Италия-9, день 5, часть 6: Brescia (Museo di Santa Giulia: chiesa di Santa Maria in Solario)

Jun 03, 2019 15:13

Следующая точка предлагаемого музейщиками маршрута - chiesa di Santa Maria in Solario ("Девы Марии в солнечных лучах", wiki). Название объясняется просто: это единственная из трех монастырских церквей, выходящая на южную сторону, соответственно, там почти всегда было солнечно (именно так зародилось слово "солярий": недалекий турист вполне мог бы предположить, что Богоматерь следила за здоровым цветом лица и тела, но в XII в. "здоровой" считалась как раз бледность). С самого момента постройки церковь предназначалась для поклонения двум главным святыням монастыря (не считая, понятно, мощей).
Но прежде, чем рассмотреть их поближе, поглядим на саму церковь. Она двухярусная, внизу декора не осталось совсем, наверху плохо сохранившиеся фрески: на пилястрах апсиды - XV в. (Смерть...



...и Благовещение...



...архангела в котором сильно подновляли и романтизировали)...



...и 1513-1519 гг. мастерской Флориано Феррамолы (к сожалению, против яркого света - не случайно все-таки назвали церковь "солярием").





Росписи были заказаны тогдашней аббатиссой Алеодатой Мартиненго, о чем говорит крупная надпись. Помимо очевидных евангельских сюжетов...



...есть и житие Св. Иулии. Распятие тоже в наличии, но во избежание душевных травм демонстрировать его я не буду.





Ну, и пополним коллекцию символов евангелистов (XVII в.) - на этот раз особенно выразителен телец...



...хотя орел тоже ничего так: птица гордая.





А вот со львом у авторов не сложилось: явно пытались срисовать с того, что у Санта-Мария-дель Кармине, но что-то пошло не так.



Перейдем теперь все-таки с сокровищам. Одно из них - не совсем монастырское, но определенно сокровище. Это фрагмент римского фриза имперских времен из проконесского мрамора.



Лично для меня он интересен в первую очередь тем, что животные на нем практически аналогичны тем, что "прыгают через цирковые обручи" в куполе равеннского Сан-Витале (и которых обычно мало кто видит, поскольку очень далеко). Мотив этот не сказать чтобы типичный, тем приятнее было увидеть его достаточно далеко (по времени и расстоянию) от Равенны.





А теперь к главным реликвиям. В нижнем зале это "брешианская липсанотека" (ковчежец, wiki) из слоновой кости миланской работы, примерно IV в. (т.е. современник Св. Амвросия).
На передней стенке изображены:
1 ярус - Иисус и апостолы;
2 ярус - ветхозаветные сцены (легенда об Ионе - обратите внимание, насколько "кит" справа напоминает будущий герб Висконти);
3 ярус - новозаветные сцены ("Исцеление кровоточивой", "Диспут с фарисеями" и "Притча о добром пастыре"), по сторонам - рыба (символ Христа) и петух (символ воскресения - и одновременно предательства Петра);
4 ярус - ветхозаветные сцены ("Сусанна и старцы", "Осуждение Сусанны", "Даниил во рву").



Правая стенка:
1 ярус - апостолы;
2 ярус - ветхозаветные сцены ("Призвание Моисея на гору Синай", "Три отрока в пещи огненной", "Моисей получает скрижали");
3 ярус - новозаветные сцены ("Исцеление слепорожденного", "Воскрешение Лазаря" - Лазарь совершенно такой же, как на саркофаге в Равенне), по сторонам - древо жизни и весы;
4 ярус - ветхозаветные сцены ("Иаков встречает Рахиль у колодца", "Борьба Иакова с ангелом", "Лестница Иакова").



Левая стенка:
1 ярус - апостолы;
2 ярус - ветхозаветные сцены ("Пророк с ослом и львом, Иеровоам и разрушение алтаря в Вефиле", 3 Цар 13);
3 ярус - новозаветные сцены ("Исцеление дочери Иаира"), по сторонам - крест и светильник;
4 ярус - ветхозаветные сцены ("Поклонение золотому тельцу").



