Продолжаю театральные воспоминания.
"Сирано" в театре Моссовета.
Спектакль я увидела в феврале 2002, премьера была 30 декабря 2001.
Очень долго я не могла "увидеть" спектакль. Были роскошные фрагменты, но целостности не было. Не сразу увидела и героя. Возможно все это потому, что пьеса никогда не была "моей" . И я не понимала героев. Роксану не понимаю и сейчас. А вот мужчин... Они стали мне понятнее. Получился спектакль для меня только с 2005 года. А в 2007 году мне показали два "моих" спектакля.
Вот о них и хочу вспомнить и тут. А так же и об одном спектакле 2006 года и одном 2008. Здесь пишу хронологически.
21 декабря 2006 год. - Вчера в самом начале, когда вышли гвардейцы, чувствовалось очень приподнятое настроение актеров. Де Гиш в исполнении Виноградова так прошел по сцене, как наверное прошел бы сам Ришелье (это комплимент). Первого маркиза вчера играл А,Межулис, мне его исполнение больше импонирует.
- Монфлери исполнял А.Пискарев, у Горюшина он как-то ярче получается. Сирано появился очень веселым и игривым. И поначалу он действительно, как пишет Женечка, летал по сцене. Причем в начале, пришлось немного поработать плотником, опять была проблема со ступенькой. Сирано на этот раз справился одной.. по-моему, правой. :lol:
- А вот потом... На одном ряду со мной (я сидела на 4-ом, в тот раз какой-то аврал с билетами на 21-ое был). У прохода (как я понимаю, не случайно) сидели две девушки. На вопрос, кто хочет сразиться, они дружно ответили, что они. Последовал классический ответ, что Сирано с женщинами не дерется.
- Затем Сирано предложил сразиться с ним нескольким зрителям мужеского пола, но они не согласились. Девушки еще раз предложили сразиться. В этот момент Сирано пропал секунд на 10, на девушек очень выразительно посмотрел Домогаров, но они взгляд не поняли, к сожалению, и после просьбы, что тот кто хочет умереть: "..молча поднимите руки.." Подняли каждая обе и сказали, что они. Прозвучал ответ, довольно четко и жестко: "Девушки, спектакль окончен". И вот тут что-то пошло не совсем понятное. Да, Джейн права - энергии у Сирано было хоть отбавляй, но вот вчера она не всегда попадала в "мирные цели".
- На мой взгляд, первый акт был немного переигран, причем не только исполнителем главной роли, а практически всеми. Но началось все с того эпизода, о котором я сказала. Повторю - местами. Например, я не уверена, что де Вальвер вчера запомнил "основы стихосложения", потому, что Сирано было несколько и самому не до них. Нет, текст был слышен великолепно, ударения, выражения... Но на первом месте - вчера была драка, это даже дуэлью мне назвать сложно.
- Непонятно, почему и для чего было Сирано заигрывать с пожилой дуэньей, она и сама даже несколько растерялась. Но надо отдать должное великолепной актрисе, быстро сореинтировалась.
- Даже в сцене "балкона" был небольшой перебор, намного меньше, чем в других сценах, но был...
- Но.... есть два но..., после которых это можно опустить.
- Я уже говорила, что из сегодняшнего репертуара, да если честно и вообще, у меня "Сирано...." ну не первом месте по любви.... И собственно готовилась к атаке.... :lol: В сцене "Полета на луну" мой пыл атаковать угас. Такого полета, причем там летали трое - Сирано, Домогаров и Виноградов, я не видела ни разу. Сирано, летал по тексту, а актеры по таланту... Вроде бы уже в 2001 была премия "Чайка", как могли такой "Двойной удар" не наградить, не понимаю?
- Если бы сейчас было советское время, их бы приглашали на все концерты... Я не знаю, как мне описать, но было просто классно.
- Потом спасибо автору постановки - Сирано немного отдохнул в карете, его, как всегда, отпоила М.Кнушевицкая.
- И после антракта - ...Сирано как подменили, нет и следа от игривого настроя, от буффонады. В начале, когда Роксана приехала в Арас, на лице еще сохранялась легкая ирония. Но вот я, кажется, нашла, как сравнить два действия. В первом в Сирано не было большой глубины, во втором она была практически бездонна. И я начала понимать, что же в этом спектакле находят. - В сцене в монастыре у меня в третий или четвертый раз, за все 22-летние регуляные походы в театр, появился комок в горле.
- Потом были прекрасные поклоны, правда, когда АЮ забирал у одной из поклонниц корзину цветов, он зацепил корзиной за платье Кабо и они оба чуть-чуть не упали между досок.
