Прочитанное-2022 часть первая

Dec 28, 2022 17:29

Френк Херберт "Дюна"
Михаил Литвак "Семь способов развития мышления"
Роджер Желязны "Ночь в тоскливом октябре"
Виктор Пелевин "Смотритель"
Джеймс Кори "Пространство"
Сергей Жарковский "Хобо. Времена смерти"
Юлия Латынина "Инсайдер"
Чайна Мьевиль "Железный совет"
Сергей Жарковский "Эта тварь неизвестной природы"
Фазиль Искандер "Детство Чика"
Андрей Рубанов "Человек красного дерева"
Виктор Пелевин "Iphuck 10"
Дэниел Киз "Разоблачение Клаудии"

Что-то в этом году столько начитал, что запись с мини-отзывами не влезла в один пост, пришлось разбить на два. Совсем не фейсбучный формат, а многобуков.



Френк Херберт "Дюна"
Некоторые книги очень интересно читать в разном возрасте. Дюну же я вначале даже не читал, а посмотрел, это была экранизация 1984 года, режиссер Дэвид Линч. Фильм мне очень понравился, хотя, говорят, сильно занудный. И на удивление книга тоже понравилась, обычно если я смотрю сперва экранизацию, то книга уже не очень заходит. Я ее читал в приблизительно в том же юношеском возрасте, причем на волне интереса захватил несколько продолжений. Нынче, посмотрев новую экранизацию, я решил освежить в памяти первоисточник, поскольку обнаружил, что совсем не помню книгу. Во время просмотра я вспомнил только основные этапы сюжета, но кроме собственно истории рождения мессии там есть огромное количество квазиисторических сведений, без точного знания которых многое остаётся неясным. А в книге присутствует очень мощная футурологическая и философская составляющая. Многие идеи затем заимствовались и развивались другими фантастами. Евгенические эксперименты, преследующие целью вырастить совершенное существо; превращение человеческого мозга в превосходную логическую машину; предвидение будущего в виде разных вероятностей.

Михаил Литвак "Семь способов развития мышления"
Не могу сказать, что подчерпнул что либо интересное или что-то, чего не знал ранее. Больше показалось сборником психологических баек, перемежаемых рассказами автора о себе любимом.

Роджер Желязны "Ночь в тоскливом октябре"
Главный герой - собака, компаньон странного человека по имени Джек, который занимается странными делами. Пёс сам по себе необычный, например он ведёт повествование от первого лица, охраняет дом, проверяет сохранность каких-то тварей, которые в доме живут, чтобы те вели себя хорошо и оставались в местах своего заточения, тоже странных - зеркало, защитный круг, шкаф и сундук. Ещё он ведёт расчеты и готовится к странной игре, которая состоится 31го октября в полнолуние. Дело в том, что полнолуние редко когда выпадает на этот замечательный для нечистой силы праздник. Вообще получился отличный сценарий для мультика для не совсем маленьких детей - говорящие животные, праздник с тыквами, волшебство, ну некоторое количество крови, и то намеком, не впрямую. Только с русскими опять смешно получилось - нечесанная борода, непонятная фамилия на -ов (лучше уж "генерал Гоголь" или "генерал Пушкин", честное слово), водка и вселенское сострадание. Странно, что помощником был не дрессированный медведь или хотя бы хомячок - какой-то не очень русский тотемный зверь змея.

Виктор Пелевин "Смотритель"
Эту книгу я начал слушать достаточно давно, но, поскольку длинные пробежки после марафона у меня как-то прекратились, получалось только во время длинных поездок в качестве пассажира. Поэтому дело шло медленно. Кстати, заметил, если я смотрю на прогресс книги, сколько ещё осталось - значит она уже понемногу становится мне неинтересной. Про книги этого автора что вразумительное сказать у меня не получается, но тем не менее отзыв побудило написать разъяснение как работает телефон через призму волшебства и молитвы. И каково мироощущение цветка через призму счастья и горя. Очень трансцендентально и на удивление понятно, более того, могу сказать, что никогда ранее нее читал более доступного описания работы вычислительной техники и простого разъяснения философии жизни.

