Известный православный и католический святой Христофор Ликийский на древних иконах и фресках изображался с собачьей головой. Позже христиане сочли, что в таком обличье святого изображать негоже, и на более поздних иконах Христофор изображён в человеческом виде. Сегодня вряд ли в какой-либо церкви можно найти икону Христофора с собачьей головой, поскольку современные христиане всё-таки привыкли молиться на образа людей.
Версий, почему Христофору пририсовали собачью голову, существует множество. Версия, получившая наибольшее распространение, придумана кипрскими христианами и записана в житие Христофора. Согласно ей, Христофор был праведным и при этом нереально красивым парнем. Женщины на него вешались гроздьями, что отвлекало его от дела служения Богу. Чтобы избавиться от соблазнов, Христофор взмолился, чтобы Бог обезобразил его, и Господь сделал его киноцефалом. Или, говоря по-русски, собакоголовым...
Сказки христиан, записанные в жития святых, невольно вызывают ассоциации, в очередной раз доказывающие превосходство и неизменность Корана. Так, согласно Книге Аллаха, пророк Юсуф в разы превосходил своей красотой Христофора:
"Когда они увидели его, то так превознесли его, что порезали ножами себе руки и сказали: "Упаси Аллах! Да ведь это не человек. Он - не кто иной, как благородный ангел" (Юсуф, 31).
Но разве Юсуф, в которого с первого взгляда влюбились все женщины египетского города, стал просить Аллаха, чтобы Он его изуродовал? Напротив, он стал тем пророком, история которого впоследствии позволила нашему Пророку Мухаммаду гарантировать рай тому молодому человеку, которого станет соблазнять красивая и знатная женщина, а он в ответ скажет: "Я боюсь Аллаха", приступив через естественное желание овладеть ею.
"Он сказал: "Господи! Темница мне милее того, к чему меня призывают. Если Ты не отвратишь от меня их козни, то я уступлю им и окажусь в числе невежд". Господь ответил на его мольбу и отвратил от него их козни. Воистину, Он - Слышащий, Знающий" (Юсуф, 33-34).
Что касается обезображивания людей путём придания им лика животных, то это было не иначе как формой наиболее сурового наказания Аллаха за тяжкие прегрешения:
"Скажи: "Сообщить ли вам о тех, кто получит еще худшее воздаяние от Аллаха? Это - те, кого Аллах проклял, на кого Он разгневался, кого Он превратил в обезьян и свиней и кто поклонялся тагуту. Они займут еще более скверное место и еще больше сбились с прямого пути" (Трапеза, 60).
Так мог ли Аллах обезобразить праведного человека, даже если бы тот сам попросил о том в сиюминутном эмоциональном порыве и из благих побуждений? Праведность в том и состоит, чтобы преодолевать соблазны, обладая физической возможностью совершить грех. А молодой и красивый парень, посвятивший свою молодость поклонению Аллаху, невзирая на соблазны вокруг, получит ещё большую награду, чем праведный старец, о чём также свидетельствует достоверный хадис Пророка.
На мой взгляд, история Христофора, если таковой существовал в реальности, гораздо прозаичнее. Разумеется, Господь не превращал его ни в собаку, ни в волка, ни в какого-либо иного животного. А причиной изображения его на ранних иконах с собачьей головой кроется в несомненных и неоспоримых языческих корнях павлианской религии, названной по имени Христа, который не причастен к ней. У всех древних языческих народов имелись тотемные животные. Очень часто таковым служил волк. А голова Христофора на иконе обладает внешними признаками представителя семейства собачьих и может быть как собачьей, так и волчьей. Иконописцы, не желавшие порвать с языческим прошлым, идолы в виде статуэток заменили идолами в виде картин (икон), на которых изображали своих тотемных животных, продолжая поклоняться им. Иными словами, перетащили этот обычай в ранее христианство. И чтобы впоследствии обосновать изображение святого в таком непотребном виде, пришедшие им на смену новые поколения христиан подбили под это изображение разные версии житий святого. Самая романтичная из них стала самой популярной.