2. Сутра о науке

Feb 02, 2002 02:00


2.1. Устройство Мира - законы мироздания - и все, что с ним происходит, было и будет, - предмет интереса различных условно очерченных "областей знания", обычно называемых науками.
Подробнее:Условное очерчивание, изучение, рассмотрение и т.п. - все это процессы, происходящие "в Мире" (точнее - с Миром), и они также оказываются предметом интереса ( Read more... )

сутра

Leave a comment

Comments 24

sandy_cat June 3 2008, 16:20:19 UTC
Ага!

Reply

jak40 June 4 2008, 06:30:03 UTC
В агу на все текущие 28 пунктов - нЕвЕрЮ ! ;)

Reply

sandy_cat June 4 2008, 07:01:19 UTC
Это такое специальное, вини-пуховое «ага», неужели можно одним словом по смыслу ответить :)! Это значит - есть над чем подумать :).

Reply

jak40 June 4 2008, 08:42:16 UTC
А! А мне пятачковское послышалось (: - У тебя есть шарик? - Ага!

Reply


antares68 June 16 2008, 10:00:50 UTC
Кроме воспроизводимости результатов важна еще возможность опровержения (т.е. определение условий применения).

В свете последних дискуссий особенно впечатляют пассажи о логике.

Reply

jak40 June 16 2008, 15:05:03 UTC
Да, про опровержения и опровергаемость (и не только для уточнения применимости) обязательно добавлю.
А логика... даже не всегда логична! :)

Reply

antares68 June 17 2008, 10:19:51 UTC
Будет очень интересно прочесть. :-)

Reply


stepwolk October 13 2008, 17:17:12 UTC
2.1. Хм... По 1 сутре я понял, что Мир вне меня, ближе к реальности. Как же мы можем с ним как-то оперировать ( ... )

Reply

jak40 October 13 2008, 20:46:42 UTC
- 2.1. Мир я готов и Реальностью назвать. Не знаю, какое из слов изреченных оказалось бы меньшей ложью. И, будучи частью Реальности, я каждым своим действием ее изменяю (вот только что изменил намагниченность каких-то элементов на диске сервера жж ( ... )

Reply

stepwolk October 14 2008, 17:16:01 UTC
2.1. Хоть горшком называй - только определись, кому он принадлежит: тебе или внешнему миру :)
Причина путаницы - в неопределенности принадлежности твоих "миров" и "Мира"; если копнем глубже, наткнемся на проблему принадлежности Законов...
2.2. Возможно, это я слишком строг: читая "реальность", я представляю "внешнюю реальность", а "знания" я могу включать лишь в "модельную реальность"=модель=мир (банк - очень яркий пример объекта преимущественно "модельной" (условной, конвенциональной) реальности);
2.5. Происхождение ВСЕХ терминов - от непосредственного восприятия и полностью адекватно лишь в масштабах, соразмерных человеку; это относится и к "объектам", и к "границам". Чем дальше мы уходим от этих масштабов, тем больше размывается и определенность, и адекватность терминов. Ты случайно выбрал эти примеры?
"Объект", "граница" - одни из важнейших и древнейших "понятий" всего живого, и на них можно проверять достоверность любых умозаключений - обошелся без них? - значит где-то наврал :)

Reply

jak40 October 14 2008, 19:07:31 UTC
2.1. Сейчас, кажется, увидел, что тебя может смущать. Попробую сбоку ( ... )

Reply


goanst September 4 2009, 14:34:16 UTC
2.8. Для все более глубокого согласования своих миров люди создают науки, очерчивая границы рассматриваемых вопросов и выдвигая теории - модели общего пользования.
Подробнее:
Агрономия была наукой задолго до того, как появилась наука агрономия :)
Подмена квантора. Не все, что люди создаеют для согласования миров наука. И агрономия в вашем примере тоже. Еще: появившиеся языки не наука, а вот сформулированные закономерности в языках к науке приближается. Еще более наглядо искусство и искусствоведение.

Reply

jak40 September 5 2009, 20:56:31 UTC
Нету там квантора, только предположено, откуда науки берутся. И агрономия со смайликом.
Языки - да, и не наука, и не "для все более глубокого согласования".
Сформулированные закономерности - да, приближаются. Если я формулирую для кого-то, что по утрам восходит Солнце, то я этим предлагаю некоторую модель "мира", цикличность которого (темно - светло) и движение какого-то небесного светила объеденены. И если собеседник со мной соглашается, эта модель оказывается для двух наших миров общей.

Наглядность искусства и искусствоведения мне неочевидна.
Настоящее искусствоведение, как любое -ведение, - наука, согласующая представления людей об искусстве и отдельных его аспектах и "объектах", а вот о месте самого искусства относительно науки и языка с разбегу ничего сказать не могу, у искусствоведов эту тему отобрали псевдофилософы, от которых реального ответа не дождешься (буду рад оказаться уличенным в ошибке и узнать, что искусствоведы или философы место искусства определили так, что определением можно пользоваться).

Reply

goanst September 7 2009, 04:55:28 UTC
Т.е. можно переформулировать:
2.8. Одним из инструментов, которые люди создают, для более глубокого согласования своих миров являются науки, которые очерчивют границы рассматриваемых вопросов и выдвигают теории - модели общего пользования.
Подробнее:
Есть агрономия как культура возделования земли и наука, которая изучает закономерности этой культуры и причины приводящие к удачам и неудачам в этой культуре.
Есть искусство и искусствоедение.

Reply

jak40 September 7 2009, 20:29:44 UTC
> Одним из инструментов, которые... являются науки
- А что еще?
> ...которые очерчивют границы
- На мой взгляд, сами они в этом некомпетентны, разве что ограничивают/расчленяют каждая себя... не берясь, но и не запрещая рассматривать те или иные вопросы.

В примере агрономии я имел в виду другое, что культура возделывания земли - это и есть наука, которая осознает себя наукой только из сравнения с другими науками, т.е. в относитетьно развитом обществе.

Reply


Leave a comment

Up