Джеймс Кори "Пространство"
Литературная основа для нашумевшего телевизионного сериала. "Игра престолов" в космосе. Имя автора на самом деле псевдоним двух писателей, которых позиционируют как юных падаванов Джорджа Мартина. Следовательно, параллели с игрой престолов закономерны и неизбежны. Впрочем, на мой взгляд, книга несопоставимо слабее произведения вдохновителя. Сюжетных линий намного меньше, фактически всего две; психологической достоверности поступков ещё меньше - все идёт по велению авторов. Широкий размах повествования, вовлекающий всю солнечную систему в катастрофу, навевает скуку. Такой детальной проработки образов героев как у Мартина даже близко нет. Сильно пьющий и циничный полицейский инспектор вдруг заочно влюбляется в объект своего задания - дочь миллионеров, которую ему надо разыскать. Не верю. Старший помощник на большом корабле, который перетрахал все что движется, причем с миролюбивым расставанием, вдруг стесняется и мнется, влюбившись в ещё одну подчинённую. Злобный социопат миллионер решил поставить бесчеловечный эксперимент на целой станции, а чтобы ему никто не мешал - развязывает межпланетную войну, такой изящный отвлекающий маневр. И не ощущается, что персонажи живут в этом увлекательном мире, напротив кажется, что они играют роль в мутном спектакле с придурошным сценарием, а режиссер то пьян, то с бодуна. В итоге мотивации выглядят надуманным, а переживания сильно наигранными. Развлекательное чтиво, уже не очень сильно хочу посмотреть сериал, хотя, говорят, весьма реалистичный (в кино если не слышно звук в космосе - это уже считается капец как реалистично). А в книге и физической реалистичности не очень видно (скорее даже не видно чуть меньше, чем полностью), хотя бы потому, что не чувствуется понимания авторами движения всего, что там есть по орбите и не ощущаются огромные расстояния между объектами. Короче, разочарование года.

Сергей Жарковский "Хобо. Времена смерти"
Чтобы смыть негативные впечатления от предыдущей книги, взялся перечитать эту. В прошлый раз (или это были разы...) эта книга поразила мое воображение и снесла крышу. Примерно первые три четверти поражали атмосферностью, фантастичностью и научностью, но оставшаяся четверть немного покоробила под конец мистикой (я как-то не ожидал ее в строгом sci-fi). Читать было удивительно осязаемо, но сюжет тянул за уши вперёд, до зуда хотелось узнать что будет дальше, и я пропускал строки и абзацы. При повторном чтении я уже был к этому готов, что будет в конце - знал, мистику велел себе считать непознанной технологией, читал внимательно и наслаждался каждой строчкой. Вот есть графомания, где герои поступают по велению автора, и за каждым словом любого персонажа слышится тоже автор. Есть хорошие книги, где мир, нарисованный автором, живёт сам собой, развивается и движется совершенно естественно, и автор лишь переносит это на бумагу. В этой книге следующий уровень достоверности - автор неведомым образом переселился туда, в тот мир далёкого будущего, прожил там много лет, стал неотличим от аборигена, и решил написать об одном эпизоде своей жизни там - роман, причем особенно не заботясь о том, будет этот роман понятен здешнему читателю. Похоже автор настолько сдвинулся мозгом на почве этого произведения, что совсем сошел с ума и больше ничего не писал. Да и вообще, сиквел или приквел или ещё что либо на ту же тему будет восприниматься совершенно кощунственно. Раньше я думал, что из-за лени, нежелания прописывать детали, невозможно красиво завершить столь красочно начатый сюжет Автор о многом умолчал, причем прямо грубо и цинично вырезал куски сюжета, от того казалось, что финал банально слит. Перечитал, внимательно фокусируясь на деталях, и возникло несколько другое впечатление. Автор не сказал гораздо больше, чем сказал, недосказанного целая вселенная, россыпи тем и затравки для ответвлений сюжета валяются на каждой странице. И о них точно так же до зуда хочется прочитать в продолжении, в примечании, в приквелах-квадриквелах, но думать и представлять как это все живёт в моем сознании, как оно могло бы быть, выглядить и происходить - во сто крат восхитительнее. Легко представить детектив с элементами мистики: герои в привычном мире сталкиваются с неведомым, ну, в конце концов - это же фантастика. Несложно - вообразить производственный роман о доблестных геологах разведчиках или о метростроевцев. Можно этих самых тружеников переместить в глубины вселенной, мастерскии нарисовать как они бороздят просторы бескрайнего космоса, тянут трассу от звёзды к звезде, преодолевая совершенно земные трудности в виде плохого снабжения, несчастных случаев на стройке и неожиданных инспекций начальства. А теперь возьмите и смешайте это все, дайте настояться, и вот что получится. Здесь необычно всё. Язык - сленг жителей космоса, масса неологизмов, смысл которых интуитивно доходит, но иной раз еле еле. Синтаксис, порядок слов - все иное. Стиль и способ изложения, изящно перескакивая от третьего к первому лицу, порой посреди главы, добавляет атмосферности и при этом совершенно не режет глаз. Сюжет, начавшийся с конца и накидавший в сознании читателя смутных и непонятных мазков чего-то грандиозного, прыгает к началу и начинает оформлять жуткую картину, и когда в мешанине сумбурных красок вдруг в один момент появляется смысл, хочется кричать от восторга.

