исключительно дороги метрической колеи, и для перевозки вагонов нормальной колеи по улицам города было решено использовать специальные катки (примерно
такие или
такие). С другой стороны, решение использовать колею 1000 мм выглядит вполне логичным, ведь радиусы кривых, что критично для въездов-выездов в заводские ворота, в этом случае до смешного малы.
В итоге LAG с концессией справились блестяще, и 8 мая 1893 г. «городская железная дорога Форста», Forster Stadteisenbahn, открывается. Шесть паровых локомотивов, больше похожих на трамваи, мощностью 100 лошадиных сил, с порядковыми номерами 32-37, выходят на улицы города:
Вплоть до второй мировой войны эти трудяги, в 1922 году получившие подмогу в виде трёх подобных «паротрамваев», исправно таскали грузы по разветвлённой городской сети, любовно названной горожанами Schwarze Jule, то есть «чёрной Юлькой». Пассажирское сообщение носило только лишь характер рабочих поездок на локомотиве, и никогда не было приоритетным. В городе функционировал маршрутный омнибус, и, хотя планы по строительству электрического трамвая параллельно с кляйнбаном таки были озвучены, реализовать их уже не пришлось.
В войну Форст сильно пострадал от обеих противников: при обороне города и при форсировании Нисы. Городской район Берге на сегодняшнем польском берегу Нисы был полностью стёрт с лица земли, 38% домов разрушены до основания, 50% - повреждены. После войны городская дорога сильно помогла с ликвидацией руин и восстановлением городского пейзажа, но уже через несколько лет, после возобновления ткацкого промысла в виде народных предприятий ГДР, объявлена несовременной и неудобной. Новые грузовики отлично справлялись с подвозом топлива и мануфактурных изделий даже там, где рельсы не положили. Было принято решение остановить движение 31 августа 1965 г., но физической ликвидации дороги в условиях ГДР, когда улицы не ремонтировались десятки лет, так и не случилось. Поэтому в объединённую Германию городская железная дорога Форста вошла почти в полном объёме, хоть выпускай локомотив на пути! В принципе, шанс сделать это всё ещё остаётся: в 2012 году один из локомотивов, сохранённый в Музее путей сообщения Дрездена, был торжественно возвращён в город и установлен в историческом пожарном депо. К сожалению, текстильный промысел, и без того децимированный в эпоху Демократической Республики, после скоростного съезда в свободный глобальный рынок, в Форсте практически загнулся. Былые фабрики сонно подпирают облака, а станки, в зависимости от их планиды, попали в местный музей или переродились na żyletki (на бритвенные лезвия (польск. разг.) - прим. ред.). Возить, стало быть, нечего.
Конечно, историческая сеть метрической колеи давно потеряла связность вместе со смыслом, но огромное количество фрагментов рельс до сих пор равномерно распределено по городским улицам, замощённым брусчаткой. Давайте посмотрим, что осталось от «Чёрной Юльки» к 2014 году.
1. В прошлый раз мы остановились на привокзальной площади Форста, в сторону города от неё открывается вполне опрятный вид провинциального городка. Сразу видно, что брусчатка лежит ещё давнишняя, прусская. Зато фонари - всем знакомые изделия лейпцигского завода VEB Narva, один из самых массовых товаров экспорта ГДР в СССР. Выгляните в окно! Наверняка где-нибудь в вашем или соседнем дворе ещё висит такой фонарь со ртутной лампой.
2. Параллельно железнодорожной линии на Жары (Зорау) идёт улица Зорауэр штрассе. Слева вдалеке виднеется кирпичное здание вокзала с башней, в зелёном киоске слева уже понемногу кучкуются ранние алкоголики.
3. Чуть далее главная транзитная ось города, улица, здесь называемая, конечно, Берлинер штрассе, пересекает железную дорогу. Рядом с переездом ещё со времён более активного движения оборудован уютный подземный переход для пешеходов, он действует и поныне.
