Италия 8, день 2, часть 2: Мантуя (Palazzo Ducale)

Apr 16, 2018 18:47

По сути своей герцогский дворец (Palazzo Ducale) - местами вовсе не дворец, а местами даже и не герцогский. Собственно герцогами Гонзага стали только в 1530 г., до того около 100 лет были маркграфами, а до того - народными капитанами, свергнув на этом посту власть семейства Бонакольси. Именно Гвидо Бонакольси и заложил ядро дворцового комплекса, построив в начале XIV в. выходящий на площадь "Дворец капитана" Palazzo del Capitano) и Magna Domus - "Большой дом".
Став хозяевами Мантуи, Гонзага в первую очередь озаботились обороной - так возник замок Св. Георгия (Castello di San Giorgio, wiki)



Туда-то мы и направились первым делом, пока в "комнату новобрачных" (Camera degli Sposi, wiki) не набежали туристы. Впрочем, туристы, конечно, набежали. и в какой-то момент даже образовалась пробка. Но поначалу все было вполне прилично.



"Комната новобрачных" известна прежде всего не самими новобрачными (мало кто даже знает, о ком идет речь: вроде бы, была тут какая-то свадьба, но какая - кто теперь разберет?). На самом деле никаких новобрачных и не существовало, а комната 8 на 8 метров в башне, куда ведет винтовой пандус, служила спальней герцогу Лудовико Гонзага, покровителю Мантеньи. Считается, что художник расписывал ее около 10 лет и создал на плоском потолке идеальную иллюзию пространства и перспективы, учтя все особенности освещения. И первое, на что обращаешь внимание внимание - окулюс, дающий ощущение купола с отверстием, как в римском Пантеоне (аналогичные, но более поздние окулюсы есть, например, местной базилике Сант-Андреа и в Ферраре).



Собравшиеся как бы смотрят на зрителя сверху вниз.



Хотя некоторые, судя по всему, больше заняты флиртом с представителями расового меньшинства...



...а кое-кто и вовсе повернулся... гм... задом.



Плафон окружают медальоны с портретами римских императоров (честно говоря, они тут смотрятся чужеродно, но, видимо, таково было пожелание заказчика): Юлий Цезарь (хотя он и не император), Октавиан Август, Тиберий и т.д. Еще раз: они нарисованы! Почти неразличимы среди золота и орнаментов сцены из мифов о Геракле и Орфее.







Две стены были закрыты шторами из кордовской кожи (сейчас их имитирует роспись).



Две другие, предположительно лучше всего видные с постели, занимают сюжетные фрески. "Двор" изображает семейство Гонзага (Лудовико, его жену Барбару Бранденбургскую и сыновей с женами и детьми).



Секретарь (скорее всего, Марсилио Андреаси) сообщает Путину герцогу какое-то важное известие - вероятно, об избрании его второго сына, Франческо Гонзага, кардиналом (1461 г.). Младшая дочь, Паола, даже в такой торжественный момент не прочь перекусить.



Придворные кавалеры общаются, как было тогда принято, на лестнице, чтобы не отвлекать герцога.



Рядом с Барбарой - любимая карлица.



Вторая фреска - "Встреча": справа Лудовико Гонзага приветствует своего сына-кардинала, приехавшего поучаствовать в закладке церкви Сант-Андреа (Мантенья был в свите кардинала)...



...слева слуги готовят лошадей и собак к охоте.







Маленькая девочка доверчиво берет мать или старшую сестру за руку.



На заднем плане - неизвестный город (точно не Мантуя)...



...фантастические замки (один еще в процессе строительства - вероятно имелось в виду что-то конкретное)...



...и некая башня, отчасти напоминающая изображения мавзолея в Галикарнасе.



Все это венчают ангелочки-путти, которые, отодвинув занавес, демонстрируют доску с подарочной надписью: "Сиятельному Лодовико, второму маркизу Мантуанскому, государю превосходнейшему и в вере непоколебимейшему, и сиятельной Барбаре, его супруге, женщине несравненной славы, их Андреа Мантенья, падуанец, закончил это скромное произведение в их честь в 1474 году".



В соседних залах (или, правильнее, комнатах) располагается коллекция живописи Романо Фредди: портреты Гонзага и некоторое количество религиозных сюжетов...





"Мистическое обручение Св. Екатерины".



"Ангелы собирают кровь Христову" (в базилике Сант-Андреа хранится сосуд с ней).



...а также немного керамики.





Потолки весьма средненько расписаны гротесками и мифологическими сюжетами.











А вот в залы с росписями Джулио Романо ходят по блату только с экскурсией, поэтому нас туда не пустили в категорической форме. Как и в этот чудесный полосатый зальчик, заканчивающийся окном (думаю, в прошлом "норманнский туалет").



Базилика Св. Варвары с захоронениями Гонзага, достаточно скромная, хотя и стильная снаружи, оказалась чудовищным барочным новоделом внутри.



Corte Vecchia ("Старый дворцовый корпус") с остатком незаконченных фресок Пизанелло и его же синопиями был закрыт (как утверждает сайт музея, открылся он ровно через неделю, но только во второй половине дня). Жаль, было бы интересно посмотреть: именно здесь жили при герцогском дворе Леонардо, Донателло, Мантенья, Леон Батиста Альберти... Corte Nuova ("Новый корпус"), пристроенный в 1536 г. Джулио Романо, частично на реставрации (совершенно закрыт вид из окон на сад и часть наиболее важных апартаментов), но мы туда все-таки сходили.
Начинается он восходящим коридором, напоминающим о флорентийском Палаццо Веккьо.



В окошко виден переход в другую часть здания.



Там, в скромном зальчике, прячутся портреты родственников Гонзага (все бликует, снимать невозможно, но некоторые особенно хороши).











Выйдя из коридора, мы попадаем в анфиладу приемных залов с кессонированными потолками, довольно традиционных в архитектуре барокко, но именно в виде анфилады в эпоху Высокого Возрождения встречающихся редко.



В следующем зале, описания которого я нигде не нашел, собрались священники и ландскнехты.



Детали и вооружение изображены довольно подробно и со знанием дела.





На соседней стене - такого же размера нарисованный занавес (видимо, что-то имелось в виду, но мы об этом вряд ли узнаем).



Его окружают аллегорические фигуры (вероятно, континенты) и бюсты герцогов Гонзага в рыцарских доспехах.



Наконец, последний зал в этой анфиладе (вход в который запрещен) барочно украшен в венецианском стиле...



...и некогда содержал 8 полотен Тинторетто (сейчас осталось два - и плафон под вопросом), посвященных успехам Гонзага: "Франческо II Гонзага в битве при Таро"...



...и "Император Сигизмунд коронует Джанфранческо Гонзага I маркизом Мантуанским".



За занавеской, куда, вроде бы, без особого приглашения и не сунешься, начинается "Выставочная галерея" (Galleria della Mostra) с археологической коллекцией - фактически лапидарий. Учитывая бедность местного археологического музея. очень даже имеет смысл сходить.



"Зачем ты разбила мою гитару?"







Поразительно, насколько греки и римляне даже позднего периода точно воспроизводили окружающий мир.





Вот, к примеру, "12 подвигов Геракла" - редкий пример римской симультанности...







...и парная к нему "История Медеи".





Поразительное лицо главной героини, улетающей на драконе.



"Битва с амазонками" - обратите внимание на детали.









И над всем этим - росписи ученика Джулио Романо, Луки ди Фаэнца, на троянскую тему. Разве можно сравнивать?



Просто смех, во что превратилось искусство после XVI века!



продолжение следует

italia, mantova, lombardia

Previous post Next post
Up