1.Геолокация и название
Сартаба находится в стратегически важном месте на перекрестке дорог. Тут и сейчас есть перекресток 90 и 57 трассы.
90-ая трасса идет вдоль иорданской долины, южнее - Иерихон, севернее - Бейт Шеан.
А 57-ая по широкому ущелью вади Тирца, которая на арабском в этой части называется Джтфлик (вади Фария), уходит на запад к Шхему. Мимо многочисленных родников Эйнот Бидан.
После Шхема можно было бы и до Натании продолжить, если бы не красные предупреждающие знаки о запрете проезда и прохода израильтян.
Но в билейские времена запрещающих указателей не было , а было единственное место между Иерусихоном и Бейт Шеаном с удобной дорогой плавно поднимающейся в горы Шомрона, прямиком к долине Шхема между горами Гризим и Эйваль.
Единственная дорога - дорога восходящего солнца ( дерех маво а-шемеш) проходящая с востока на запад и соединяющая дороги идущие с север на юг:
- Царская дорога ( дерех а-мелех) вдоль восточного берега Иордана
- Морская дорога ( дерех а-ям, виа-Марис) вдоль побережья средиземного моря
- дорога праотцов, идущая по вершине горной гряды, по водоразделу ( дерех гав а-ар)
Адам Зарталь считал что именно по этой дороге "восходящего солнца" и прошел народ Израиля от Иордана до Шхема.
Сейчас напротив перекрестка есть КПП - мост Дамия. Еще лет 15 назад довольно оживленный КПП с десятками груженных гркузовиков. Но ныне не действующий.
Название "Дамия" - от "Адам-а-ир, который на стороне Цартана"
"И было, когда народ двинулся от шатров своих, чтобы перейти Ярдэйн, и священники, несущие ковчег завета, - впереди народа, (15) То лишь только несущие ковчег дошли до Ярдэйна и ноги священников, несших ковчег, погрузились в край воды, - Ярдэйн же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы, - (16) Остановились воды, текущие сверху, встали одной стеной очень далеко от города Адама, который подле Царетана; а текущие к Ям Аарава, в Ям Аммэлах, совершенно пресеклись, и народ переходил против Йерихо." (Книга Йеошуа/3)
Может название "Сартаба" и есть производное от "Цартан"?
Хотя большинство историков все таки определяют библейский Цартан с тель Мазер, который на иорданской стороне.
Там же, где Иорданские горы разрезает огромное ущелье - вади Зарка. Оно же библейский нахаль Ябок:
"И поднялся он в ту ночь, и взял он двух своих жен и двух своих рабынь, и одиннадцать своих детей; и перешел он переправу через Йабок. 24. И взял он их, и переправил он их через реку; и переправил он то, что у него. 25. И остался Йааков один. И боролся некто с ним, до восхода зари. 26. И увидел, что не одолевает его, и затронул его бедренный сустав, и сместился бедренный сустав Йаакова, когда он боролся с ним. 27. И сказал он: Отпусти меня, ибо взошла заря. И сказал: Не отпущу тебя, пока меня не благословишь. 28. И сказал он ему: Как имя твое? И сказал: Йааков. 29. И сказал он: Не Йааков изрекаться более имени твоему, но Исраэль; ибо ты боролся с Б-жьим (ангелом) и с людьми и преодолел. 30. И спросил Йааков, и сказал он: Поведай же имя твое! И сказал он: Для чего это спрашиваешь о моем имени? И он благословил его там. 31. И нарек Йааков имя месту Пениэль; ибо я видел Б-га лицом к лицу, и спаслась душа моя." (Берешит 32)
Яков спускается в гор Гилада именно по ущелью Ябок, пересекает Иордан и поднимается к Шхему по нахаль Тирца.
Да, это все та же дорога и все тот же перекресток!
Почему же на столь важном месте мы находим следы форпоста только начиная с хашмонаитского периода?
Ответ - есть археология и с периода бронзы и железа. Просто не на вершине Сартабы, а в долине.