Задняя стенка:
1 ярус - евангелисты;
2 ярус - ветхозаветные сцены ("Сусанна в саду", "Иона, спящий под клещевиной", "Моисей и обратившийся в змея посох" - как мы видим, здесь сходятся сюжеты трех остальных сторон);
3 ярус - новозаветные сцены ("Хождение по водам", "Сапфира предстает перед Св. Петром, когда мертвое тело Анании несут хоронить", Деян. 5:1-11), по сторонам - колокольня и повесившийся Иуда;
4 ярус - новозаветные (?) сцены ([нет информации] и "Брак в Кане Галилейской").



Крышка:
1 ярус - фриз с голубями;
2 ярус - новозаветные сцены ("Иисус в Гефсиманском саду", "Взятие под стражу", "Отречение Петра");
3 ярус - новозаветные сцены ("Суд Пилата", "Пилат умывает руки").



Наконец, в верхнем зале расположен "Крест Дезидерия" - полутораметровый деревянный крест, обитый металлическими пластинками, инкрустированными драгоценными камнями, камеями и много чем еще - типичные "сполии", только не архитектурные, а ювелирные. Крест считается самым знаменитым памятником лангобардского искусства.



Впрочем, с первого взгляда видно, что к лангобардам он имеет крайне малое отношение: слишком топорная работа. И действительно, создание креста относят к началу IX в., т.е. лет через 40 после Дезидерия, когда на этих землях уже вовсю хозяйничали Каролинги.



А вот "сполии" здесь самого разного времени. от I в. до н. э. до XVII в. (не удивляйтесь, в процессе некоторые элементы выпадали или их воровали, но поскольку реликвия на протяжении всего своего существования была очень почитаемой, сразу же заменяли аналогичными по размеру или специально изготовленными).



Фигура распятого Христа тоже XVI в., что, в принципе, очевидно по орнаменту фона.



А вот Христос Пантократор - вероятно, ровесник самого креста или чуть помоложе.



Крест Дезидерия - самый богато украшенный ювелирный объект раннего Средневековья. Если ближайшие конкуренты (оклада Евангелия Теодолинды или Ахенского креста Лотаря) инкрустированы всего десятком драгоценных камней, то здесь их около 50.



Естественно, попадаются среди камей и совершенно языческие - например, эти: "Геркулес у Омфалы" и "Девять муз".



Но в основном они нейтрально-портретные, и там уж не так важно, язычник изображен или нет.



Всегда можно найти какого-нибудь раннего святого мученика и ткнуть пальцем: не видите что ли? Как две капли воды!



По всем четырем сторонам Пантократора - миниатюры XV в. на бумаге (!), приписываемые самому известному миланскому миниатюристу и граверу Джованни Пьетро Бираго. Мне, правда, кажется, что манера совершенно другая.





Наконец, самый известный артефакт на кресте - тройной римский портрет в технике хрисографии (рисунка сусальным золотом по стеклу). Именно пост shakko_kitsune про технику такого рисунка стал последней каплей, склонившей меня к окончательному выбору в пользу Брешии. В Средние века считалось, что это портрет жены Дезидерия, Ансы, с детьми Адельчи и Ансельпергой, но медальон оказался лет примерно на 600 старше, чем указанные персонажи. Тогда стали считать его портретом Галлы Плацидии ("мавзолей" которой все мы видели в Равенне) с детьми Валентинианом и Юстой Гратой Гонорией - тоже незадача: те жили в V в., а медальон сделали в III-м. Впрочем, вещь все равно красоты редкостной, кого бы она ни изображала.



А в следующий раз мы с вами окунемся примерно в те времена, когда он был создан, и даже несколько раньше.

продолжение следует

italia, brescia, lombardia

Previous post Next post
Up