Фильмографии режиссёров я смотрю не отрываясь: Райнер Вернер Фассбиндер, часть 2 (1972-1976)

Nov 07, 2023 15:22





Период "немецких мелодрам"

12. Händler der vier Jahreszeiten / Продавец четырех времен года (1972)


   


   

Невысокий крепенький Ханс возвращается со службы в Иностранном легионе обратно домой в Мюнхен, по улицам которого теперь поскрипывает его тележка с овощами и фруктами. Не находя радости в этом спокойном существовании, Ханс разочаровывается в работе, в семье и, наконец, в самом себе. После небольшого творческого отдыха великий немец продолжает исследовать глубины обывательской жизни, в которой нет места для слабых и сомневающихся. Немного (но не до конца) сбавив отстранённую интонацию, РВФ находит золотую жилу, и теперь к его фильмам приковано внимание куда большего количества людей, чем прежде.

13. Die bitteren Tränen der Petra von Kant / Горькие слёзы Петры фон Кант (1972)


   


   

Качественно новый, феминоориентированный Фассбиндер: щепотка “Всё о Еве”, щепотка “Бульвара Сансет”, щепотка Бергмана, сконденсированные в одной эстетически безупречной комнате.Теряющимся при виде списка из 40 фильмов смело можно рекомендовать именно этот камерный шедевр.

14. Acht Stunden sind kein Tag / Восемь часов ещё не день (1972-1973)


   


   


   


   

Молодой работяга Йохен спускается за шампанским для отмечающей свой день рождения Бабушки и находит свою любовь, Марион, принимающую частные объявления в местной газете. Марион тут же знакомится как с большой семьёй Йохена, так и с его товарищами-коллегами. Подозрительно лёгкий сериал о (в основном) парочке влюблённых, но также обо всех и всём, что их окружает. Не сказать, что волнующие Фассбиндера проблемы здесь задвинуты под красивый коврик, но ощущения после просмотра каждой серии - максимально светлые, дарящие надежду на лучшее и успокаивающие растрёпанные нервы (тем, у кого они растрепались (а у кого нет?)).

15. Bremer Freiheit / Бременская свобода (1972)


   


   

Устав от ужасного отношения к себе, фрау Гейше берёт в свои несчастные, но цепкие руки судьбу обитателей её дома. Концептуальная постановка пьесы немецкого многостаночника отвлекает внимание красивыми и сбивающими с толку задниками (вроде как передающими настроение главной героини) от его новой звезды, Маргит Карстенсен (уже блеснувшей в роли Петры фон Кант, тоже не покидавшей своего дома).

16. Wildwechsel / Звериная тропа / Малолетка (1972)


   


   

Ханни, которой не дашь её настоящие 14 лет, приглядывается щеглу на мотоцикле. Спустя некоторое время об их связи становится известно всем, и в первую очередь родителям девчонки. Плохо сохранившаяся (и в смысле качества, и в смысле качества) эпатажная драма о фатальной подростковой любви принесла отважной Эве Маттес актёрский приз, а Фассбиндеру - проклятия автора пьесы, увидевшем в экранизации лишь порнографию и ничего больше.

17. Welt am Draht / Мир на проводе (1973)


   


   


   

В институте кибернетики и науки будущего, где занимаются сотворением виртуальной реальности на 9000 “человек”, происходят странные вещи. Сначала из жизни уходит технический директор программы Фольмер, а после и советник по безопасности Лаузе, попытавшийся что-то объяснить преемнику Фольмера, главному герою фильма Фреду Штиллеру. Запутавшемуся Штиллеру теперь нужно понять, почему Лаузе никто не помнит, как устроена эта симуляция и как можно связаться с контактом из верхнего мира. Богатый двухсерийный параноидальный триллер, предвестник многих фантастических произведений, ставящих под сомнение реальность (в первую очередь, конечно, Матрицы, чьи первые 15 минут - предельно краткий и динамичный пересказ этого философского неспешного трёхчасового фильма).

18. Angst essen Seele auf / Страх съедает душу (1974)


   


   

Спасаясь от дождя, Эмми заходит в бар и встречает там компанию гастарбайтеров, одного из которых в шутку заставляют пригласить пожилую женщину на танец. Ни Эмми, ни Али не смеются, а находят компанию друг друга стоящей того, что биться за неё со всем предубеждённым миром. Кажущийся простым и честным фильм о бытовом расизме и нетерпимости (снятый за две недели, чтобы “не терять время” в промежутке между двумя большими женскими драмами, “Мартой” и “Эффи Брист”) приносит режиссёру приз Канн (не основной) и мировую известность и теперь по праву считается одним из показательных примеров его творчества.

