дорогой пустыни Эдомской по нахаль Кина

Jan 17, 2018 23:04

"по какой дороге взойдем мы? И сказал он: дорогою пустыни Эдомской. И пошел царь Исраэйльский, и царь Йеудейский, и царь Эдомский, и шли они обходным путем семь дней... "(Мелахим II/3)

Йоханан Ааарони, израильский археолог и историк, считал что дорога пустыни Эдомской проходит именно здесь.
Почему?


Во-первых название дороги всегда по месту куда она приводит, по конечной ее цели. Внутри Иерусалима нет дороги Иерусалима. Значит и дорога Эдома, это путь в Эдом.
Во-вторых где еще быть пути в Эдом, как не тут. Мы находимся на вершине с хорошим обзором около армейского форпоста времен израильского периода и 1-ого Храма. И смотрим прямо на Араву. За Аравой - горы Эдома. При этом соединяет нас с Эдомом удобное ущелье - нахаль Кина, один из притоков нахаль Химар.


Хурват Уза

Прямоугольное сооружение с угловыми башнями явно армейского назначения.
Начальный этап этого крепости - 8 век до н.э.
В отличии от тель Арада, где израильская крепость появляется уже при царстве Давида-Соломона в 10 веке до н.э.
8 век до н.э. - период этот по аналогии с "факс романи" можно назвать "ассирийским миром". Т.е. территория захватывается Ассирией и хотя Израиль и Иудея еще существуют, но хозяином в доме все яснее становится именно Ассирия.
Именно в этот период на южных границах Иудеи возникают новые пограничные крепости и укрепляются старые.


В дальнейшем, возможно уже через столетие, в 7 веке до н.э. крепость достраивается и превращается в город.
Город, название которого сохранили местные бедуины в названии ущелья - эль Кини - город Кина.
Хотя в Танахе это название фигурирует еще даже в перечене городов в наделе Иуды:
Вот надел колена сынов Йеуды по семействам их. И были города по краю (надела) колена Йеуды, по направлению к границе Эдома на юге: Кавцеэйл, Эйдэр и Ягур; Кина и Димона и Адада....(Книга Йеошуа/15)

надел Шимона:
И вышел второй жребий Шимону, колену сынов Шимона, по семействам их; и был надел их среди надела сынов Йеуды. И достались в надел им: Беэйр-Шева, и Шева, и Молада; И Хацар Шуал, Бала и Ацэм; И Элтолад, Бетул и Хорма; И Циклаг, Бэйт-Аммаркавот и Хацар-Суса; И Бэйт-Леваот, и Шарухэн - тринадцать городов с селами их. Айн, Риммой, Этэр и Ашан - четыре города с селами их. И все села, которые вокруг этих городов, до Баалат-Беэйра, Рамат-Нэгэва, - это надел колена сынов Шимона по семействам их.(Книга Йеошуа/19)

И вот еще из Танаха:
И пришел Давид в Циклаг, и послал он из добычи старейшинам Йеудеи, друзьям своим, сказав: "Вот вам дар из добычи врагов Г-сподних" - Тем, что в Бэйт-Эйле, и тем, что в Рамот-Нэгэве, и тем, что в Яттире, И тем, что в Ароэйре, и что в Сифмоте, и что в Эштемоа, И что в Рахале, и что в городах Йерахмеэйльских, и что в городах Кэйнийцев (Шмуэль I/30)

на фото - ד“ר דורון שר אבי

Заходим, вернее аккуратно залезаем на развалины крепости и видим дверной проем. Датировка - 8 век до н.э. Проем ведет в никуда, так как за ним стразу стенка. Датировка стены - элинистический период. Тогда тоже возникла необходимость в армейских базах на южных окраинах и крепость перестраивается.


Рядом - ворота крепости. Одна комната, вторая побольше со скамейками и заложенный, замурованный проем. Один из характерных элементов ворот железного века - канализационная канава выходящая наружу под воротами. Видим это и здесь.


