Игры в симметрию - для больших и маленьких

Jan 19, 2015 22:05

Во многих тетрадках, учебниках и книжках для детей встречаются задания "дорисуй половинку картинки, которая отражается в зеркале".
Казалось бы, ничего сложного, но тем не менее многие дети и в 7-8 лет не вполне уверены, чего от них хотят в подобных заданиях. В итоге дети слышат первую часть задания "дорисуй вторую часть, такую же" - и рисуют сдвиг, не отражение.
Объяснить идею симметрии без игры с настоящими зеркалами - довольно сложно, и не все дети улавливают суть. А дать нормальное взрослое определение - не получается, нужен слишком высокий уровень абстракции. Значит, нужна понятная детям метафора.

Мы обычно используем не только метафору зеркала, но и вторую метафору - бабочку.
Вот эта палочка - туловище бабочки.
Крылышки у бабочки очень похожи, если справа сначала жёлтенькое, то и слева тоже. Если правое крылышко на конце синее, то и левое тоже.


Альбом: дошк_дек2
складываем бабочек из мозаики



некоторые хитрецы делают бабочек не плоскими, а объёмными




потом можно и склеить бабочек из наклеек - дети придумывают симметричные узоры куда более нетривиальные, чем взрослые ))


вот, какая красота!



В качестве активной разминки играем в живые зеркала.
У каждого есть пара, он стоит напротив своего "зеркала", делает какой-то жест или движение, а его "зеркало" повторяет. Потом меняются ролями.



Второй способ исследования симметрии - с ножницами.
Пробуем вырезать ёлочку, домик,
тут уж мне некогда фотографировать ))


Альбом: дошк_янв_симметрия
В следующий раз пробуем уже на листочке.
Сначала раскрашиваем по буквам:
С - синий, З - зелёный, К - красный.



А потом дорисовываем отражение - второе крылышко бабочки.



Одни запросто понимают идею,
а другим надо сначала из кубиков выложить оба крыла бабочки - и потом уже начинать раскрашивать.



кубики и тут пригодились )



заодно в танчики научили детей играть!



с первоклашками мы не только вертикальные оси у бабочек делаем,
но в целом идею они поняли,
они могут уже и сами оси симметрии найти и нарисовать.



заодно обсуждаем, что у некоторых букв русского алфавита есть горизонтальная ось симметрии,
у некоторых - вертикальная.
(А потом замечаем, что есть буквы, у которых и такая, и такая)

Выписываем буквы с вертикальной осью - отдельно, с горизонтальной - отдельно.
А потом пытаемся придумать из этих букв слова и даже фразы.
Очень привязчивое занятие, надо сказать.

Мы с Олей, пока ехали в ЦДО, обменивались СМС-ками примерно такого содержания:
АТАМАН ТОПАЛ ПОД ПЛАТАНОМ
ПЛОД ПОПАЛ НА ДНО ФОНТАНА
ЛАМА ПАДАЛА, НО ХОХОТАЛА
МОЛОДА МАДАМ, НО ХОЛОДНА
ПАНДА ПОШЛА ПО ПЛАТО
МАМОНТ ТОПАЛ ПО ХОЛМАМ
ПОП ПОПАЛ ПЛОДОМ ПО ЛАМПАМ
ДАМАМ ПАНАМА ПОДОШЛА
ДОМ ПОЛОН ХЛАМА
ПЛАТОН ХЛОПОТАЛ О ПАНТАЛОНАХ
ПАША ДОЛОТОМ ЛОМАЛ ПЛАТАН

В общем, очень сложно остановиться потом - мне эти фразы еще три ночи мешали спать.
Можете проверить )

симметрия, дошколка, кружок, фото, математика

Previous post Next post
Up