Вода настолько прозрачна, что солнечные лучи, растворяясь в ней, покрывают ее узором из многих-многих переплетенных радужек. - С одной стороны, морской горизонт заслоняет континентальная Греция, что подсознательно сужает простор и ощущение морского величия. С другой - потрясающее чувство спокойствия, защищенности от практически штилевого моря, ласкового, волшебного, сияющего в полдень каким-то даже молочно-сливочным светом (сказочная «молочная река с кисельными берегами»), очень-очень соленого, но такого приветливого, что - плавать бы и плавать. «Кто не мечтал в этой жизни хоть раз все отправить к чертям, в одиночку пройти океан» (С, Сплин) - переплыть океан...
Очень долгое время Корфу был загадочным словом из детства, из книг Дж. Даррелла, обожаемых прабабушкой, которая читала мне их вслух летними и зимними вечерами. И «побывать на Корфу» приравнивалось к «побывать на озере Лох-Несс» - то есть фактически на Луне. - Но потом мир удивительным образом уменьшился, оказался распахнутым и гостеприимным. И вот уже моя коллекция морей пополнилась Южно-китайским и Желтым… Но керкирийское (самоназвание Корфу) Ионическое, полюбившееся с первого взгляда, кажется сейчас одним из самых лучших. Без всяких уже детских ассоциаций - остров оказался совершенно …шекспировским. В конце концов, в пьесах барда столько морских пространств (да и сам он - настоящий островитянин), столько кораблей и водных путешествий… - А на Корфу я отчетливо вспоминала прежде всего «Бурю».
«Остров полон звуков», как признается потрясенный и, несмотря на…, очень чуткий ко всякому искусству и его магии Калибан. - Мне этот остров шумел прибрежными ветрами, пел тысячею запахов, он расцветал любимой моей библейской-райской смоковницей (она же инжир) с ее идеальным крепко-сладко-восточным ароматом, он шелестел липами и липовым цветом (на пляже своими листами-сердечками трясли липы, это фантастика, конечно), он то и дело пытался заговорить своими совершенно одушевленными маслинами (еще одно библейское дерево)… потому что маслины с их древесными узором и материализованным бессмертием (вполне возможно, что гефсиманские маслины действительно помнят Христа, это дерево потенциально способно жить вечно) - эти маслины кажутся то ли заколдованными великанами, то ли претворенными дриадами. Существами не нашего мира. - Да, совсем забыла. Высадилась я на острове в состоянии полного внутреннего кораблекрушения. Так уж получилось. -
Остров приводил меня в чувство всеми своими объятьями и впечатлениями, шекспировскими словами о человеческом могуществе и бессилии, о лучшем мировом устройстве и его невозможности, о творчестве и любви, запертых и изнывающих в рамках наших «кусков плоти». Он очень старался. Но, как и в «Буре», колдовство заключается в том, чтобы, вдохнув, как в воду - опуститься в осознание самого себя, увидеть себя и всех, кто важен и дорог, как бы очищенными морем и ветром от искажений и наслоений… Остановить череду интерпретаций, разогнать всех призраков - «коснуться обнажившимся сердцем» (С, Платонов). А вверху разверстое южное небо, на котором звездам тесно от полноты. По-восточному приветствен серпик месяца. И ты как никогда понимаешь Просперо, ломающего жезл и все-таки сжигающего все свои книги, даром, что сама на такое не способна. Но - иррационально! - дело не в том, что когда-нибудь справедливость и гармония, как в случае с Просперо, хоть и магическими силами, будет восстановлена (на волшебном острове особенно понимаешь, что - невозможно), а в том, что - когда-нибудь! - когда-нибудь не жезл будет добровольно преломлен, но Ариэль, дух воздуха и таланта, Дух - Ариэль получит свободу…
Да, пожалуй, надо сходить на «Бурю» и «Лира» в TheatreHD.