- Затем, АЮ поздравил всех с наступающим...
- 15 октября 2007. Есть такая фраза, "Не любите себя в искусстве, любите искусство в себе". Очень хочется, чтобы и зрители это помнили.
- В самом начале ничто не предвещало беды. Замечательно начал Линьер-Гордеев, Рагно-Ошеров. Вальяжный граф де Гиш, первого маркиза играл сегодня Межулис. Вышел несчастный Монфлери, появился на лестнице Сирано, его прогоняющий. И ... едва Сирано поднялся на сцену, как появился ТОВАРИСЧ зритель на балконе и пообещал Сирано, что он будет за него. Сирано тут же пропал, Александр Домогаров сказал, что текст интересный. После чего ни о какой игре со зрителем речи не было. Большое спасибо хочется сказать исполнителям ролей Карбона и дуэньи, которые помогли уже ко второй сцене, вернуть Сирано.зрителю. И какого Сирано.
- Сегодня он не был ни злым, ни желчным. Это был очень глубокий, человек. Очень тихий, даже слишком. Хотя мне такой вот Сирано очень близок. Даже такие фразы, как, например, о приходе носа, произносились просто с горечью, без злости на самого себя. И сегодня он был действительно очень любящим. Не стесняющимся признаться в этом ни Карбону, ни Кристиану в конце. Сцена под балконом прошла, можно сказать, в звенящей тишине. Эпитафия тоже прошла без привычной гиперэмоциональности, и от этого она только выиграла, опять ИМХО.
- Такого Сирано я раньше не видела. Я об эмоциональном настрое. Причем не только героя Сирано, все актеры играли несколько иначе. Начиная с дуэньи, которая после случая со зрителем вообще пока могла, не уходила со сцены. Причем оправданно. Тот же Карбон, сегодня, как никогда, был "слуга царю, отец солдатам". И всякий раз, как только предоставлялась возможность актер Леонид Евтифьев старался обнять и приободрить актера Александра Домогарова.
- Дмитрий Попов мне понравился только в двух сценах. Как-то не вписался он сегодня, на мой взгляд.
- И был сегодня совершенно бесподобный де Гиш. В меру ироничный, относящийся с легким пренебрежением к подчиненным, он в самом начале действительно пришел совершенно искренне поприветствовать пусть и противника, который положил 8 из 100 подосланных им, де Гишем, убийц. Но противник достойный, и де Гиш это сегодня подчеркивал, когда мог, текстом, когда не было такого "под рукой", жестами, взглядом. Я не знаю, мы как-то с девочками не успели обсудить, но по-моему, такого органичного дуэта, как сегодня, еще не было. Сцена полета на Луну прошла превосходно. И вот в монастыре сегодня тоже очень явственно прозвучало предупреждение де Гиша о готовящемся покушении. И не было после слов де Гиша о том, что руку он бы Сирано пожал, недоумения, которое было у меня на прошлых спектаклях.
- На поклонах, перед снятием носа АЮ уточнил, ушел ли тот зритель, и сказал, что этот эпизод сегодня для него.
- Судя по всему, у актеров театра открылось второе дыхание, с чем я нас, зрителей и поздравляю.
- Сегодня Сирано сказал утвердительно, без вопроса, что это сделал он. А когда в монастыре, Роксана все поняв, воскликнула, что он 15 лет играет роль, то далее произнесенное Сирано имя Роксаны и последующая пауза, сегодня очень явственно показали, что Сирано понял, что он СДЕЛАЛ.
16 декабря 2007 год. - Я очень боялась идти сегодня на спектакль. После 14 октября моя планка к этому спектаклю стала еще выше. Я тогда писала, не буду повторять. Я прочла пьесу лет, наверное, в 14-15, точно сказать не могу, перечитывала не раз, уже смотря спектакль. Эта пьеса не моя. Не понимала я героев, ни у Ростана, ни у Моссовета.
- То, что сегодня показали мне...
- Как многие знают, я говоря о чем то, почти каждое предложение повторяю, что это мое мнение, ИМХО и т.д. Сейчас я это скажу один раз, выделю и больше не хочу отвлекаться на эти слова.
- Все, что идет ниже, явяляется моим субьективным мнением.
- Сегодня спектакль видели многие, кто-то согласится со мной, буду рада, кто-то нет. Значит, я вижу по-другому, и все.
- Мне сегодня показали монолитный, целостный спектакль, что для меня на "Сирано" бывает не часто, да еще и с фантастической игрой актеров. Начиная от "седьмого лебедя у пруда" и заканчивая исполнителем главной роли.
