Лекция 3:
Платон
(Продолжение. Начало и полный список лекций
вот здесь)
Платон появился на свет в 428 году д.н.э. в аристократической семье, и с самого рождения ему была приготовлена карьера политического деятеля. К сожалению для родных, в возрасте примерно 20 лет Платон встретил Сократа, и вошел в круг его молодых учеников. С этого момента жизнь Платона была посвящена философии.
Смерть Сократа, о которой мы
упомянули в прошлый раз, так потрясла молодого ученика, что тот не смог присутствовать при казни, покинул Афины и несколько лет путешествовал. Что он при этом думал и чувствовал мы можем понять, если перечтем диалог «Федон», где, устами одного из героев, Платон говорит нам об этих событиях:
«Таков… был конец нашего друга, человека - мы вправе это сказать - самого лучшего из всех, кого нам довелось узнать па нашем веку, да и вообще самого разумного и самого справедливого.» (118a)
Позднее он не просто увековечил имя своего учителя в целом ряде дошедших до нас диалогов, но и сам основал философскую школу, расположенную в саду Академа (Ἀκάδημος), одного из древнегреческих героев. С тех пор и дошло до нас слово «Академия».
Умер Платон примерно в 347 или 348 году д.н.э., в возрасте около 80 лет.
Во многом, философия самого Платона отталкивалась от философии его учителя, Сократа, хотя и значительно расширяла ее.
Как и Сократ, Платон испытывал особенный интерес к вопросам этического характера, а также к политической философии, к теме радикального переустройства общества. Ответы на эти вопросы, однако, как ему казалось, тесно связаны с пониманием самой сути действительности, с метафизикой, и требовали развития оснований теории познания, эпистемологии.
Теория познания Платона: Разум против мнения
Чтобы понять теорию познания Платона, мы, в первую очередь, должны отметить следующие три позиции, которые он решительно отвергает:
1. Релятивизм софистов. С точки зрения Платона, общество должно быть построено на подлинном знании, и это знание должно быть универсальным, действительным всегда и для всех.
2. Веру в то, что говорят нам органы чувств. Для Платона подлинное знание не может быть относительным, оно постоянно и неизменно. То же, что дают нам чувства всегда относительно.
3. Знание, как мнение, соответствующее истине. Одного такого мнения, с точки зрения Платона, недостаточно, чтобы знать - знание должно быть основано на рациональном обосновании.
Отрицание релятивизма
Платон категорически не согласен со
словами софиста Протагора «человек это мера всех вещей». В отношении некоторых вещей справедливо сказать, что они относительны, но этого нельзя сказать в отношении всех вещей.
В самой позиции Протагора, с точки зрения Платона, заложено противоречие, ибо если человек утверждает, что любая точка зрения равна любой другой, то и его точка зрения, (что любая точка зрения равна любой другой) должна быть равноценна противоположной (то есть той точке зрения, что любая точка зрения НЕ РАВНА любой другой). Но очевидно, что одна из них должна быть не правильной, и, следовательно, они не равны. Вот, как Платон описывает это в диалоге «Теэтет»:
«Сократ: Но что же вытекает отсюда для самого Протагора? Неизбежно вот что: если ни сам он не думал, что мера всех вещей -- человек, ни толпа - а она так и не думает, - то тогда никому не нужна та истина, которую он написал; если же сам он все-таки так думал, но толпа не разделяла его мнения, то, как известно, смотря по тому, кого будет больше - тех, кто не разделяет его мнения, или тех, кто разделяет, оно не будет или будет [истинным].
Феодор: Неизбежно, если мнения каждого достаточно, чтобы быть или не быть [истине].
Сократ: И вот что занятнее всего: ведь он признает истинным и то мнение, которое полагает его собственное мнение ложным, коль скоро соглашается, что всякое мнение бывает лишь о том, что существует.
Феодор: Верно.
Сократ: Так не придется ли ему признать, что его собственное мнение ложно, если он согласится с тем, что мнение тех, кто считает его ложным, - истинно?
