Система йоги (связи, соединения) основана мудрецом Патанджали
около II века до Р.Х.. Основы ее были изложены в трактате «Йога-сутра».
Философия йоги близко примыкает к школе Санкхья,
йога разделяет ее теорию познания и метафизику (с ее 25-ю началами),
но, в то же время, признает бытие Бога.
Особый интерес эта система представляет ввиду своеобразного характера практики йоги
- средства достижения «вивека-джняна»,
- т.е. разграничивающего познания (способности распознавать истинное значение),
которое является существенно важным условием освобождения.
Согласно сутрам Патанджали, йога означает прекращение всех продуктивных функций ума (читты)
- «читта-вритти-ниродха» (успокоение ума - остановка его деятельности).
Существует пять ступеней-функций ума (читта-бхуми):
1) «кшипта» - рассеянное состояние, при котором ум скользит от одного объекта к другому.
2) «мудха» - притупленное состояние ума, как, например, во сне.
3) «викшипта» - относительно умиротворенное состояние.
Йога невозможна ни в одном из этих состояний.
4) «экагра» - состояние сосредоточенности ума (на каком-либо определенном объекте),
5) «нироддха» - прекращением всякой деятельности мышления.
Последние две ступени состояния ума являются своего рода проводниками к. йоге. Им соответствуют два вида йоги - «сампраджнята» и «асампраджнята». В первом случае йога проявляется в виде полной сосредоточенности ума на объекте размышления, приводящей к ясному пониманию данного объекта; во втором - наблюдается полное прекращение всех умственных модификаций и, следовательно, полная остановка мышления.
В практике йоги имеется восемь ступеней:
1) «яма» (ограничения) - ограничивается нанесение вреда всему живому (ахимса), ложь, стяжательство, вожделение и жадность.
2) «нияма» (культура этики) - заключается в воспитании позитивных установок и привычек (чистота, удовлетворенность, аскетизм, изучение вед и богомыслие).
3) «асана» (физическое развитие) - развитие гибкости, силы и выносливости тела, через освоение различных его положений.
4) «пранаяма» (управление дыханием) - освоение более высоких состояний сознания, путем управления своим дыханием.
5) «пратьяхара» (ограничение внешнего восприятия) - контроль над чувствами - осуществляется в удалении чувств от их объектов (сенсорная изоляция).
6) «дхарана» (концентрация) - сосредоточение внимания на внутренних психических или внешних объектах.
7) «дхьяна» (медитация) - созерцание - представляет собой неуклонное и непрерывное размышление о данном объекте.
8) «самадхи» (полная сосредоточенность) - состояние, при котором созерцающее сознание теряется в созерцаемом объекте и перестает сознавать самого себя.
Система йоги называется теистической (шешвара) санкхьей в отличие от санкхьи Капилы, которая обычно считается атеистической (ниришвара).
Философия йоги считает Бога высшим объектом сосредоточенности и самопознания. Бог (Брахман) - существо вечное, всеобъемлющее, всеведущее и совершенно свободное от всех недостатков. Йога приводит следующие аргументы в пользу бытия Бога: все, что имеет степени, должно иметь и некоторый максимум. Раз существуют разные степени познания, значит, должно быть и совершенное знание, всеведение. Тот, Кто обладает всеведением, есть Бог. Соединение пуруши с пракрити закладывает основу дальнейшей эволюции мира, а прекращение этого соединения приводит к его распаду. Ни соединение, ни разъединение не присущи самим пракрити и пуруше. Поэтому должно быть такое верховное Существо, которое было бы в состоянии устанавливать отношения между пракрити и пурушей в соответствии с моральными достоинствами индивидуальных душ.
(Взято из Введения в индийскую философию - Чаттерджи С. и Датта Д.).