- Начну с "огранки" спектакля. Я таких гвардейцев никогда не видела. Это настоящие гасконцы (я читала о них не только у Дюма ), верные принципу "один за всех, и все за одного". "Зажигал" среди них сегодня Евгений Ратьков. Очень точно вел сегодня свой образ Леонид Евтифьев. Его Карбон сегодня как никогда был "слуга царю, отце солдатам" Хотя вот со слугой... Карбон сегодня так передразнивал интонации де Гиша, что было понятно, что в данном случае, он прежде всего отец.
- Очень ярко, сочно сегодня играли свои роли Николай Басканчин (Де Вальвер), и Андрей Межулис (Маркиз). Причем учитывая, какой вышел Сирано, то, что творил де Вальвер, было по меньшей мере странно, а вот поведение Маркиза сегодня соответствовало тому, что он увидел. То есть он, конечно, вступил в спор, но вот всем своим видом он показывал, что "я не трус, но я боюсь" И его уход нельзя назвать иначе, как слинял от греха подальше.
- Очень рада, что попала на Рагно в исполнении Дмитрия Ошерова, вот такой нелепый, но бесконечно добрый, очень наивный, мне ближе.
- Отдельно хочу сказать о дуэнье. И не в связи со словами Александра Юрьевича в адрес Марии Кнушевицкой. Она была прекрасна, как всегда. Но вот один эпизод сделал ее образ сегодня более емким.
- Тут многие, я думаю, помнят все по кадрам. Сегодня фраза: "Роксана, к вам де Гиш" была сказана сквозь ярко выраженный смех. Кто смеялся, дуэнья или Мария Святославовна, сказать не могу, у обеих был повод, но получилось очень здорово, образ стал богаче.
- Дмитрий Щербина сегодня показал мне совсем не того Кристиана, которого я обычно видела. Он с первых минут не был неотесанным провинциалом. То есть он это говорил, но как сказал Сирано, "кто это сознает, уже не глуп".
- Вот тут в теме Марата спорили, мог бы Леонидик измениться кардинально за несколько дней. Сегодня я увидела, как смог измениться человек за время меньше часа или чуть больше (не думаю, что под Арасом у них с Роксаной было много времени). Просто на глазах юный влюбленный мальчишка осознает, что он всего лишь картинка и какую злую шутку сыграл с ним его друг.
- Что касается де Гиша... Сразу хочу уточнить, я видела практически все спектакли, в которых играл Сергей Виноградов, и видела его режиссерские работы. Во всех ролях он мне очень понравился. Что происходит с де Гишем, мне не понятно. Все эти крики, на грани истерии, для чего, зачем. А уж танец с поцелуями перед каретой... Поневоле фильмы Бланка вспомнила... Старые фильмы.
- Было два момента, где мне понравился де Гиш: когда в него полетели шляпы, он в недоумении развел руками и молчал секунд 30-40. Это было такое красноречивое молчание... И начало сцены в монастыре, когда он был нежен и тих, но увы, до слов о том, что он подал бы руку...
- А вот дальше, я могу позволить себе сказать "Да здравствует король!" Сегодня было королевское исполнение роли Сирано.
- Я мноо раз пыталась понять, как любящий Сирано мог так быстро придумать и решиться на такую авантюру? Ответа я не могла получить до сегодняшнего дня. Сегодня получила. Но все по порядку.
- С первой минуты, как появился Сирано... Честно, не знаю, как бы лучше написать, Домогаров или Сирано. И не потому, что Сирано не было, как раз наоборот. Просто вот исходя из фразы "...и это сделал я!", немного теряюсь. Такого Сирано, каждый поступок и слово которого мне сегодня были понятны, этого Сирано сделал именно Александр Домогаров.
- Так вот, я сегодня сидела с левой стороны, почти у прохода. Уже когда он спускался к Монфлери, слегка размахивая палкой (именно слегка), захотелось куда-нибудь спрятаться, а когда была игра со зрителями и Сирано произнес фразу, что он вызывает всех, я нисолько не сомневалась, что сегодня желающих не будет, и не ошиблась. Поднятых рук сегодня не было НИ ОДНОЙ. Потому что еще до предложения поднять руки тем, кто хочет сразу умереть, и так было ясно, за сегодняшним Сирано не "заржавеет", прибьет и не заметит. Сегодня Сирано в начале был жесткий, порой злой, но это все было на спокойной ноте, без ерничества. Только тень и проскочила раз, на обещании сохранить красавца.
