Прочитанное-2022 часть вторая

Dec 28, 2022 17:30

Роберт Хайнлайн "Дорога доблести"
Ким Стенли Робинсон "Золотое побережье"
Кир Булычев "Доктор Павлыш"
Вячеслав Курицын "У метро, у "Сокола""
Адриан Чайковски "Дети времени"
Олдос Хаксли "О дивный новый мир"
Ингвар Нинсон "Красная книга"
Григорий Чхартишвили "Аристономию"
Вадим Панов "Темные церемонии"
Мо Янь "Лягушки"
Роберт Ибатуллин "Роза и червь"
Харуки Мураками "Подземка"



Роберт Хайнлайн "Дорога доблести"
Главный герой - Герой, во-первых, именно так, с большой буквы. А во-вторых - Типичный Попаданец. Впрочем, этот роман был написан давно, и тема попаданства только начинала набирать популярность и не набила оскомину. Это теперь данный жанр - признак низкопробной макулатуры, а тогда - свежая струя и все такое. Главного героя зовут искать приключения и перемещают в другие миры. В детстве, как водится у попаданцев, он занимался фехтованием, потом служил в армии, прошел горячую точку (тогда это был Вьетнам). Позвала его прекраснейшая женщина, на пути были чудовища, драконы и в самом конце приключения мегабосс в виде Сирано де Бержерака. Но герой справился, убил дракона, победил мегабосса, спас прекрасную принцессу (оказавшейся императрицей), добыл яйцо феникса, что было целью его приключения - и об этом была примерно половина романа. А вот про дальше обычно никто особо ничего не пишет. А что - дальше? Драконы побеждены, принцесса спасена, герой знаменит, богат и живой, его жена - императрица, любит его безмерно, его дом - в лучшем из миров, все знания и богатства множества вселенных - к его услугам. И что дальше. Об этом другая половина романа. Это в очередной раз к вопросу об одной и той же книге в разном возрасте. Юношей я читал о приключениях и ещё помню, после там был слегка затянутый финал, его обычно пролистывал. Теперь же внимательнейшим образом вчитывался в страницы о метаниях героя, достигшего цели. Надо будет остального Хайнлайна перечитать.

Ким Стенли Робинсон "Золотое побережье"
В прошлые года я пытался читать первую часть этой книги. В свое время книга получила хороший отклик у критиков, но мне как-то не зашла. Наверное очень атмосферная и на злобу дня для американца, очень жизненно и как-то безнадежно - очерк из безрадостной жизни людей в Калифорнии недалёкого будущего, которая находится под санкциями и загнана почти в пещерное состояние цивилизации. Вторая часть повествует о пике цивилизации в той же местности. Проблемы, которые кж волнуют людей, очень похоже на наши - состояние хрупкого равновесия между ядерными сверхдержавами и контракты на производство оружия у взрослых и бесцельность существования и бунт против навязываемых рамок проведения у молодежи. Глубина вникания в освещаемые вопросы как всегда удивляет, причем здесь затрагивались вопросы военных разработок частными компаниями, производства новых синтетических наркотиков.

Кир Булычев "Доктор Павлыш"
Для меня самого немного странно, что в детстве это автора я совершенно не читал. Во время он мне не попался, а то, что я пробовал читать - не понравилось. Фильмы и мультики по его произведениям я смотрел с удовольствием, а читать - не читалось почему-то. Открыл его для себя я совсем недавно, прочитал довольно много всего и почти все уже забыл. В памяти остался только "Город наверху", и то в основном эмоции, а не детали. И как обычно, после просмотра "Тайны третий планеты" меня снова зарубило ознакомиться с первоисточником. Ознакомился (это повесть "Путешествие Алисы"), под конец вспомнил, что уже читал - там есть некоторые отличия по сюжету от мультфильма. И как всегда решил открывать для себя автора дальше (перед этим проглотил "Сто лет тому вперёд" и заполировал ещё раз "Городом наверху"). В этот раз взялся за серию про космического доктора. По ощущениям это как "рассказы о пилоте Пирксе" Лема, только герой немного другой, но тоже очень человечный. Он боится, сомневается, ошибается, расстраивается, отчаивается, но в состоянии все это преодолеть. Причем повествование не вертится вокруг главного героя, а он лишь объединяющий персонаж. Каждый роман и повесть серии рассказывает о разных вещах и затрагивает разные проблемы. Замени автор имя одного из героев на неизвестное, на другого доктора - произведение ничего бы не потеряло. Но знакомый герой делает ненужными раз за разом знакомить читателя с особенностями описываемого мира. Это мир освоения дальнего космоса. Земляне получили двигатели, переносящие их на недостижимые ранее расстояния, человечество начало исследованить дальний космос открывать новые планеты и контактировать с разумной и не очень жизнью. Больше всего зацепили "Последняя война" и "Поселок".