Юлия Латынина "Инсайдер"
Известный политолог оказывается пишет фантастику. Причем, если читать не видя имени автора - ни за что бы не догадался, что пишет женщина. Коротко о сюжете: наверное это развитие идеи "Трудно быть богом". Планета с человеческой цивилизацией на уровне средних веков. Туда является более развитая космическая цивилизация и пытается на них немного влиять. Об этом были первые книги серии, а дальше планета влилась в содружество космических держав на правах развивающейся. И всякие нечистоплотные дельцы кинулись зарабатывать деньги в условиях непонятного законодательства и крайне неустойчивой экономики новоявленных задворок вселенной. Очень напоминает гиперболизированную картинку наших девяностых. Весьма познавательно с точки зрения разнообразных схем распила, эффективного менеджмента и успешной приватизации родины.

Чайна Мьевиль "Железный совет"
Уже третья книга этого неоднозначного автора. Как известно, он по убеждениям троцкист. И ему принадлежит исторический труд, посвященный большевистскому движению и его лидеру, вождю мировой революции В.И. Ленину. В этом романе он реализовал фантастическое исполнение зарождения революционного движения среди рабочего класса. Наемные рабочие совместно с рабами-переделанными, тянут железную дорогу от мегаполиса сквозь безжизненные земли. Переделанные были преступниками, наказанием которых была переделка - превращение в полулюдей-полуживотных или сращенных с механизмами, как правило на паровой тяге. Фантастический мир все тот же, что и в других его романах, стим-панк и магия. Ктулху, если бы ему этот мир приснился в кошмаре, проснулся бы в холодном поту, а ксеноморф из Чужих долго бы плакал, звал маму и просился обратно в человека. И все тот же огромный город-государство, ведущий жёсткую войну с далёком врагом, которая высасывает все силы из народа. Не зря автор изучал историю России, ситуация очень похожая, только перепетая на странный фантастический лад.

Сергей Жарковский "Эта тварь неизвестной природы"
Написав "Я, Хобо", автор замолчал на много лет, и я, грешным делом, решил, что он сошел с ума в процессе написания. Либо выплеснул в этом шедевре всего себя и решил, что лучше у него уже ничего не получится и не стоит и пытаться. И тут вдруг увидел за его авторством ещё одну книгу. Скачал. Долго присматривался к ней в списке непрочитанных. Наконец решил попробовать. Хм... По началу мне показалось, что это фанфик на тему игры "Сталкер". Из числа низкопробной графомании. Затем - конкурсная работа на "Рваной грелке" по мотивам "Пикника на обочине". Зона, всякие мутанты, ходоки (правильно - "ходилы"), дыры во времени, бублики из пространства, динозавры всякие. Стругацкие даже мельком появились, сразу после динозавров, наверное это символично. Я долго не понимал, нравится мне книга или нет. А потом понял - это же приквел к "Хобо"! Только настолько завуалированный, что может стать таковым, только если читатель захочет. И все же, не оставляло ощущение, будто сборник кроссвордов для поезда вручную иллюстрировал Васнецов. Его предыдущая книга настолько атмосферна, что переселяешся в тот мир. Автор, похоже, писал книгу примерно так же, как Дэй-Льюис выживался в свои роли. Эта ничуть не хуже.

Фазиль Искандер "Детство Чика"
Мне кажется, что лишь немногие взрослые люди помнят каково это - быть ребенком. Я вот не помню. Детские проблемы, которые приводили в ужас и заставляли страдать от безнадёги, взрослым просто не воспринимаются. Страшные тогда и смешные теперь тайны. Внезапно открытые истины, суеверия и страхи. Глядя на детей я уже не могу предоставить, что происходит в их головах, остаётся только догадываться. Главный герой этой книги - мальчик Чик, живёт в маленьком южном городе у своей тети. Он учится в школе, у него есть друзья во дворе, собака и сумашедший дядюшка. Он ищет шпионов, играет на деньги в орлянку, освобождает бродячих собак, играет в спектакле и вообще живёт обычной жизнью. Происходит масса интереснейших и совершенно будничных вещей и также буднично открываются замечательные истины, которые, по всей видимости совершенно забываются во взрослом состоянии и их приходится открывать заново.

