Период "немецких мелодрам"
12. Händler der vier Jahreszeiten / Продавец четырех времен года (1972)
Невысокий крепенький Ханс возвращается со службы в Иностранном легионе обратно домой в Мюнхен, по улицам которого теперь поскрипывает его тележка с овощами и фруктами. Не находя радости в этом спокойном существовании, Ханс разочаровывается в работе, в семье и, наконец, в самом себе. После небольшого творческого отдыха великий немец продолжает исследовать глубины обывательской жизни, в которой нет места для слабых и сомневающихся. Немного (но не до конца) сбавив отстранённую интонацию, РВФ находит золотую жилу, и теперь к его фильмам приковано внимание куда большего количества людей, чем прежде.
13. Die bitteren Tränen der Petra von Kant / Горькие слёзы Петры фон Кант (1972)
Качественно новый, феминоориентированный Фассбиндер: щепотка “Всё о Еве”, щепотка “Бульвара Сансет”, щепотка Бергмана, сконденсированные в одной эстетически безупречной комнате.Теряющимся при виде списка из 40 фильмов смело можно рекомендовать именно этот камерный шедевр.
14. Acht Stunden sind kein Tag / Восемь часов ещё не день (1972-1973)
Молодой работяга Йохен спускается за шампанским для отмечающей свой день рождения Бабушки и находит свою любовь, Марион, принимающую частные объявления в местной газете. Марион тут же знакомится как с большой семьёй Йохена, так и с его товарищами-коллегами. Подозрительно лёгкий сериал о (в основном) парочке влюблённых, но также обо всех и всём, что их окружает. Не сказать, что волнующие Фассбиндера проблемы здесь задвинуты под красивый коврик, но ощущения после просмотра каждой серии - максимально светлые, дарящие надежду на лучшее и успокаивающие растрёпанные нервы (тем, у кого они растрепались (а у кого нет?)).
15. Bremer Freiheit / Бременская свобода (1972)
Устав от ужасного отношения к себе, фрау Гейше берёт в свои несчастные, но цепкие руки судьбу обитателей её дома. Концептуальная постановка пьесы немецкого многостаночника отвлекает внимание красивыми и сбивающими с толку задниками (вроде как передающими настроение главной героини) от его новой звезды, Маргит Карстенсен (уже блеснувшей в роли Петры фон Кант, тоже не покидавшей своего дома).
16. Wildwechsel / Звериная тропа / Малолетка (1972)
Ханни, которой не дашь её настоящие 14 лет, приглядывается щеглу на мотоцикле. Спустя некоторое время об их связи становится известно всем, и в первую очередь родителям девчонки. Плохо сохранившаяся (и в смысле качества, и в смысле качества) эпатажная драма о фатальной подростковой любви принесла отважной Эве Маттес актёрский приз, а Фассбиндеру - проклятия автора пьесы, увидевшем в экранизации лишь порнографию и ничего больше.
17. Welt am Draht / Мир на проводе (1973)
В институте кибернетики и науки будущего, где занимаются сотворением виртуальной реальности на 9000 “человек”, происходят странные вещи. Сначала из жизни уходит технический директор программы Фольмер, а после и советник по безопасности Лаузе, попытавшийся что-то объяснить преемнику Фольмера, главному герою фильма Фреду Штиллеру. Запутавшемуся Штиллеру теперь нужно понять, почему Лаузе никто не помнит, как устроена эта симуляция и как можно связаться с контактом из верхнего мира. Богатый двухсерийный параноидальный триллер, предвестник многих фантастических произведений, ставящих под сомнение реальность (в первую очередь, конечно, Матрицы, чьи первые 15 минут - предельно краткий и динамичный пересказ этого философского неспешного трёхчасового фильма).
18. Angst essen Seele auf / Страх съедает душу (1974)
Спасаясь от дождя, Эмми заходит в бар и встречает там компанию гастарбайтеров, одного из которых в шутку заставляют пригласить пожилую женщину на танец. Ни Эмми, ни Али не смеются, а находят компанию друг друга стоящей того, что биться за неё со всем предубеждённым миром. Кажущийся простым и честным фильм о бытовом расизме и нетерпимости (снятый за две недели, чтобы “не терять время” в промежутке между двумя большими женскими драмами, “Мартой” и “Эффи Брист”) приносит режиссёру приз Канн (не основной) и мировую известность и теперь по праву считается одним из показательных примеров его творчества.