Вячеслав Курицын "У метро, у "Сокола""
Недавно ездил с ребенком в Москву, и были мы на станции метро "Сокол". И буквально через несколько дней известный портал с электронным книгам предлагает мне эту книгу почитать бесплатно. Мол, очень интересный детектив, написанный с большой любовью и вниманием к деталям, весьма натурально погружающий читателя в атмосферу поздних семидесятых годов прошлого века. Коротко о сюжете - возле вышеуказанной станции происходит череда убийств, связанных не только хронологически, но и типажем жертв - пожилые женщины были убиты подручными средствами. Дело о маньяке геронтофиле поручают главному герою, следователю МУРа. И тот, постепенно, планомерно, спокойно начинает разгадывать эту загадку. Без стрельбы и мордобоя, с множеством разговоров, размышлений, наблюдений и рассуждений, цепляясь за мелочи и буквально за ниточки, он и его бригада раскручивает удивительный клубок из множества ребусов.

Адриан Чайковски "Дети времени"
Наводку на эту книгу увидел в интернете, в заметке "Олди рекомендуют". Через несколько минут чтения я понял, что меня жестоко н@#&@ли. Коротко о сюжете: главная героиня книги - сильная и независимая женщина, талантливый организатор(ка), который(ая) летает от планеты к планете и организует терраформацию и заселение потенциально разумными видами. План такой: планету доводят до кондиции, когда там уже есть травка и комарики, сбрасывают капсулу с обезьянами. И дополнительно - другую, со специальным Вирусом, который заражает диких абизьян. А те, в свою очередь, с каждым поколением, благодаря этому вирусу дичают все меньше и разумнеют всё больше. А над планетой в криосне планируется оставить одного сотрудника главной героини в качестве супервайзера. Но как всегда что-то пошло не так. Экоактивисты, пропагандирующие естественный путь развития человечества, захватили власть на далёкой Земле и отправили страшный компьютерный вирус, который вывел из строя всю электронику колоний. А на корабле главной героини оказался предатель из той же организации, который подорвал двигательный отсек, всех уничтожил, в том числе и капсулу с обезьянами (вирус уцелел, он отдельно). Спаслась только героиня, залегла в криосне и стала ждать, когда ее спасут. Повествование переходит к другим героям. Спустя много тысяч лет, остатки человечества на отравленной Земле собрали все, что уцелело из технологий, погрузили на большой корабль и полетели искать планету, на которой можно было бы поселиться. Героями там являются специалист по древним языкам - ботаник, слюнтяй и тютя, и сильная независимая женщина старший помощник капитана. На протяжении многовекового полета герои периодически выходят из анабиоза и что-то делают. В частности оказываются замешанными в попытке устроить бунт против капитана корабля. (Тут Питер Уоттс схватился за голову и стал рвать на части рукопись "Революции в стоп-кадрах", она была позже написана). Параллельно обретшие разум пауки развивают свою цивилизацию. Роман описывает множество поколений этих существ, каждый временной период посвящен одному-двум героям, и почему-то по воле автора их зовут все время одинаково, как у Маркеса в "Сто лет одиночества". Это как правило две сильные и независимые паучихи (зовут их всегда Порция и Бьянка), и иногда к ним примыкал маленький, слабый, но стремящийся к равноправию и независимости паучок (стабильно по имени Фабиан). Между тем, ковчег с остатками человечества приближается. Прошлая главная героиня уже не самая главная, очень возражает против вмешательства в ее эксперимент и шлёт землян на, а потом к ближайшей звезде, к другой терраформированной планете. Слетав туда, ковчег ничего путного не нашел, земляне поняли что их жёстоко обманули и решили выжечь паучье гнездо. А пауки напустили на них нано-вирус и привили им араханофилию. И все, мир-дружба-жвачка. Рука об педипальпу человек и паук идут к светлому будущему. Вот и весь сюжет, да, это были спойлеры, извините.
