Что такое йога? Это ...

Jan 02, 2010 12:00




Я полагаю, что большинство непониманий при обсуждении тем, касающихся йоги, происходит из за того, что само слово слишком ёмкое и содержит целый спктр разных значений. Неплохо было бы написать с платоно-философическом стиле басню, подобную воспеванию любви в Пире, но оставлю это занятие словолюбам и попробую кратко-рационально выделить ключевые значения слова «йога».

Само по себе слово «yoga» можно перевести с санскрита как нечто сдерживающее, связывающее, сковывающее, своего рода упряжь. Это понятие можно отнести как к формам физических упражнений, так и к идее дисциплины йоги, но наиболее возвышанный аспект обычно выражает идею связи человека со Вселенной, с Богом. Что же касается, практических значений слова, то в его употреблении, можно найти в нем следующие аспекты:

1. Йога - даршана. Т.е. конкретная религиозно-философическая школа, имеющая свою духовную традицию, систему мировосприятия и практических методов достижения поставленных в ней целей. По сути, как духовная школа, она почти не выходит за рамки традиционной индийской эйкумены, попытки экспортировать ее на Запад не приживаются изза фунда-ментальных различий всего культурного и интеллектуального окружения человека. Вне всего индуистско-буддийского религиозно-философского контекста она не может существовать.

2. Йога - как религиозно-философская умозрительная система, предлагающая свое строго определенное мировосприятие. По сути это теоретическая система йоги-даршаны, которая попадая к нам, обычно рационализируется - с одной стороны, спиритуализируется - с другой и принимает форму более-менее аморфного индуизма (или теософии), в котором в разных вариантах артикулируются те или иные элементы системы.

3. Йога - как совокупность более-менее традиционных методов-практик, направленных на оздоровление человеческого организма в его психо-физическом единстве. Тут множество форм, начиная от його-ориентированных гимнастик в фитнес-клубах, до серьезной работы по настройке и балансировки всех систем организма. Традиционные методы йоги включают в себя: этико-дисциплинарные принципы (яма/нияма);  асаны - физические упражнения для настройки эндокринной и мышечной системы; пранаяма - дыхательные упражнения, направленные на балансировку жизненной энергии (праны); пратьяхара - практика собирания внимания вовнутрь; дхарана - практика концентрации этой энергии-внимания; дхья́на - медитативное созерцание; самадхи - наивысшее медитативное состояние собранности и единства. Часто к этим методическим аспектам йоги примешивается и тантрическая работа с энергией кундалини - активизирующая балансирвка чакр, но эта практика особого рода, не традиционная для йоги и имеющая основу в тантрическом буддизме.

4. Йога - как единение или связь человека со своим внутренним миром, а также, со внешним миром, и с Богом, так как он Его понимает. В т.ч. переживание этого единства.  Это самое расширительное толкование слова «йога», основанная на его популярном значении как «связи» человека со Вселенной и/или Богом. В таком значении возможно рассуждать о «православной йоге» - исихазме или о «йоге танца» и т.д.

5. Йога - как любое внешнее или внутреннее действие, направленное на развитие этой связи. Любое действие человека, если оно производится осмысленно, внимательно и с определенной целью, может быть расценено им самим как один из моментов единой практики, направленной на более полное включение себя и своей жизни в гармоничный космический процесс развития жизни. Особенно если это действие не противоречит принципам ямы/ниямы.  

Дхарана, Йога, Нияма, Тантра, Значение, Пратьяхара, Слово, Самадхи, Яма, Дхьяна, Пранаяма

Previous post Next post
Up