- А вот ответ на вопрос, зачем все это затеял Сирано, я получала на протяжении всего спектакля, начиная со сцены промывания раны. Такого ревнивца я не видела! Отелло, Арбенин и иже с ними сегодня, как говорят, отдыхали. Все негативные стороны ревности, ее пагубность, прежде всего для того, кто ревнует, была показана такими роскошными красками, что не передать.
- Письмо сегодян было без слез, но с большой долей издевательства над Кристианом, хотя он как раз меньше всего виноват.
- Сцена полета на Луну сегодня пропала... То есть хохотали все. Вопрос: над чем? Как сказал Сирано: "...а то все ж-ж-ж-" Почему? Да потому, что непонятно с чего, у де Гиша все время была речь майского жука из м/ф "Дюймовочка". И там даже, где этой буквы и в помине нет, он ее вставлял. АЮ отреагировал моментально, но вот смех остался, а сцена была потеряна.
- В Эпитафии был очень пронзительный Сирано, не кричащий, а сожалеющий о себе, потерянной любви, но радующийся тому, что он остался самим собой.
Для меня всегда было загадкой почему же так поступил Сирано. Сегодня явственно показано, что зачем и почему? Для меня такой спектакль начался, как я говорила, на той минуте, когда Роксана говорит о крастоте своего возлюбленного. Сегодня ты видела, Сирано ТАК в лице переменился, что дыхание перехватило. А уж когда он с практически ледянным спокойствием стал подтверждать, что в гасконском полку с новичком все что угодно могут сотворить, вот только и сорвался на словах о сохранении красавца. Причем, я другого слова не могу подобрать, не хотел, а сорвалось. То есть, с подачи Карбона, Сирано себе всего нафантазировал, а как оказалось, что не так, "пошла писать губерния". И что самое интересное, а какие причины, какие основания так ревновать?
- Я не зря тут привела Отелло и Арбенина. Они ревновали, и еще как. Но ни тот, ни другой не подкладывали браслет и платок. А тут чего натворил? Мы раньше говорили тут о ревности Сирано. Но мы ее подразумевали, либо она была ну не очень явственна. А сегодня в каждом жесте, каждом слове она выпирала. Кстати, было непонятно, как Кристиан этого не видит? Ну с Роксаной ясно - "слепая", "глухая". Хотя сегодня ей еще несколько дополнительных шансов дали, чтоб поняла. Не-а, не поняла. Вспомнила еще момент: когда Роксана читает письмо, написанное якобы де Гишем, то Сирано с начла с недоумение смотрит на нее. Взгляд оченно выразительный был: "Там де Гиш что - как я решил сделать?" Но очень быстро поняв, что она письмо сочиняет на ходу, чуть не порвал шляпу Кристиана.
И особо хочу сказать о вчерашнем финале. Сирано признавался во всем не Роксане, а самому себе. И мне показалось, что в этот момент, для него не так было важно, открыть правду Роксане, как просто найти в себе силы сказать все это самому себе и признаться себе в том, какую фатальную ошибку он совершил когда-то.
- И по-моему для этого ему хватило одноо слова. Когда Роксана говорит:"Так это были Вы!", он так тихо произносит ее имя, и таким тоном, что дальше можно и не подолжать.
Вот меня не покидало ощущение, что если бы он только мог знать, к чему это приведет, никогда бы не стал делать. Возможно я конечно ошибаюсь. И что еще очень ценно было вчера, то что для меня в монастыре вчера были расставлены приоритеты вины Сирано. Я почти всегда слышала на крик Роксаны -" И в этом вот письме от Кристиана нет ни строчки, ничего...и эти слезы были Ваши...", был крик Сирано:"Но эта кровь была его!".
- Вчера это было сказано Сирано без нажима, без повышения голоса, но фраза так хлестанула по слуху, что ни с каким криком не сравниться. Это его мучало больше всего вчера. Да, он виноват, что разрушил жизнь молодой женщины, за то, что она не разглядела красоты ума. Но больше всего вечерашнего Сирано съедала вина перед Кристаном, и не просто вина за проступок, а и Сирано тогда под Арасом, понял, что Кристиан обо всем догадался. Не знаю, может быть это увидела только я.
- Еще вот что хотела бы отметить. Никогда я не слышала, чтобы в сцене под балконом, Сирано так тихо суфлировал Кристиану. Но вот вчера он мог себе это позволить. Дело в том, что как я поняла, первые ряды, это те кто видел спекаткль не единожды. Но вот поскольку Сирано был совершенно не знакомый, зал был притихший. В самом начале спектакля, когда обычно появляется в зале смех, Сирано вчера резко поднимал руки, прося тишины, возможно не Сирано, а Домогаров, они были вчера едины. Зал замер и затих сразу. И вот Сирано был вчера таким, тихим, но настолько могучим и властным, что его слышал и зал, и партнеры, ну те кто слышал и мог понять.