Уже в самом начале чтения возникли вопросы. Например, насчёт этого страшного вируса, который должен делать целевые организмы разумнее. Простите, а как? Ответ автора - вирус знает. Он такой умный-умный, что сам отсекает менее разумных и способствует выживанию более разумных. Автор, кстати, называет его "нано-вирус", что бы это не значило (тут биологи и генетики всех стран дружно ушли курить). Дальше - с обезьянами не вышло, но вирус, видимо рассчитанный не только на обезьян, поспособствовал разумению другого вида - им оказались пауки (в этот момент Вернон Виндж со своей "Глубиной в небе" начал медленно вращаться в гробу, хоть вроде ещё не умер). Вопрос - а почему именно пауки? У них какой-то удивительный потенциал в отношении разума? (упд, выяснил, что автор изначально зоолог, видимо изучал) А муравьи и пчелы? (упд. Потом муравьи появились, в виде тормозного сверхразума) Ещё вопрос - а почему только членистоногие? А другими классами вирус почему-то побрезговал. Допустим, это понятно - рассчитан он был на обезьян. Но обезьяны не случились, тогда почему пауки. А что было бы, если обезьяны долетели? Два разумных вида? (Упд. Целая планета сообразительных членистоногих, ракообразные под водой, жуки всякие, сверхразумные колонии муравьев - жуткий кошмар инсектофоба). Автор объяснил, что позвоночные, кроме обезьян, отторгали вирус, вот. Но тупые биологи из романа не учли, что есть ещё и другие виды, а вот автор молодец об этом помнил. Затем, описание спаривания разумной паучихи заставляет вспомнить рассказ Аверчеко, где была муха Лидия с большой грудью. Пауки, кстати, тоже видимо побочные эффекты фем-повестки. Самки всячески гнобят бедных самцов. А самцы там отчаянно стремятся к равноправию. Вообщем, читать я не бросал, и хотя преодолевать эту пургу было тяжко, но было временами прикольно. Когда дочитал - испытал облегчение. Тяжёлые диалоги, неестественные мотивации, громоздкие напичканные зубодробительными терминами авторские объяснения сложных научных феноменов, причем когда повествуется о действиях и мыслях свежеразумных индивидов пробуждающейся паучиной цивилизации. Чувствуется, что автор пытался вникнуть в генетику, понял только, что это невообразимо сложно и постарался это понимание отразить в повествовании. Все персонажи, включая пауков и муравьев похожи на участников студенческого театрального кружка, иной раз даже участников детского утренника в костюмах для постановки "Мухи-цокотухи". Герои, которые люди - почему-то очень много и примитивно ругаются. Все как на подбор страшно эмоциональные, разговаривают с надрывом и одинаково страстно. Описываемый мир не живёт сам собой, а мучительно ползет по страницам, подгоняемый волей автора. Герои старательно зачитывают по бумажке свои роли и выдавливают из себя предписанные эмоции. Молодой и невыносимо талантливый автор, что тут говорить.

Олдос Хаксли "О дивный новый мир"
Написанная почти век назад фантастика, причем с большой буквы, где фантастическое лишь средство, чтобы описать свойства человеческой натуры и сделать предупреждение о том, куда мы можем прийти в своем развитии. Мысли, изложенные в предисловии и в финальном диалоге Дикаря и Главноуправителя, крайне актуальны сейчас и будут ещё долго. Роман предупреждение, антиутопия, одно из возможных направлений, куда движется мир, и куда пожалуй не очень хочется прийти, хотя кому-то такой мир и в самом деле покажется дивным. Мир счастливых людей, где от каждого по способностям и каждому по потребностям, где людей выращивают в пробирках по госзаказу, где с момента появления зародыша ему готовится

