Миф о гонениях на РПЦ в СССР

Sep 30, 2024 13:08

Интересный разбор, рекомендую весь цикл лекций к прослушиванию и к просмотру.

Единственное моё примечание касается вставки с отрывком проповеди Гундяева. Миф о гонениях на РПЦ в годы советской власти, который Гундяев приводит в обоснование причин постигших страну бедствий, является ложью или, по меньшей мере, преувеличением. Главная религиозная организация страны работала все годы советской власти, в церковь ходили все желающие и на пасху, и на рождество. В 1988 году в стране массово и с размахом отметили 1000-летие крещения Руси. Массовые празднества были в Киеве, Владимире и Москве. Правда, справедливости ради, это уже были перестроечные годы и закат СССР.

Что же касается храмов, то их не разрушали, но они сами ветшали от времени, поскольку денег у небогатых сельских прихожан на их содержание не было. Что же касается церквей, составляющих историческое архитектурное наследие: храм Покрова-на-Нерли в Боголюбово под Владимиром, Исаакиевский собор и храм Спаса-на-Крови в Петербурге, собор Василия Блаженного в Москве, все исторические храмы в городах Золотого Кольца, то все они уцелели исключительно благодаря тому, что советское государство взяло их под свою опеку и содержало из бюджета как музейные ценности. В противном случае на их месте сегодня стоял бы такой же новодел, как в Москве на "Кропоткинской". Церковь нарочно раздула миф о гонениях, чтобы приумножить свою значимость, поскольку революция 1917 года и последующие годы советской власти - железное доказательство того, что государственное православие без казённой идеологической подпитки попросту нежизнеспособно.

Иным образом дело обстояло с мусульманами. В рамках борьбы с басмачеством, религиозными предрассудками и пережитками феодального прошлого имамов мечетей попросту били на поражение. Их было немного в сталинских лагерях именно по той причине, что их не ссылали и не сажали, а ставили к стенке. В татарской сельской местности, наиболее сохранившей верность корням, придумали такую форму издевательства. Строили в селе свиноферму и наблюдали за реакцией. Кто открыто возмущался, тому сразу же вменяли антисоветскую агитацию (то же самое, что экстремизм в современном законодательстве), и больше его в селе никто не видел. Троцкий считал мусульман реакционерами и призывал к наиболее жёстким мерам против любого проявления их религиозности. Большевики прекрасно понимали, что ислам - это религия мужчин, притом относящимся к тем народам, которые всю свою историю воевали и сопротивлялись. Поэтому до тех самых пор, пока Сталин в сороковые годы не учредил в стране четыре полностью подконтрольных муфтията (один в Уфе, два на Кавказе и один в Казахстане), в ранние годы СССР с проявлениями ислама боролись не на жизнь, а на смерть.
Previous post Next post
Up