Италия-9, день 5, часть 7: Brescia (Museo di Santa Giulia: античность)

Jun 04, 2019 14:55

Как я уже не раз говорил, Брешия - это еще и римская Бриксия. Поэтому античного искусства здесь хватает. Однако есть и предметы постарше, кельтского и этрусского происхождения (в основном то, что находили в захоронениях), как, скажем, эти шлемы примерно IV-III в. до н. э...





...или надгробия доимперского периода (когда Рим формально на эти земли еще не пришел)...



Мне лично больше всего понравилась вот такая бронзовая штука - не знаю, что это и зачем нужно (вероятно, тарелка), но очаровательно.



Имперский период представлен бронзовыми портретами императоров и их жен.





А вот одно из главных сокровищ музея, бронзовая Ника, на реставрации - приходится довольствоваться слепком.



Впрочем, более-менее то же самое можно увидеть практически в любом археологическом музее. Но в Брешии есть то, что мало где сохранилось: Domus dell'Ortaglia (wiki) - большой комплекс частично видимых римских домов, принадлежавших достаточно богатым людям. Оползень, похоронивший и одновременно спасший Капитолий, проделал такой же фокус и с римскими домами. Потом здесь построили монастырь, потом он рос, были устроены подсобные хозяйства, огороды, и под одним из таких огородов в 1967-м году обнаружили около 1000 кв. м римских руин.



Причем не только мозаики на полу, но и остатки стен. А на них - росписи. А внутри - всамделишнее центральное отопление, как в свое время у нас в пятиэтажке с "теплой" стеной.





Надо сказать, живопись здесь разная. Мне давно не терпится съездить в Помпеи, но Помпеи на несколько веков постарше. Там золотой век римского искусства, а здесь уже упадок, поэтому сравнивать, конечно, нельзя (да и сохранность оставляет желать). Но это однозначно один из последних пейзажей западного искусства перед почти тысячелетним провалом.



А вкус на обои почти не изменился...







В таком варианте истории об Ионе кажется куда более правдоподобной.





Типичные для своего времени мозаичные полы - что по композиции, что по орнаменту, что по декоративным элементам.







Но сравните с мастерством художника - рядом с этим мозаичная фигура Диониса кажется чуть ли не детским рисунком.



В соседнем "доме фонтанов" вода была проведена в очень многие помещения (правда, по мнению Бьянки Питцорно, это должно наводить на мысли не о богатом особняке, а о публичном доме).





Еще немного позднеримской бронзы.









Часть мозаик пола, оказавшихся под строениями монастыря, прошлось вертикализировать и перенести на стены.









В отдельном зале очередные надгробия и саркофаги.



Эх, коротковата кольчужка-то... (Битва при Марафоне, III в. - интересно, кто тут греки, а кто персы?)



Похоже, кусаться в бою в те времена было принято. Хотя это и странно.



Более спокойные и величественные мотивы.



Семейная фотография I-II вв.



Двери Тамерлана (оригинал).



На самом деле количество экспонатов раз в 5 больше, но они все довольно однотипные или интересные только для специалистов, способных по повороту спирали на тарелке или горлышку погребальной урны отличить римскую керамику от союзной варварской. Мы пока до таких высот мастерства не поднялись, поэтому вслед за туристом с рюкзаком за плечами отправились смотреть более фигуральные произведения.



продолжение следует

italia, brescia, lombardia

Previous post Next post
Up