плоды просвещения

Dec 25, 2012 16:29

В принципе, я не имею ничего против некачественных товаров и услуг, невежества, лжи, искажения информации, безграмотности, бездарности, грубости и дурновкусия: все это находит спрос и хорошо оплачивается, каков товар - таков купец. Но лично у меня люди, наделенные подобными качествами, вызывают презрение и брезгливость, особенно если они отрицают или вовсе не понимают свою ничтожность и необходимость развиваться в умственном и культурном отношении. Это не значит, что пошляки, глупцы, дилетанты и невежды не способны достичь социального успеха; очень даже способны.
Когда молодой востребованный представитель творческой профессии с техническим образованием и нулевой эрудицией публично, с большим апломбом, заявляет о том, что на него лично Айя-София не произвела никакого впечатления, он вообще не понял, что в ней хорошего и почему люди ходят на нее смотреть, и ему искренне жаль денег, заплаченных за билет, - у меня скулы сводит, но это я еще могу стерпеть, никто же не обязан с первого взгляда и без подготовки оценить памятник средневекового искусства. Но когда он же, снимая документальный фильм, не дает себе труда прочитать сценарий, узнать факты, атрибутировать людей и предметы, взятые в кадр, собрать о них необходимый минимум информации… уже достаточно? - и когда все это безобразие и бестолковщина называется «кино» и получает высокую оценку «профессионального сообщества» и «креативных зрителей» и одобрение заказчика, я перестаю понимать, кто из нас дурак.
Когда для написания текста рекламного ролика длиной в три абзаца требуются усилия аж двух авторш, и этот текст, плоский, скучный, малоинформативный и полный речевых ошибок, называется «имиджевый креатив», оплачивается и монтируется к видеоряду, я уже окончательно понимаю: дура - это я. Это ведь я училась сначала на журфаке, потом на филфаке, потом на спецкурсах маркетинга, рекламной и имиджевой деятельности, 20 лет работала в прессе и бизнесе, изучала психологию воздействия текста и многое другое, чтобы в итоге оказаться за бортом своей профессии и услышать, что мои тексты (как и другая моя продукция) никуда не годятся, они слишком сложны, литературны, заумны, «людям такое не нравится и они такое не понимают». И я пытаюсь доказать, что мои тексты и проекты сделаны по всем правилам рекламы и PR, по лучшим образцам, - людям, которые никогда не читали и не видели этих образцов и даже мой «слишком сложный текст» не смогли осилить до конца. И это ж не единичный случай, это массовое явление в рекламном и издательском бизнесе, в журналистике и видеопроизводстве. Это общий принцип деятельности - массовое оглупление и опошление содержания и примитивизация формы в угоду потребителю, который конечно же туп, глуп и неразвит и должен таким оставаться. И я ж не открытие сделала, я это знала, вот только не знала, как это выглядит на практике.
Обидно и досадно и унизительно чувствовать себя вымирающим динозавром, таким большим, роскошным, еще недавно могучим, а теперь - только предметом снисхождения и насмешек. Оно конечно, надо бы спокойно отвернуться от низкопробных деятелей и поискать свою среду, себе подобных, где меня примут и оценят и похвалят и позовут приходить еще и еще. Но уже много лет я никого не могу найти. Никого. Два-три таких же динозаврика в блогах - вот все. Люди, с кем я пытаюсь работать и дружить, даже если производят впечатление компетентности, культурности и образованности, на поверку оказываются пустыми, неумными и невыносимо пошлыми. Не сказать чтобы плохи: некоторые даже приятны, наделены своими достоинствами, их есть за что уважать. Но все до единого, при всей моей к ним расположенности, мучительно тушуются из-за моих «слишком больших и сложных» знаний, каковые знания проявляются не намеренно, а сами собою в словах и поступках. А ведь я никого не хочу давить и унижать; но и общаться с людьми, которые стыдятся себя в моем присутствии, очень неудобно. Словно бы это мне должно быть стыдно за то, что я своим избыточным образованием причиняю им страдания.
Интересно, что мой избыток воли, «характер», переносят менее болезненно. Я могу быть сильнее, это допустимо, даже для мужчин, но я не могу быть умнее - это оскорбительно для всех и каждого.

профанация, сила и слабость, творчество

Previous post Next post
Up