В раскопках найдены десятки астроконов с надписями на которых упоминаются израильские, иудейские имена. Почему имена? Очень просто - это списки солдат. такие же черепки найденны и в других крепостях. Самый известный - в тель Араде:
"Из Арада - 50 и из Кина ...
И пошлите из в Рамот Негев...
... приходите Эдом там"

Но тут, в тель Уза в самом последнем слое периода ассирийского завоевания найден черепок с эдомейским именем!
Т.е. пока более центральные крепости просят подкрепление и когда основные войска уходят на главный иерусалимский фрон, на южные границы вторгаются еще недавно бывшие мирные соседи эдомитяне!

Из-за ограбления брата твоего Йаакова покроет тебя стыд, и уничтожен будешь навсегда. В день, (когда) стоял ты в стороне, в день, (когда) чужеземцы взяли в плен войско его (Йисраэйля), и иноземцы вошли в ворота его, и об Йерушалаиме бросали жребий, ты тоже был одним из них. (книга Овадьи)

Ведь Эдом, т.е. красный- второе имя брата Яакова, Исава (Эйсава), который продал свое первородство за чечевичную похлебку.

День Иерусалима в контексте библейском - это день разрушения Иерусалима.
И в знаменитый псалом 136 «На реках вавилонских» проклинает на Вавилон, который его разрушил, а Эдом!
"Припомни, Господи, сынам Эдомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его»


Спуск в вади Кина:
пересекаем высеченную канавку, почти как древний акведук, который направляет дождевую воду в огромные высеченные под скалой цистерны.
Ямы эти высечены еще во времена библейского города Кина и отремонтированы современными бедуинами, которые их используют. Тут же веревка, чтобы привязать и вынуть ведро с водой.


Идем дальше мимо бедуинского кладбища. Если никто рядом не скажет и не покажет, то пройдем мимо ничего не заметив. Потому как на самом деле там нет ничего такого, что бросантся в глаза. Камень и камень. А ведь это еще и ответ на вопрос - где же все могилы Иерусалима времен 1 и 2 Храма? Найдены только тех, кто вложились в монументальные надгробья и памятники. От остальных не осталось и следа...


Ущелье углубляется и виды становятся все красочнее.


Знаменитый гев ущелья, самый большой гев (озеро дождевой воды) в районе Арада и может быть даже в районе всей иудейской пустыни. Сейчас, в январе после последних дождей, гев опять полон:


Скалы тут - известняк. Конфигурация (тецурат) Шифта, одна из верхних конфигураций структуры (хавурат) Иехуда. Так вот именно в карстовых пещерах конфигурации Шифта, которую геологи на своем сленге еще называют "каша" и найдены все знаменитые находки времени восстания Бар Кохбы.


Поэтому не удивительно, что когда лет 20 назад бедуины на монетку периода Бар Кохбы указали, как на найденную в одной из пещер на склоне ущелья Кина, в это поверили.
Было получено разрешение на раскопки и в течении недели три самых больших специалиста с металоискателями перевернули всю пещеру.
Там были кучи костей животных!
Оказалось, что пещера использовалась гиеной как столовая.
И все, больше ничего не нашли.
А 4 года назад общество исследования пещер Мальхам решило наконец заняться пещерами ущелья Кина и начали именно с этой пещеры, ведь все таки уже она была раскопана.
И вот тут выяснилось, что под грудой костей есть продолжение пещерных пустот и в конце концов пещера, которая так и назвалась - пещера Кина - выросла до третей по величине пещеры Израиля!!!
Бар Кохбы, правда, так и не нашли. Зато нашли много черепков протоистории древних людей.


Хурват Радум

Продолжая идти по верхней тропе над ущельем, доходим до "укава" - утеса на углу, где ущелье делает крутой поворот.
На таких утесах лучше всего делать привал, так как тут всегда есть ветерок и более прохладно. В пустыне это очень важно.
Поэтому, кстати, на угловых утесах всегда и есть какие-то следы людей, например руджумы - горки камней.
Но сейчас мы не останавливаемся. Перед утесом - вытесанная на склоне яма для сбора воды.
И это значит что мы опять около древнего поселения или крепости.
Поднимаемся на вершину склона и точно.
Хурва, развалины.
Частично стены еще видны, но большая часть разрушена и засыпана...


Еще одна дорожная крепость.
И тут, вспомнив и видения Овадии и черепок из тель Арада, все эти трагические события на южной границе Иудейского царства прямо встают перед глазами!

иудейская пустыня

Previous post Next post
Up