Феодор: Неизбежно.»
(171a-b)
Далее Платон задается вопросом, могут ли все мнения быть равны? Если мой доктор считает, что у меня сломана нога, а я так не считаю, то кто прав? Может ли быть, что прав одновременно и доктор, и я? Чье мнение лучше на тему будущей сладости или терпкости вина - виноградаря, или музыканта?
«Значит,» говорит Платон, «и мы можем с полным правом сказать твоему учителю (Протагору), что он непременно должен признать одного человека более мудрым, чем другой, и что тот, мудрейший, и есть мера» (179a-b)
Отрицание надежности органов чувств (эмпиризма)
Эмпирики утверждают, что весь опыт приобретается при посредстве органов чувств (от древнегреческого ἐμπειρία, или «ощущение»)
НО:
1. Органы чувств дают доступ только к описанному Гераклитом миру постоянного изменения. В результате я могу лишь сказать, как вещи мне являются, но не как они есть на самом деле.
2. Объектом знания должно быть нечто универсальное, что можно охватить неизменяемым описанием или определением.
Знание не есть только мнение, соответствующее истине.
Мнение может оказаться истинным или ложным. Но знание может быть лишь того, что истинно. Знать то, что ложно невозможно. Следовательно, знание должно быть основано на рациональном обосновании. Соответствующее истине мнение можно иметь случайно, в результате совпадения. Таким образом, даже мнение, которое соответствует истине, не есть знание до тех пор, пока мы не имеем твердого обоснования тех причин, по которым считаем его истинным.
Подлинное знание:
1. Объективно
2. Недоступно органам чувств
3. Универсально
4. Неизменно
5. Основано на понимании разумом
Общее и единичное.
Общее, так же именуемое универсалией (от лат. univarsalis - общий), это нечто, присущее каждому наименованию, и состоящее в наличии неких фундаментальных, неотъемлемых свойств данной категории. Например, все круглые предметы (монеты, кольца) присущи общей универсалии «круглости».
Каждое единичное понятие подпадает под ряд таких универсальных категорий. Есть предметы, которые присущи универсалии «красоты», или «белизны», или какой-либо иной.
С точки зрения Платона, данные универсалии являются внешними и неизменными реалиями, существующими независимо от нашего сознания. Он обозначил их словом «эйдос» (др.-греч. εἶδος - вид, облик, образ), или «идея».
Что изображено на картинке?
Нет, это не круг! Это - попытка изобразить круг, далекая от идеала, каковым «сам круг» является. Доказать это просто - возьмите лупу, и посмотрите на эту картинку. Вы увидите, что линия не ровна, что она имеет разную толщину.
Настоящий же круг - это «идея» (эйдос) круга, или «круг сам по себе». Эта идея, с которой мы сравниваем изображение, чтобы заключить, является ли оно изображением круга.
Что такое «справедливость»? Идея «справедливости»
1. Либо «справедливость» есть нечто реальное и объективное, либо это просто пустое слово
2. Если мы примем второй вариант («справедливость» это просто пустое слово), то все наши моральные суждения не имеют никакой ценности. В этом случае, например, нет никакой разницы между Гитлером и святым за исключением определенного рода буквенных сочетаний, которые мы обычно прибавляем к их имени.
3. Но утверждение (2) абсурдно. Между Гитлером и святым есть разница.
4. Таким образом, «справедливость» - это нечто реальное и объективное.
5. То, что реально должно быть либо физическим, либо идеальным.
6. Очевидно, что «справедливость» не может быть чем-то физическим.
7. Следовательно, «справедливость» есть нечто реальное, объективное и идеальное.
Знание это воспоминание.
С точки зрения Платона, как он развивает ее устами Сократа в диалоге Менон, «знание» - это всего лишь припоминание уже известного нашей душе:
«Говорили мне те из жрецов и жриц, которым не все равно, сумеют ли они или не сумеют дать ответ насчет того, чем они занимаются. О том же говорит и Пиндар, и многие другие божественные поэты. А говорят они вот что (смотри, правда ли это) : они утверждают, что душа человека бессмертна, и, хотя она то перестает жить [на земле] - это и называют смертью,- то возрождается, но никогда не гибнет...