4. Мягкими «меандрами» улица Берлинская убегает на юг, прочь от Берлина. Здесь можно увидеть высотную доминанту города, водонапорную башню, восстановленную с большим вниманием к деталям.
5. В обратную сторону, в направлении центра, вид открывается вот такой. Здание дежурного по переезду, по совместительству пост централизации В1, отчётливо отдаёт баухаусом и двадцатыми годами прошлого века.
6. Продолжаем двигаться по Зорауэр, простите, Жарской улице. А вот и искомые 1000 миллиметров! Узкоколейный путь выбегает из двора бывшей фабрики, а теперь Бранденбургского текстильного музея. Радиус - демонстративно малый.
7. Отходим немного дальше и видим, как петляет путь от одной стороны дороги к другой. Сделано это для обеспечения габарита там, где вагону было тесно. Это сейчас улица подозрительно пуста, а до войны застройка была куда плотнее, как у вокзала.
8. Поворачиваем на Планкштрассе, улицу Планка, направо от знака главной дороги на фото 7. Здесь текстильную когорту гордо представляет вилла фабрикантов Weberei (Прядильня), к сожалению, совершенно заброшенная и пустая. Интересно, что во многих местах рельсы сняты или прерваны без видимых на то причин.
9. Планкштрассе, чуть дальше на север. Ещё один заезд к недействующим фабричным корпусам. Подумалось, что летом здесь всё утонет в зелени. Хорошо, что пока февраль.
10. Желобчатые рельсы давно заполнили асфальтом, чтобы пощадить велосипедистов. Брусчатка тоже местами залатана. Стрелка «фирменная» - Elektro-Thermit.
11. Макс-Фритц-Хаммер-штрассе. Очередной цех в процессе превращения в руины и очередное ответвление со стрелкой.
12. Там же, но вид в обратную сторону. Справа явно перебирали мостовую, «забыв» вернуть рельсы на место.
13. Фабричные корпуса весьма недвусмысленно намекают на упадок производства в регионе. Где-то уже и окон нет. Внутри тихо, даже залезть в «абандон» некому.
14. Даже странно наблюдать сию картину на фоне неба и яркого утреннего солнца.
15. Пройдёмся дальше по городу. В эпоху развитого социализма для рабочих построили новые дома. Из-за отсутствия хаотично застеклённых балконов в это слабо верится, но эти панельки вполне обитаемы.
16. Гимназия, одно из прекрасно сохранившихся старых зданий города на Песталоцциплатц. Здание слева, с башенкой - то самое пожарное депо, в котором хранится старинный городской локомотив.
17. Возвращаемся к Кирхштрассе, на которой, конечно, должна быть католическая кирха. А вот и узкоколейный путь: по большой дуге появляется из Хайнрих-Вернер-Штрассе слева.
18. Налево пойдём и мы. Пути местами выписывают оригинальные кренделя и пересекаются в неожиданных местах. С этим глухим пересечением, впрочем, всё ясно: во времена более плотной застройки на полноценный съезд места не хватило, пришлось делать «крюк» через соседа напротив.
19. Чуть далее в путевом хозяйстве снова лес и дрова... Справедливости ради прошу заметить, что полностью индустрия Форста долго жить ещё не приказала: слева и справа работают какие-то мелкие предприятия.
20. Почти в конце улицы гордо стоит огромная пустая фабрика «Ц. Х. Пюршель». Дырки в стене, скорее всего, остались от уличных боёв в войну.
21. Фабрика состоит из нескольких цехов в едином архитектурном стиле. Рядом подобные цеха понемногу преобразуют в жилые и рабочие лофты, но много ли лофтов нужно на 20 тысяч жителей? Ворота не открывались уже много лет, а последний поезд выехал ещё раньше.
