Италия-9, день 5, часть 5: Brescia (Museo di Santa Giulia: tesoro del monasterio)

Jun 01, 2019 15:50

Этим постом я открываю небольшой цикл, посвященный музею Санта-Джулия (Museo di Santa Giulia, сайт, wiki). Дело в том, что музей этот очень большой и в один пост просто не влезет, а старательные искусствоведы поработали за меня и все аккуратно разложили по полочкам - территориально и хронологически (за что им большое спасибо).
Собственно, монастырь был основан в 753 г. будущим последним лангобардским королем (а тогда герцогом) Дезидерием и его женой Астой (оба родились в Брешии, оба увековечены на уже виденной нами трибуне, только Дезидерий подписан, а Аста - нет, несправедливо). Монастырь был женским, а его первой аббатиссой стала (по блату) старшая дочь герцога, Ансельперга. Здесь же укрылась и другая его дочь, условно называемая историками Дезидератой, разведенная жена Карла Великого (ее под именем Эрменгарды вывели в своем романе "Адельчи" Мандзони и, как ни странно, русский филолог Александр Вельтман в пьесе "Ратибор Холмоградский"). Освящал главную базилику, Сан-Сальваторе, сам папа римский Павел I, в крипту были перенесены мощи не только самой Св. Иулии Корсиканской (с острова Горгона), но и Св. Софии с дочерьми (которые "и мать их"). Впрочем, от того периода осталось мало: монастырь был практически весь реконструирован в XII в. (расширена базилика, построена оратория Санта-Мария-ин-Соларио), а в XV в. принял современный облик (за исключением церкви Санта-Джулия, достроенной только к 1599 г.). Наполеоновские войска традиционно устроили здесь конюшни, и до 1882 г. комплекс постепенно разрушался, пока в бывшей базилике не открыли "Музей христианской эпохи". Однако серьезная реставрация началась только в 1966 г., когда этот квартал выкупил муниципалитет. Как за 30 лет (а музей открылся в 1998 г.) можно превратить руины в огромный функционирующий комплекс, не скажет, наверное, никто, но - оно есть.



В принципе, некоторые зоны музея можно осматривать отдельно от других, и это достаточно удобно, если, например, пришел посмотреть что-то конкретное. Но смотрители здесь - настоящие звери и гонят строго по маршруту: шаг вправо, шаг влево - расстрел, прыжок на месте - провокация (особенно та, у которой две слезинки вытатуированы в уголке глаза). Впрочем, вас веду я, и хотя в современном мире верить нельзя никому, мне - можно.
И начнем мы с небольшого зала, посвященного тем монастырским сокровищам, которые не разграбили французы, австрийцы, немцы и итальянцы. На входе висит большое барочное распятие работы Джованни Карра. Неподготовленного зрителя оно может шокировать, поскольку этот самый неподготовленный зритель уже привык, что распятие - это обязательно Иисус, и забывает, что распяты были Св. Петр (вниз головой), Св. Андрей (вероятно, все-таки не на кресте собственного имени) и многие другие, включая и вовсе не христиан вроде Спартака. Однако, как нас учили, первым делом поищи среди местночтимых святых. И точно: Св. Иулия (т.е. Джулия). Правда, по легенде грудь ей все-таки отрезали (но мы-то знаем всех этих Св. Агат и Св. Лючий, у которых отрезанные и выколотые части тела немедленно отрастали снова, - а этим барочным скульпторам только бы даму топлесс высечь).



Впрочем, остальные монастырские сокровища куда менее ба(по)рочны. Амазономахия (битва с амазонками), 220-230 гг.



Судя по всему, конь - за амазонок.



Росписи середины XV в.: Св. Бенедикт...



...ангел...



...Мадонна с младенцем и Св. Антонием...



...пророки.



Капители XII в. из крипты Сан-Сальваторе: часть четырехсторонние (боковые стороны при этом приходилось снимать под углом, между колоннами даже фотоаппарат не просунешь), часть двухсторонние.



























Фрагменты фресок XII-го...





...и VIII-го вв. из той же крипты.



Каролингская скульптура начала IX в.



Редкая разновидность позы - Теотокос (младенец на руках прямо перед собой, как бы протянутый зрителю)...



...и более привычная Одигитрия.



Наконец, последнее в этой части - лангобардское плутео, некогда украшенное драгоценными камнями.



Честно говоря, даже если бы мне показали только этот небольшой зал, я бы уже был доволен. Но, к счастью, это всего лишь крохи по сравнению с остальным музеем.

продолжение следует

italia, brescia, lombardia

Previous post Next post
Up