19. Nora Helmer / Нора Хельмер (1974)
Экранизация ключевой пьесы Ибсена, любимого драматурга ваших любимых драматургов, о повороте не судьбы даже, а оптики одной женщины, уставшей от всех своих ролей. К сожалению, сохранилась только версия сомнительного качества, но даже сквозь видео- и аудиопомехи пробивается очередное доказательство таланта как постановщика, так и актёров.
20. Martha / Марта (1974)
“Взрослая женщина” переходит из нежных рук почившего отца в железные руки сатрапа-мужа. Намеренно гипертрофированная (хотя в жизни бывает гораздо хуже) психологическая драма два часа целенаправленно бьёт в одну точку и, естественно, лишает дыхания надолго. Потрясающая игра как инфернального Карл-Хайнца Бёма, так и выворачивающей душу наизнанку Маргит Карстенсен - высшее достижение этого (совсем не халтурящего и в остальном) страшного-страшного фильма.
21. Effi Briest / Эффи Брист (1974)
Самое красивое в мире снотворное.
22. Wie ein Vogel auf dem Draht / Как птица на проводе (1975)
Строго говоря, не кино, а мини-бенефис бывшей звезды кабаре Бригитты Миры, исполняющей комические эротические куплеты.
23. Faustrecht der Freiheit / Кулачное право свободы (1975)
Наивный неграмотный парень выигрывает в лотерею и попадает в обманчиво заботливые лапы людей со вкусом, но без совести. Непросто отыскать самый личный фильм в предельно откровенной фильмографии, но, кажется, это он. Ведь не может быть случайным назначение самого себя на эту непростую роль, что поначалу немного сбивает с толку, потому что настоль инфантильного персонажа в фильмах РВФ я и не припомню. Естественно, это осознанный выбор, тем сложнее и печальнее следить за трагической судьбой человека, который хотел лишь любви.
24. Mutter Küsters' Fahrt zum Himmel / Вознесение матушки Кюстерс (1975)
Фрау Кюстерс, спокойно клепающей розетки на кухне вместе с сыном и невесткой, вдруг поступает звонок со страшным известием: её добропорядочный работящий муж убил себя, а перед этим - кого-то из взбесившего его руководства. Вместе с этим потрясением пожилой фрау придётся пережить и равнодушие детей, бегущих подальше из родного дома. РВФ опять фокусируется на покинутой всеми Бригитте Мире, в этом фильме нашедшей утешение не в объятиях чужеземца, а в руках учтивых коммунистов. Если в “Страх съедает душу” можно было, подобно Йонасу Мекасу, вставлять уточняющий кадр “This is a political film”, то здесь этого не требуется - всё проговорено максимально ясно и манифестно (что фильму, увы, только вредит).
25. Angst vor der Angst / Страх перед страхом (1975)
После рождения второго ребёнка на Маргот наваливается гнетущее ощущение страха: перед родными, перед ролью домохозяйки, перед жизнью и перед самим страхом. Она пытается заглушить его немногими доступными ей средствами, что лишь делает этот страх всё более глубоким. Камерный, клаустрофобный портрет женщины не в себе, который выглядит и ощущается как максимально промежуточная (пусть и неплохая) работа.
26. Ich will doch nur, daß ihr mich liebt / Я только хочу, чтобы вы меня любили (1976)
Рукастый Петер достраивает дом для своих взыскательных родителей, встречает хорошую, участливую девушку и переезжает в Мюнхен, самый дорогой город в Германии, где находит подходящую работу, но ничто не может избавить его от постоянных сомнений в искренности других и своей ценности в их глазах. Очередной фильм о спуске в бездну среднестатистического немца, за которым трудно следить как из-за неоспоримой и талантливо воплощённой достоверности, так и из-за его, собственно, очерёдности.
27. Satansbraten / Сатанинское зелье (1976)
Несговорчивый издатель больше не снабжает задатками Вальтера Кранца, гениального немецкого поэта, и тому приходится в срочном порядке искать либо вдохновение, либо жалкие бумажки. Вновь Фассбиндер заканчивает (формальный) период фильмом-саморефлексией, выкручивая ручку абсурда до близких к максимуму значений и показывает, что жанр комедии (не совсем ординарной, конечно) ему более чем по плечу. Отдельно хочется отметить Великолепного Курта Рааба, личного любимца из фассбиндеровской труппы, оторвавшегося по полной.