22. Кстати, лирическое отступление: в Германии по просьбе автовладельцев (вот так просто: депутаты подумали, постановили, что хуже не будет, и решили) изменили закон о госномерах автомобилей, и теперь вместо 1-2-3-буквенного сокращения района стало можно получить номер с сокращением города, даже такого малого, как Форст. Чем сразу и воспользовались локальные патриоты по всей стране, чьими чаяниями всё это и затевалось: «FOR-ST 9», не первый человек в Риме, но всё же девятый на своей родине! Для сравнения, до недавнего времени местный номер выдавался с сокращением 120-тысячного района Шпрее-Ниса и выглядел примерно как «SPN-GJ 932». Однако, между делом мы переместились на Губенер штрассе, которая известна тем, что...
23. Тем, что по ней, как по одной из главных улиц города, тоже проходил путь кляйнбана. С многочисленными ответвлениями в соседние улицы, как в Александерштрассе на фото. Эх, если дожил бы Форст до трамвая! Каким удобным и всеохватывающим транспортом он мог бы стать!
24. Пути на самой Губенер штрассе не дожили до моего приезда и были ликвидированы при полной реконструкции улицы год назад. Но факт их существования и былой значимости смогли сохранить для потомков: вдоль одной из сторон дороги теперь тянется «кирпичная колея» шириной 1000 мм. Прекрасное решение городской администрации!
25. На уходящей в сторону Альзенштрассе рельсы пока лежат среди наслоений брусчатки, асфальта и земли. Город здесь неожиданно обрывается среди фермерских задворок и старых гаражей.
26. И всё-таки стоило дойти до конца такой безнадёжной ветки! Скажем, чтобы увидеть, как у околицы путь мечтательно поворачивает в поля...
27. И теряется там среди новых и старых слоёв цивилизации :)
28. По дороге в город на углу Губенер штрассе обнаружилась данная инсталляция.
29. Чья-то мастерская до сих пор охвачена узкоколейной сетью и готова к приёму грузововых вагонов.
30. Напоследок следует, конечно, дойти до берега Нисы и осмотреться. После войны противоположный берег с районом Берге отошёл к Польше, тамошнее поселение так и не было восстановлено, и городские мосты Форста так и стоят, однажды невольно «разведённые» на долгие годы. Ланге Брюке был красивым парадным мостом: на устоях до сих пор заметны бетонные фигуры.
31. Был в Форсте и второй мост, пешеходный. Бетон перил и фонарей за 80 лет бездействия выстоял. Лет 10 назад граница ещё охранялась серьёзно, а сегодня всё уже открыто, кроме, собственно, моста.
32. Разгадка проста: на другой стороне просто некуда идти, кроме как в рощу. А новый шоссейный переход выстроили на три километра севернее. Здесь же любой желающий может взять надувную лодку и демонстративно уплыть в Республику Польшу.
33. Остатки монолитного бетона 30-х годов.
34. Чтобы не отходить от железнодорожной темы, вернёмся в центр. Рельсы на Альбертштрассе повидали многое, но при реставрации улицы были сохранены (что тоже логично - на небольшой улице они не мешают) и отлично вписаны в исторический ландшафт вокзального района.
35. Фотография в обратную сторону: здесь пути разбегаются в разные стороны. Перед нами так называемый Stadtbahnhof, перегрузочная станция и хозяйственный двор городской железной дороги. Здесь обслуживали локомотивы и вагоны, здесь же узкая колея напрямую соседствовала с нормальной колеёй линии Котбус-Жары. К сожалению, бывшая служебная территория оказалась закрытой, да и путевое развитие в депо давно исчезло, так что смотреть на объекте оказалось нечего.
А пройдя один квартал по Карл-Либкнехт-Штрассе на юг, снова выходишь к вокзалу, а значит, круг снова закрывается. Конечно, в городе остались неохваченными ещё пара сотен метров путей, стрелок и прочих артефактов кляйнбана, но это останется уже на следующий раз, тем более, что поезд в сторону Жар хотя и задерживался, но всё-таки
собирался отправиться в самом скором времени.
До новых встреч!
Некоторые исторические факты даны по материалам сайта о кляйнбане в Форсте
https://www.schwarze-jule.de/. Рекомендую к изучению :)