Именно в концепции вчерашнего Сирано, для меня по-другому прозвучала фраза, что он не любил Роксану. И я вот с вчерашним Сирано согласна. Это была ревность собственника, хотя собственность была не его совсем. Вот Кристиан вчера доказал, что да любил, но выразить не смог. И доказал мне вчера что он именно любя, понял и простил друга. Он считал другом Сирано и когда тот ему "помогал", и даже когда понял, что он сделал и с ним и с Роксаной. Вчерашний Кристиан это точно все просчитал. Мне вчегда нравился образ который вылепляет Щербина, но вчера для меня, он превзошел себя.
- Все живое имеет цикличность жизни - рацвет, увядание. Последние виленные мною спектакли позволяют мне (ИМХО) считать, что начался новый виток расцвета театра Моссовета. Ой, кажется даже рифма. Часто говорят, актер не играет, а живет на сцене. Нет, в Моссовете играют, но играют так, что и зрители и актеры купаются в ролях и спектаклях.
- Браво!!! И бис!!! Вчера вот кстати на предложение бисирования Александ Юрьевич только улыбнулся. Все понимали, что сегодня, то есть вчера это уже не получится.
24 мая 2008 год. Сегодня спектакль был очень милым и воздушным почти до антракта.
- Сирано был сегодня не то чтобы усталым, просто очень мудрым, чтобы ёрничать, зло острить, он спокойным тоном выдавал своим обидчикам так, что добавки было не надо. В игре со зрителями, один мужчина на предложение сразится попоросил шпагу, Сирано не дал. С легкой грустью посмотрел на первый ряд справа, там были только дамы. Далее спектакль пошел в духе веселого озорства. Начала всему задала забывчивость Виктора Гордеева, исполнявшего роль Линьера. Он во фразе:"Вот почему, мой друг, я эту жизнь любя, сегодня ночевать намерен у тебя", забыл слова ночевать намерен у тебя Попытался вспомнить, не вышло. И сказал просто у тебя. АЮ тут же отыграл. Потом еще АЮ довел почти до смеховой икоты Марию Кнушевицкую. Беседуя с Роксаной, Сирано так увлекся, что шпагу уронил. Когда поднял, то по обычаю поцеловал. И еще несколько таких мелочей.
- Сегодняшний Сирано был любящий, но на мой взгляд, быстро понявший, не только что его не любят, но и то, что предмет его любви не соответствует его нарисованному образу. Поняв, он легко соглашается сохранить ей красавца, и в его голове легко созревает план игры. Весь ужас которой он осознает под Арасом. Это было передано фантастически, да плюс еще партнер достойно помогал. Об этом несколько позже.
- Сцена под балконом была прекрасна, очень нежна и трогательна.
- Полет на Луну - тут чистое соло. Соло на 5+.
- Мне сегодня больше всего понравился конец спектакля. Опять, как в декабре, все что хотел Сирано ответить Роксане, он сделал сказав лишь ее имя.
- Я получила удовольствие.
- Теперь два слова об актерских работах. Вроде бы Дмитрию Щербине дальше некуда, но его Кристиан хорошеет и хорошеет. Нет деревенского парня, глупого и только красивого. Есть очень достойный молодой мужчина, который виноват лишь в том, "что полюбил, но выразить не мог". И в том, что не заметил, что и друг влюблен. Очень достойный еще и партнер, который смотря на зменение концепции образа у коллег, быстро им помогать начинает.
- Великолепны, как всегда дуэнья и Карбон. Кнушевицкая не перестает импровизировать и делать из малюсенькой роли очень говорящий образ. Милый, восторженный Рагно у Ошерова.
- Роксана в исполнении Ольги Кабо, как всегда для меня. Нет, я понимаю, что Роксана блещет только красотой, но я вижу постоянно только Ольгу Кабо, а не героиню.
- Де Гиш... Второй раз вижу Журавлева в этой роли. Вот есть репродукция картины, а есть копия. Так вот второй раз копия. Копия Виноградова, причем не лучшая. Начало, когда де Гиш только приходит к гвардейцам, было хорошее, а вот потом...
- Не будем о грустном.
- Александр Домогаров был прелестен в такой интерпретации Сирано. Я правда бы хотела увидеть несколько иного Сирано, но как говорится, мало ли что я хочу.