А здесь, на вершине горы стало возможным строительство крепости только когда появляется технология водоснабжения и строительства акведуков.
2. Акведук и водоснабжение
Эта технология появляется в элинистический период и хашмонаитского королевство использует новшество по доставке воды дождевых потоков с вершины соседних гор.
14 цистерн для сбора дождевой воды есть вокруг Сартабы и появились они уже при хашмонаим, хотя конечно усовершенствовалась и увеличилась система в иродианский период.
Посмотрите на вершины соседних гор - под ними есть как бы ободок и эта линия вокруг вершины продолжается все левее и левее и дальше соблюдая высоту сравнивается с джиповой дорогой, которая прежде чем дойти до Сартабы, спускается в низину между горами.
Чтобы вода пересекла эту низину, нужна закрытая система водопровода = сифон. И он тут есть!
3. Кто и для чего построил крепость?
По всей вероятности Александр Янай, в честь которого крепость и названа Александрион.
И именно под этим именем она и упоминается в Иудейских древностях Иосифа Флавия.
После смерти Александра, правит его вдова царица Александра, она же Шломцион, не доверяя бразды правления своим сыновьям, а только охрану крепостей:
царица доверила им тогда охрану различных местностей, кроме, впрочем, Гиркании, Александриона и Махерона, где она держала свои драгоценности.
А для чего вообще в это время появляются крепости?
8 крепостей. Самая северная - Александрион, самая южная Масада.
4 из них можно обозначить как стратегические замки по охране дорог.
это Александрион, Док, Кипрос и еще одна крепость в районе вади Кельт.
еще 4 крепости не охраняют ничего:
Гиркания, Иродион, Михвар, Масада.
Для чего служат эти крепости? Возможно :
- как убежище от врага, как внешнего так и внутреннего. чтобы было куда убежать и где схоронится.
- как хранилище драгоценностей. этакий банковский склад золота.
- как тюрьма
- как охрана очень дорогих с/х продукции, которая растет только здесь:
"где растут финиковые пальмы и добывается лучший бальзам, вытекающий, если надрезать острым камнем плоды кустарников, откуда и появляется пахучий сок"(Иосиф Флавий Иудейские древности.)
Возле Александриона тоже есть плодородная долина. Так что может ее строительство тоже было связанно с главным источником "национального продукта" того периода, с афарсемоном.
В любом случае, Александрион строится при Александре Янае, потом управляется его сыновьями, Аристобулом и Гирканом, между которыми разгорается брато-убийственная война.
И очень вскоре на исторической арене появляется новый игрок. Помпей.
Помпей разгневался и, собрав войско, предназначенное для похода против набатеян, равно как вспомогательные отряды из Дамаска и прочей Сирии, во главе всех римских войск двинулся на Аристобула. Миновав Пеллу и Скифополис, он прибыл в Корею, самый северный город Иудеи, и отсюда отправил в прекрасную, воздвигнутую на вершине горы крепость Александрией, куда бежал Аристобул, [гонца] с предложением явиться к Помпею. Аристобул, побуждаемый многими не воевать с римлянами, покинул крепость и, уговорившись с братом относительно дальнейшего правления, вернулся затем, с разрешения Помпея, назад в крепость. Так поступал он и во второй, и в третий раз, постоянно льстя себя надеждою овладеть еще царством и притворяясь покорным исполнителем всех решительно приказаний Помпея, но вместе с тем каждый раз возвращаясь назад в свою крепость, чтобы не лишать себя опоры и иметь возможность готовиться [там] на случай войны, постоянно опасаясь, как бы власть не перешла все-таки к Гиркану. Когда же [в конце концов] Помпей приказал ему сдать крепость и лично поручить это своим военачальникам (иначе нельзя было сделать это), то Аристобул хотя и повиновался, но сделал это со злобою в сердце, вернулся затем в Иерусалим и стал готовиться [там] к войне. (Иосиф Флавий Иудейские древности. 14/3)
Так вот Аристобул ходил вверх и вниз, пока Помпей не заставил его подписать капитуляцию крепости.