Ингвар Нинсон "Красная книга"
Всегда считал программистов волшебниками. Даже не только кодеров, но вообще всех айтишников - волшебники разного калибра и высоты полета. Шаманы, чудотворцы, алхимики, маги, целители. Уверен, ещё несколько поколений, и ремесло ответственных за цифровой контур превратится в удел самой загадочной и закрытой касты среди людей, путь куда будет заказан большинству, а истина и даже намек на неё не будет доступен даже посвященным крайних ступеней. К тому времени цивилизация уже рухнет, но цифровые инструменты некоторое время продолжат свою работу, будут считаться волшебством и мало кто будет знать истинный смысл всех этих явлений, а через поколение и немногих посвященных станет исчезающе мало. В этой книге мир уже забыл, что такое цифра, но до краев наполнен магией. Никто не знает почему все происходит, но кое кто знает, как заставить это работать. В каком-то таком мире и оказывается главный герой книги, который является и автором книги. То ли это другая планета, когда колонизированная цивилизованным обществом, где жители одичали до состояния средневековья, и все цифровые технологии выглядят магией. То ли это компьютерная игра, где персоналии давно уже живут своей жизнью. Главный герой - толстый сказочник, который вдруг оказывается вовлеченным в калейдоскоп событий, где он - забывший все, сменивший тело и личность, могущественный колдун и на него идёт охота. И ему нужно... - непонятно, что ему нужно: вспомнить все? научиться всему заново? выяснить кто он на самом деле? спастись от твоих по следу охотников? или снова стать толстым и безвредным сказочником, любителем женщин и пожрать? Ничего не понятно и, что вызывает раздражение, не будет понятно до окончания. Если какие-либо объяснения и последуют, то в следующей части. Эта книга выглядит прологом для длиной серии. Я все понимаю, наверное в писательско-издательском (сочетание как-то не очень звучит) деле нынче по-другому нельзя - только заманить читателя, зацепить его крючками, держать на коротком поводке растущего интереса. Автор сам цитирует наставления для молодых писателей в первых строках своего романа и сам этим наставления старательно выполняет. Но это все равно у меня вызывает раздражение. Из плюсов можно назвать хороший язык (хотя стоит автору употребить слово "волглый", так его сразу записывают в знатоки словесности), немало неолгизмов. Реально держит в напряжении и не отпускает, беда одна - по завершении герой зависает в воздухе, и его судьбу придется выяснять, купив часть вторую. Отвратительная манипуляция читателем. В остальном - отличное произведение, если бы не теоретическая часть вторая - было бы книжное открытие года.

Григорий Чхартишвили "Аристономию"
Жизнеописание молодого человека, попавшего в жернова истории в караоке болезненный период тяжёлых перемен. Что необычно - художественные главы перемежаются с философскими предисловиями к каждой главе.
Герой на своем пути пересекается с разными философиями в лице второстепенных персонажей, правда каждого весьма сильна, герой колеблется, сомневается, страдает от мук невозможности сделать правильный выбор и растет. Рассказано неторопливо, тем не менее, читать интересно, захватывает. Как нынче водится - повествование разбито на части, и это только первая. В отличии от раннего Акунина, сюжетных перепитий этого Романо хватило бы на общую повесть, но поскольку художественную часть прилично дополняет философская - получилась приличных размеров книга. В отличии от прошлого прочитанного мной опуса (Ингвар Нинсон), главный герой все таки пришел к какому-то логическому этапу в своем движении, хотя полноценной кульминация это назвать нельзя и ощущение, что "опять как всегда на самом интересном месте" присутствовало. Но здесь я уверен, что буду читать продолжение. Немаловажным является то, что герой растет в течение всего романа. В чем-то он напоминает юного Фандорина из другой серии автора, но тот персонаж в некоторой степени рос от романа к роману. Главный герой здесь же развивается в течение всей первой части. Думаю, книга будет полезна и в более юном чем у меня возрасте с чисто практической точки зрения.