19. Nora Helmer / Нора Хельмер (1974)


   


   

Экранизация ключевой пьесы Ибсена, любимого драматурга ваших любимых драматургов, о повороте не судьбы даже, а оптики одной женщины, уставшей от всех своих ролей. К сожалению, сохранилась только версия сомнительного качества, но даже сквозь видео- и аудиопомехи пробивается очередное доказательство таланта как постановщика, так и актёров.

20. Martha / Марта (1974)


   


   

“Взрослая женщина” переходит из нежных рук почившего отца в железные руки сатрапа-мужа. Намеренно гипертрофированная (хотя в жизни бывает гораздо хуже) психологическая драма два часа целенаправленно бьёт в одну точку и, естественно, лишает дыхания надолго. Потрясающая игра как инфернального Карл-Хайнца Бёма, так и выворачивающей душу наизнанку Маргит Карстенсен - высшее достижение этого (совсем не халтурящего и в остальном) страшного-страшного фильма.

21. Effi Briest / Эффи Брист (1974)


   


   


   

Самое красивое в мире снотворное.

22. Wie ein Vogel auf dem Draht / Как птица на проводе (1975)


   


   

Строго говоря, не кино, а мини-бенефис бывшей звезды кабаре Бригитты Миры, исполняющей комические эротические куплеты.

23. Faustrecht der Freiheit / Кулачное право свободы (1975)


   


   

Наивный неграмотный парень выигрывает в лотерею и попадает в обманчиво заботливые лапы людей со вкусом, но без совести. Непросто отыскать самый личный фильм в предельно откровенной фильмографии, но, кажется, это он. Ведь не может быть случайным назначение самого себя на эту непростую роль, что поначалу немного сбивает с толку, потому что настоль инфантильного персонажа в фильмах РВФ я и не припомню. Естественно, это осознанный выбор, тем сложнее и печальнее следить за трагической судьбой человека, который хотел лишь любви.

24. Mutter Küsters' Fahrt zum Himmel / Вознесение матушки Кюстерс (1975)


   


   

Фрау Кюстерс, спокойно клепающей розетки на кухне вместе с сыном и невесткой, вдруг поступает звонок со страшным известием: её добропорядочный работящий муж убил себя, а перед этим - кого-то из взбесившего его руководства. Вместе с этим потрясением пожилой фрау придётся пережить и равнодушие детей, бегущих подальше из родного дома. РВФ опять фокусируется на покинутой всеми Бригитте Мире, в этом фильме нашедшей утешение не в объятиях чужеземца, а в руках учтивых коммунистов. Если в “Страх съедает душу” можно было, подобно Йонасу Мекасу, вставлять уточняющий кадр “This is a political film”, то здесь этого не требуется - всё проговорено максимально ясно и манифестно (что фильму, увы, только вредит).

25. Angst vor der Angst / Страх перед страхом (1975)


   


   

После рождения второго ребёнка на Маргот наваливается гнетущее ощущение страха: перед родными, перед ролью домохозяйки, перед жизнью и перед самим страхом. Она пытается заглушить его немногими доступными ей средствами, что лишь делает этот страх всё более глубоким. Камерный, клаустрофобный портрет женщины не в себе, который выглядит и ощущается как максимально промежуточная (пусть и неплохая) работа.

26. Ich will doch nur, daß ihr mich liebt / Я только хочу, чтобы вы меня любили (1976)


   


   

Рукастый Петер достраивает дом для своих взыскательных родителей, встречает хорошую, участливую девушку и переезжает в Мюнхен, самый дорогой город в Германии, где находит подходящую работу, но ничто не может избавить его от постоянных сомнений в искренности других и своей ценности в их глазах. Очередной фильм о спуске в бездну среднестатистического немца, за которым трудно следить как из-за неоспоримой и талантливо воплощённой достоверности, так и из-за его, собственно, очерёдности.

27. Satansbraten / Сатанинское зелье (1976)


   


   

Несговорчивый издатель больше не снабжает задатками Вальтера Кранца, гениального немецкого поэта, и тому приходится в срочном порядке искать либо вдохновение, либо жалкие бумажки. Вновь Фассбиндер заканчивает (формальный) период фильмом-саморефлексией, выкручивая ручку абсурда до близких к максимуму значений и показывает, что жанр комедии (не совсем ординарной, конечно) ему более чем по плечу. Отдельно хочется отметить Великолепного Курта Рааба, личного любимца из фассбиндеровской труппы, оторвавшегося по полной.

фрясно, cinema, series

Previous post Next post
Up