Андрей Рубанов "Человек красного дерева"
Эта книга лежала в памяти телефона довольно долго. Я присматривался к ней, но все не решался начать. Главный герой в прошлом деревянный идол. Во времена реформ религии в России идолов ниспровергли, оставили только иконы. Идолов изрубили, но некоторых спасли. Эти некоторые из намоленных деревянных людей восстали, обрели способность ходить, быть похожими на людей и стали жить среди них. Не старели, не знали ран и болезней, боялись лишь огня и сырости. Главный герой стал специалистом по дереву, в момент начала повествования столярничал на заводе, и тайно реставрировал найденные деревянные фигуры. Иногда удавалось их поднять. В процессе рассказа герой вспоминает свое прошлое, совершает довольно много хороших и не очень дел, но запутавшись в горшках в итоге самовыпиливается из реальности. Концепция очень спорная, образ главного героя довольно противоречив. Скорее не понравилось. На бумаге точно не куплю.

Виктор Пелевин "Iphuck 10"
Главный герой этого романа совершенно по-пелевински не существует. Этот аспект, существование кого либо, всегда в его романах подвергается сомнению. И все таки его героев иногда можно назвать реальными. Хотя граф Толстой из "t", да и Алекс из "Смотрителя" не очень настойчиво претендуют на этот эпитет. Здесь же с первых строк автор устами (хоть и этот термин не совсем корректен, даже совсем не-) своего героя сразу заявляет о не-существании себя. Главный герой - полицейско-литературный алгоритм, который расследует преступления и затем пишет отчёт в виде романа-детектива. Искусственный интеллект, который существует только в сети, и не имеет материального носителя, определенный программный код на множестве машин, чьими вычислительными мощностями он пользуется, сохраняя лишь бэкапы в архивах полицейского управления, которые (как бэкапы, так и архивы, да и машины тоже) никак нельзя назвать разумными. Он может "видеть" (распознавать) реальный ("реальный?") мир через камеры, которые много где встречаются, и анализировать его. Может представлять себя стороннему наблюдателю в виде сгенерированный картинки на экране или в VR. Но единственное проявление его разума - это написанный им текст. Его (алгоритм) арендует куратор-искусствовед для анализа рынка некоторых произведений искусств начала 21 века, и это становится закваской для интересного расследования с несколькими трупам. Попутно читатель познакомится с остроумными рассуждениям об природе искусства, развлекательной детективной литературе и о критиках (по последним главный герой проехался особенно злобно). Герой часто обращается к читателю, затем, приличную часть повествования занимают диалоги, в основном с тем самым куратором, которого (которую) по праву можно назвать вторым главным персонажем, а также присутствуют описания изучаемых предметов искусств, что тоже доставляет немало удовольствия. Читал в виде аудиокниги, такой способ, как я заметил, несколько затрудняет мне визуализацию повествования, но именно в данном случае, где все происходящее не-происходит в реальности - как раз нормально.

Дэниел Киз "Разоблачение Клаудии"
С этим автором я знаком лишь по небольшому фантастическому рассказу, (который, как я понял, затем был переработан в роман) - "Цветы для Элджерона". Читал его в юности, рассказ сильно цеплял за душу, и имя автора я запомнил. И тут случайно натолкнулся на его журналистское расследование серии убийств, где была безвинно осуждена психически ненормальная женщина. Очень интересный пример правосудия в действии - есть человек, который сознался в убийстве, а справедливость мало кого волнует. Прокурору нужно баллотироваться на высокую должность, раскрытое дело и осуждённый злодей - отличный pr-ход. Ну ладно, нашлись противники этого самого прокурора, в пику ему доказали невиновность первоначального подозреваемого и погубили прокурору карьеру. Нашли настоящего убийцу, долго разбирались и осудили на девять пожизненных сроков (меня не оставляет вопрос - а чем это хуже чем один?). Но дальнейшие детали уже никого не волновали. Автор решил сделать независимое расследование и разобрался почему первоначально была схвачена и осуждена главная героиня романа, красивая женщина с полным бедламом в голове, шизофренией и провалами в памяти.

мини-отзывы

Previous post Next post
Up