Иудейская пустыня.
Исторически и геологически есть только две дороги спускающиеся к мертвому морю. На севере от Иерусалима- шоссе №1 и на юге от Арада № 31
А посередине - отвесные утесы и скалы, скалы, скалы...
Сегодняшний наш маршрут именно в южной части, около дороги спускающейся от Арада.
И на дороге крепость Зоар. Как раз на этой дороге, как и положено крепостям, сторожкам, башням...
Упоминается ли эта дорога в Танахе? А как же!
книга Царей-2:
И выступил царь Йеорам в тот день из Шомерона, и перечислил весь Исраэйль. И пошел, и послал сказать Йеошафату, царю Йеудейскому: царь Моавитский восстал против меня, пойдешь ли со мной на войну против Моава? И сказал он: пойду; как ты, так и я; как твой народ, так и мой народ; как твои кони, так и мои кони. И сказал: по какой дороге взойдем мы? И сказал он: дорогою пустыни Эдомской. И пошел царь Исраэйльский, и царь Йеудейский, и царь Эдомский, и шли они обходным путем семь дней, и не было воды для войска и для скота, который с ними.
И чтобы разрешить эту проблему Йеошафат обращается к пророку Элише. Элиша сначало немного ломается, вспоминая старые обиды. Потом требует музыкальное сопровождение и говорит пророчество, которое и пророчеством назвать сложно. Это обычное знание местных природных условий.
"Не увидите ветра и не увидите дождя, а (русло) потока этого наполнится водою, и будете пить вы, и стада ваши, и скот ваш"
Неужели царь Иудеи и Исраэля этого не знали? Они сами это могли ему это сказать.
Во времена шитафонов все ямки (гевим) сухих рек наполняются водой даже если нет дождя прямо над ними.
Но, впрочем, не все. Нахаль Зоар не может так неожиданно наполнится, только если идет дождь прямо над ним. Ведь он маленький, в нем не может быть схода селя при ясном небе.
Очень конечно хочется предположить , что дорога царей из Иудеи в Моав проходила именно тут. Возле крепости Зоар.
Два исследователя Дени Рутенберг и Иоханан Аарони еще в 50-тых годах пошли искать библейскую дорогу на Эдом. Прошли по нахаль Кина и по нахаль Хемар.
От одной крепости периода железа до другой. Посередине нет никаких крепостей периода железа. Но вот она, дорога.
Стоп. Зачем идти по тупиковой дороге, которая упирается в мертвое море? Логичнее идти южнее.
А как же крепость Зоар?
Во всех источниках написано что она "пограничная римско-византийская( линия лимас) ".
Пока пару лет назад не сделали тут проверочные раскопки Дов Нахниэли и Тали Гини и выяснилось что мы имеем дело с чем-то периода крестоносцев и мамлюков!
Вот такая не слабенькая разница в почти 1000 лет.
Хотя новые открытия ничего сильно нового не содержат Еще в 1864 Энри Бейкер Тристрам ( да-да, скворцы местные в честь него названы) цитируя Робинсона называет крепость сарацинской.
И дорога которая здесь к морю, могла далее пересекать море в плавь, тем более здесь всегда было мелко и оказаться в городе Кир Моав - он же, при крестоносцах Карак - и значит это часть от почтовой дороги дороги мамлюков.
А может это дорога для перевозки соли, добываемой с мертвого моря? И мы внутри вади милех?
В любом случае сейчас это замечательный маршрут для пешеходных прогулок. Где на не большом расстоянии есть все. И цветущая весной пустыня, и пейзажи как в начале бытия, и археология, и меняющееся русло с ровными участками вперемешку с более сложными небольшими спусками и даже болдерингом.
И все это приправлено приключенческой -детективной библейской историей и современными загадками.
При этом большая часть маршрута имеет тень, а значит можно пройти здесь и жаркий день.
В случае же дождливой погоды, вади нам тоже подходит, так как было уже объяснено выше, не может быть тут неожиданного наводнения.
А напоследок, как сладкая вишенка на торте, в завершение маршрута выходим прямо к мертвому морю в самом живописном его месте возле пляжей Эйн Бокек!