Вадим Панов "Темные церемонии"
Мягкий перезапуск серии, похоже. После напряжённого противостояния на протяжении многих книг победил страшный злодей, вынырнувший из далёкого прошлого. Главные герои первых нескольких десятков серий смелым росчерком авторского пера погибли либо исчезли, на сцену выходят новые герои и героини. Беда в том, что они пока никакие. Может и есть в них потенциал, все таки все они - сильные и независимые женщины, (не очень сильные и не очень независимые конечно, вроде их три или больше, не могу пока понять) но пока ничего особенного. Описание их внешности скучное и незапоминающееся. В характере, разговоре и способностях ничего выдающегося нет. Автор - литератор с большим стажем, раньше его персонажи были выпуклые и яркие, с неплохо прописанным характером. Он не жалея строк знакомил с персонажами, они были жизненными и ярко представлялись в голове. Из этого книги я никого не могу себе толком представить и с трудом мог понять, какую сюжетную линию я сейчас читаю, о каком новом персонаже идёт речь. Чем были плохо старые персонажи - не очень понятно кроме того, что они - давно. Это модно нынче - жестоко и безжалостно убивать полюбившихся героев à la игра престолов. Но у Мартина герои умирали потому что к этому все шло, это логично вытекало из сюжета. А тут просто потому что автору так захотелось. Диалоги какие-то однообразные, как будто говорят все время они и те же люди, просто за разных персонажей. И построены одинаково: вопрос-ответ вопросом-наезд-ответный наезд, пикировка, а не беседа, словесное фехтование на табуретках. После прочтения я специально открыл первой что попалось из раннего Панова - ничего похожего, нормальные читабильные диалоги. Хорошо и тщательно прописанные герои, даже второстепенные. Печально. Либо автор охладел к серии, а издатели требуют подоить эту корову ещё немного. Либо это унылое произведение коллектива наиболее талантливых литературных негров из творческого ателье имени титульного автора. По сюжету два слова: она линия - вдруг неизвестно откуда появляется необычайно могущественное существо, про которое все знают, но его раньше не было и вот опять, и все начинают его ловить. Другая линия - один необычайно слабый в магическом плане персонаж, дойдя до отчаянья, в наследстве своих родственников вдруг обнаружил книгу, дающую ему немыслимое могущество, которого никогда ни у кого не было, и вот опять. Ещё одна линия - какие-то интриги в высших эшелонах новой власти, хитрые хитрые, каких никогда не было ранее, и тут как всегда. И ещё одна - известный ранее уникальный специалист по артефактам вдруг берет ученицу и начинает ее быстро учить, давай ей немыслимое могущество, которого ни у кого не было, и вот опять. Все сюжетные линии сшиты массой белых нитей, которые без конца расползаются, поэтому сверху все замотано скотчем. Одного раза прочитать явно много, продолжение буду читать только в виде аннотации либо краткого пересказа. Для проверки открыл первое, что попалось из раннего Панова (оказалась книга 3 "Атака по правилам"). Ведь я раньше запоем стал первые девять из цикла ТГ и перечитывал неоднажды. Попробовал ещё раз - читается прекрасно, с удовольствием и интересом, хоть я и помню почти наизусть.

Мо Янь "Лягушки"
Повествование охватывает жизнь в маленькой деревне в сложный период в истории Китая. Эпоху революции, голода, постепенной стабилизации и начала экономического роста. И очень хорошо отражен тот момент, когда жители страны только начали жить чуть лучше, чем никак, и стала расти рождаемость. И партия решила взять рождаемость под контроль. Центральный персонаж - талантливая акушерка, которой в молодости удалось сломить вековые предрассудки относительно рода и тем самым существенно снизить смертность в родах. Жители всех окрестных деревень ее боготворили. Но когда рождаемость стали брать под контроль, она стала самым ярым и верным проводником идей партии в массы - все возненавидели ее с силой не меньше, чем любили. Она проводила рейды, чтобы стерилизовать мужчин, выявляла тайные беременности и делала аборты, ставила противозачаточные средства. Деревенские сопротивлялись, причем порой насмерть. Традиции и биология, желание женщин видеть своих детей и мечты мужчин о наследниках схватились в битве с муравьиным социализмом. И все это в декорациях китайской провинции. Причем на разных страницах книги можно встретить описание диких повивальных обрядов прошлого, которые пытались изжить герои, и спустя всего несколько лет, ну пусть десятков лет, они же изумлялись запредельными технологиями современного перинатального центра на территории их бывшей деревушки.

