В рассказе Шукшина «Забуксовал» описано, как один чудаковатый отец всерьёз озаботился отрывком из гоголевской поэмы «Мёртвые души» под условным названием «Русь-тройка», который заставляли учить наизусть и советских школьников, и впоследствии нас. «Как же так? - возмущается герой рассказа. - Русь-тройка мчится, а в карете кто? Чичиков, мошенник и аферист. Как же так...»
К чести Гоголя, он по праву считается одним из отцов-основателей классической русской литературы. Согласно заключению критиков, вся русская литература вышла из его повести «Шинель». А «Ревизор» служит родоначальником театральных пьес. И что особенно ценно в нём лично для меня, он не был имперцем, в вопросе патриотизма, скорее, был настроен нейтрально, что также явствует из его произведений. За это, а также за лёгкий слог и никогда не стареющие сюжеты он, наряду с Чеховым, служит одним из моих любимых русских классиков.
Однако пресловутый отрывок «Русь-тройка», по моему мнению, не что иное, как пустословие. Я не вижу ни одной причины выделять его из повествования и заставлять школьников учить этот пафосный набор слов наизусть. Нет в России ни одного взрослого человека, кому бы в жизни это знание впоследствии пригодилось. Это пример того, что бывает, когда хороший в целом писатель пускается в пространные и бессмысленные патриотические излияния. Получается русский псевдомыслительский набор слов в духе недофилософа Ильина:
«Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...» (полностью отрывок
здесь).
Буквально преисполнено смысла и мудрости, по мнению имперцев, и в этом им вынужденно вторят учителя литературы, которые вряд ли объяснят, зачем составители школьной литературной программы в своё время вычленили этот эпизод и решили, что восьмиклассники непременно должны это заучить.
А если брать в расчёт такой аспект, как развитие памяти, то ведь можно сочетать и приятное с полезным, заучивая наизусть, скажем, басни Крылова, где смысла и полезных выводов больше в несопоставимые разы, строчки из которых можно ввернуть в любой человеческий разговор. Да и запоминаются они легче. А попробуй дождаться момента в беседе, когда будет уместно процитировать «Русь-тройку». Вы представляете себе таксиста, который пассажира везёт и декламирует: «Русь, куда ж несёшься ты?»?
Да и в «Мёртвых душах», если пристало зубрить отрывки, можно выделить эпизоды, заучивание которых не только поможет развить память, но и отложится в голове. Но ведь школьники учат не диалог Чичикова с Ноздрёвым, не описание характеров помещиков, дабы впоследствии иметь мысленный отрицательный пример - как жить и делать не надо, а «Русь-тройку». Чему она их научит, вопрос не ко мне.
К слову, комментарии под этим отрывком по ссылке разделяют моё мнение. Приведу отдельные из них:
«Автор великий! Текст хороший! Но это откровенная фигня, которую вообще не стоит учить, лучше уж произведение прочтите, толку даже больше будет!»
«Господи зачем мне это учить!? Я на физмат иду, а мне надо учить какую-то дребядень. Сейчас я мог изучать физику, математику или иностранные языки, но мне нужно учить этот бред».
«Спасибо нашей системе образования, которая глубоко чхала на предпочтения и мнения своих учеников. Зачем мне (Человеку изучающему точные науки), учить наизусть этот абсолютно не складный отрывок? Абсолютно топорная система обучения, которая даже не пытается разъяснить тебе всю суть этого отрывка и его возможный замысел, а заставляет просто напросто "зазубривать"».
Вывод очевиден: русской философской мысли не существует. Вся русская «философия» сводится к беспочвенной, сверх всякой меры гордости за то, что мы - Русские, мы любим Россию, и никто больше не способен ТАК любить Россию, как мы, Русские. Эта мысль развита и расписана на сотни страниц «философом» Ильиным, который сочинял всё это на Западе, дабы быть, так сказать, ближе к вражескому предмету исследования, как в том советском анекдоте про Рабиновича:
- Что вас подвигло на столь мужественный поступок:
- Я патриот!
- Просите от партии любую награду, вы получите всё, что пожелаете!
- Дайте мне визу в Америку!
И так у них во всём. Гегель назван немецким философом не потому, что он как-то по-особому любил Германию, как не умеют другие, но просто по факту своего происхождения. А философом он является благодаря своему вкладу в развитие философской мысли, а не благодаря своему неистовому патриотизму и верноподданству.
Остаётся думать, что Гоголь просто скучал в дороге, когда сочинял этот отрывок. Разумеется, он и представить не мог, что потомки будут из-под палки зубрить его, взращивая в себе тем самым неприязнь к достойному писателю. Всё-таки двести вёрст преодолевать двое суток - это, что называется, «школоте не понять».