Второй раз после этого крепость тоже сдается без боя, уже сыном Аристобула Александром наместнику Сирии, Гавинису ( Габиний):
В это время Габиний подошел к Александриону и предложил находившимся в нем воинам сдаться, обещая простить им все их прежние провинности...
Совершив все это в пределах страны, Габиний вернулся к Александриону. Во время осады Александр отправил к нему посольство с просьбою простить ему его провинности и получить взамен того крепости Гирканию и Махерон, а затем и Александрион. Эти укрепления Габиний срыл до основания; когда же к нему прибыла мать Александра, державшая сторону римлян, потому что ее муж и остальные дети находились тогда в Риме, Габиний исполнил все ее просьбы. (Иосиф Флавий Иудейские древности)
Это 57 год до н.э. Но уже через 20 лет власть в стране попадает в крепкие руки Ирода и он поручает своему брату Феруре отстроить и укрепить Александрион заново.
А после убийства своих сыновей от Мирьям хашмонейской, он их захоранивает тоже именно здесь, в гробнице их праотцов.
Так может могилы маккавеев надо искать не около Модиина а на Александрионе?!
4. Сигнальные огни (масуот).
В Мишне ( устная Тора), раздел Рош-Ашана описывается как передавались сигнальные огни ( масуот) по которым евреи живущие в дальних от Израиля областях узнавали о начале нового месяца и нового года. Так вот в этом разделе Мишны сначало обясняется как именно зажигать масуот, а потом на каких вершинах каких гор:
С ар-Мишха до Сартабы. От Сартабы до Грифина. От Грифина до Хорона. От Хорона до Бейтина.
Мы сейчас не можем точно определить ни одно из мест этих сигнальных огней. А никаких более подробных инструкций в Мишне не приводится. Видимо когда писали ее, всем было и так понятно что где.
А если предположить что Ар-Мишха это Масличная гора, а Сартаба - это и есть Сартаба, то мы сталкиваемся с серьезной географической проблемой - с Сартабы не возможно увидеть Масличную гору!
Выход из этой проблемы только в том, что либо Ар-Мишха не Масличная гора, либо Сартаба это не Сартаба!
Что впрочем и подтверждается Иосифом Флавием, который нигде не упоминает название "Сартаба", а только "Александрион"!
Не было ни при хасмонеях, ни при Ироде никакой тут Сартабы. Был Александрион.
5. И послесловие. Разрушение крепости.
Йорам Цафрир, археолог, который раскапывал Сартабу нашел тут остраконы ( черепки) с надписями на иврите, и монеты, и керамику хасмонейского и иродианского периодов.
О том, что эта крепость именно Александрион сомнений нет.
Огромные каменные сердца - это фрагменты угловых колон иродианского дворца. Видимо тут был балкон.
При этом и стена, и пол дворца наклонены на восток. И именно с восточной стороны самые большие нагромождения камней. Весь дворец, вся крепость просто развалилась упав на восточную сторону в результате сильнейшего землетрясения. Возможно, что это было землетрясение 749 года, которое разрушило и Бейт Шеан, и Суситу. А может и более ранее, 4-ого века...
Копать под этой грудой очень сложно, почти невозможно.
И конечно, там внизу под развалившимся дворцом еще скрыто много интересного. Но пытаются раскапывать тут последнее время только "черные копатели" и грабители древностей....
6.Сартаба после разрушения Иерусалима
После великого восстания и разрушения Храма и Иерусалима, крепость на Сартабе перестает быть обитаемой.
Почему? Ведь все другие крепости иудейской пустыни активно заселяются в византийских период монахами и там возводятся монастыри. Но не тут.
Возможно дело в уничтожении водоснабжения, разрушении акведука. Может место слишком далеко от Иерусалима. Или что тоже вероятно, крепость полностью разрушается в сильнейшем землетрясении середины и восстановить эти завалы просто невозможно.