А раз душа бессмертна, часто рождается и видела все и здесь, и в Аиде, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому ничего удивительного нет в том, что и насчет добродетели, и насчет всего прочего она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, - люди называют это познанием - самому найти и все остальное, если только он будет мужествен и неутомим в поисках: ведь искать и познавать - это как раз и значит припоминать.» (81a-d)
Эпистемология Платона
Исходя из вышесказанного, эпистемология Платона тесно связана с его метафизикой, о которой мы поговорим в следующий раз. И то, и другое хорошо показано на приведенным им же самим в Государстве примере «разделенной линии». Вот, как говорит об этом сам Платон:
«- Для сравнения возьми линию, разделенную на два неравных отрезка. Каждый такой отрезок, то есть область зримого и область умопостигаемого, раздели опять таким же путем, причем область зримого ты разделишь по признаку большей или меньшей отчетливости.» (509d-e)
Если мы проведем линию от пункта (1) к пункту (2), как на картинке, то левая сторона ее будет соответствовать эпистемологии, или теории познания, Платона, а правая - его метафизике, или теории реальности.
Линия начинается внизу, с самых «плохих» или сомнительных, познаний, и заканчивается вверху, на уровне «абсолютной реальности».
В эпистемологии, слева, мы можем грубо разделить линию на две части - «мнения» и «знания», соответствующие указанному Платоном разделению (справа) на «зримое» (мнение) и «умопостигаемое» (знание).
Мнение (δόξα), стоящее внизу, состоит из отрезков А и В, соответствующих понятиям «уподобление» (εἰκασία) и «вера» (πίστις) .
«Уподобления» (А) - это самые сомнительные, и низкопробные варианты познания. Со стороны метафизической (в реальности) они соответствуют теням, отражениям и изображениям реальности.
«Вера» (В) это чуть более обоснованные варианты познания, соответствующие в реальности предметам и наблюдаемым объектам. Здесь мы можем рассуждать, например, о государствах или людях, которые являются или не являются «справедливыми», но не имеем понятия «справедливости» самой по себе.
И уподобления, и вера- часть «видимого» мира.
Над «видимым» миром находится вторая, верхняя половина картинки. Тут мы наблюдаем переход от «мнения» к «знанию».
Нижняя часть знания - мышление (С), осуществляемое с помощью разума (νόησις). С него начинается переход к подлинному знанию. Мышление применяется, например, в математике и других науках. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Вот, как говорит об этом сам Платон, рассуждая о занимающихся геометрией, например:
«- Но ведь когда они вдобавок пользуются чертежами и делают отсюда выводы, их мысль обращена не на чертеж, а на те фигуры, подобием которых он служит. Выводы свои они делают только для четырехугольника самого по себе и его диагонали, а не для той диагонали, которую они начертили. Так и во всем остальном.
То же самое относится к произведениям ваяния и живописи: от них может падать тень, и возможны их отражения в воде, но сами они служат лишь образным выражением того, что можно видеть не иначе как мысленным взором.» (510d-e - 511a)
Мышлению (С) в реальности соответствуют более Низшие Идеи (эйдосы) Платона.
Самое лучшее знание, однако, дает верхняя часть левой стороны - «рациональное познание» или «чистое знание», доступное только рассудку (διάνοια) (Д). Это, как говорит Платон, «то, чего наш разум достигает с помощью диалектической способности.» (511b)
Ему со стороны реальности, соответствуют Высшие Идеи (эйдосы) Платона. Это - абсолютные принципы, из которых мы извлекаем все познания окружающего нас мира и самих себя. На вершине их, согласно Платону, находится «Основной Принцип Всего», или «Добро».
Подробнее о метафизике Платона и теории идей - в следующий раз.