Роберт Ибатуллин "Роза и червь"
Чтобы окончательно смыть послевкусие от "Пространства", решил перечитать ещё и эту книгу. Тоже великолепный образец научной фантастики с продуманной вселенной и реалистичной физикой, написанный, пусть и в более традиционной, классической манере.

Перечитал заодно Артуро Перес-Реверте "Учитель фехтования", небольшой роман, сюжет которого почти выветрился у меня из памяти, Харуки Мураками "О чем я думаю, когда говорю о беге", Виктора Пелевина "Чапаев и Пустота", Юрия Полякова "Апофегей", также несколько несколько книг из серии "Тайный город" Вадима Панова.

У меня в телефоне стоит карточка на 32 гБ, а на ней записано несколько гигабайт книг. Карточка зародилась ещё в первом моем наладоннике (это было ещё в другой жизни, когда телефоны умели только звонить, компьютеры были большие, а программы маленькие, и только только появились КПК), переезжала из очередного вышедшего из строя телефона в следующий, меняла объем и формат, дополнялась книгами, и за годы ее существования сформировалась ее простая архитектура. В корневом каталоге лежат те книги, которые я ещё не читал. Там же лежат папки под именем автора, если книг этого писателя у меня больше двух. Туда я копирую прочитанное. Есть огромная папка с названием "1читал" (впереди цифра 1, чтобы папка была вверху списка) - туда я переносил те, книги, авторы которых у меня в единственном экземпляре или максимум в двух. И есть папка "не пошло". Там лежат те книги, за которые я брался, но почему-то не дочитал или даже скорее толком не начал читать. Но я не теряю надежды их прочитать, ведь почему-то я эти книги себе скачал. И вот я потихоньку начал книги оттуда доставать.

Харуки Мураками "Подземка"
Перечитав эссе о беговой жизни этого писателя, мне захотелось что-нибудь ещё. Когда я пробовал ее читать, но почему-то не пошло, и я тогда закинул ее в долгий ящик, а тут решил на волне интереса к автору попытаться ещё раз. Книга оказалось документальной. Посвящена теракту в токийском метро, когда адепты одной известной деструктивной секты распылили в вагонах зарин. Автор в предисловии объяснил цели своего произведения. Она из них - увидеть лица пострадавших. Виновники трагедии долго не сходили с экранов и страниц, все знали их в лицо, они стали воплощением инфернального зла и получили заслуженное наказание. А пострадавшие так и остались цифрой погибших и госпитализированных, безликими маленькими японцами, котором не посчастливилось в тот злополучный день ехать подземкой. Автор взял несколько интервью у некоторых выживших. Познакомил читателя с жизнью каждого, чуть чуть совсем, по несколько предложений. Но в результате безликий неизвестный гражданин, несчастная жертва, которую абстрактно жалко, но это где-то там, не со мной - этот сферический пострадавший вдруг стал реальным человеком, раздробился на множество поломанных судеб и личных трагедий. Но это - для японцев. А мне было интересно увидеть их мир, если можно так выразиться, изнутри. Каждый рассказал о своей жизни несколько фраз, но и этого было достаточно. Японцы поразительно ответственны по отношению к своей работе: приходят раньше, задерживаются, перерабатывают. Ещё интересно, что японцы обладают удивительным чувством долга. Мне кажется, сделавший в любой другой стране, если почувствовал недомогание - пойдет домой или к врачу. Большинство отравившихся зарином в первую очередь думали о работе, что нужно доделать, и работали несмотря на симптомы отравления, причем никто не считал это каким-то личным героизмом - обычное поведение нормального работника. Не удивительно, что страна добилась таких успехов - каждый работает на 120% или больше, тогда как у нас такое впечатление, что на 70%, и это самый трудоголизм.

мини-отзывы

Previous post Next post
Up