По сути своей герцогский дворец (Palazzo Ducale) - местами вовсе не дворец, а местами даже и
не герцогский. Собственно герцогами Гонзага стали только в 1530 г., до того около 100 лет были маркграфами, а до того - народными капитанами, свергнув на этом посту власть семейства Бонакольси. Именно Гвидо Бонакольси и заложил ядро дворцового комплекса, построив в начале XIV в. выходящий на площадь "Дворец капитана" Palazzo del Capitano) и Magna Domus - "Большой дом".
Став хозяевами Мантуи, Гонзага в первую очередь озаботились обороной - так возник замок Св. Георгия (Castello di San Giorgio,
wiki)
Туда-то мы и направились первым делом, пока в "комнату новобрачных" (Camera degli Sposi,
wiki) не набежали туристы. Впрочем, туристы, конечно, набежали. и в какой-то момент даже образовалась пробка. Но поначалу все было вполне прилично.
"Комната новобрачных" известна прежде всего не самими новобрачными (мало кто даже знает, о ком идет речь: вроде бы, была тут какая-то свадьба, но какая - кто теперь разберет?). На самом деле никаких новобрачных и не существовало, а комната 8 на 8 метров в башне, куда ведет винтовой пандус, служила спальней герцогу Лудовико Гонзага, покровителю Мантеньи. Считается, что художник расписывал ее около 10 лет и создал на плоском потолке идеальную иллюзию пространства и перспективы, учтя все особенности освещения. И первое, на что обращаешь внимание внимание - окулюс, дающий ощущение купола с отверстием, как в римском Пантеоне (аналогичные, но более поздние окулюсы есть, например, местной базилике Сант-Андреа и в Ферраре).
Собравшиеся как бы смотрят на зрителя сверху вниз.
Хотя некоторые, судя по всему, больше заняты флиртом с представителями расового меньшинства...
...а кое-кто и вовсе повернулся... гм... задом.
Плафон окружают медальоны с портретами римских императоров (честно говоря, они тут смотрятся чужеродно, но, видимо, таково было пожелание заказчика): Юлий Цезарь (хотя он и не император), Октавиан Август, Тиберий и т.д. Еще раз: они нарисованы! Почти неразличимы среди золота и орнаментов сцены из мифов о Геракле и Орфее.
Две стены были закрыты шторами из кордовской кожи (сейчас их имитирует роспись).
Две другие, предположительно лучше всего видные с постели, занимают сюжетные фрески. "Двор" изображает семейство Гонзага (Лудовико, его жену Барбару Бранденбургскую и сыновей с женами и детьми).
Секретарь (скорее всего, Марсилио Андреаси) сообщает Путину герцогу какое-то важное известие - вероятно, об избрании его второго сына, Франческо Гонзага, кардиналом (1461 г.). Младшая дочь, Паола, даже в такой торжественный момент не прочь перекусить.
Придворные кавалеры общаются, как было тогда принято, на лестнице, чтобы не отвлекать герцога.
Рядом с Барбарой - любимая карлица.
Вторая фреска - "Встреча": справа Лудовико Гонзага приветствует своего сына-кардинала, приехавшего поучаствовать в закладке церкви Сант-Андреа (Мантенья был в свите кардинала)...
...слева слуги готовят лошадей и собак к охоте.
Маленькая девочка доверчиво берет мать или старшую сестру за руку.
На заднем плане - неизвестный город (точно не Мантуя)...
...фантастические замки (один еще в процессе строительства - вероятно имелось в виду что-то конкретное)...
...и некая башня, отчасти напоминающая изображения мавзолея в Галикарнасе.
Все это венчают ангелочки-путти, которые, отодвинув занавес, демонстрируют доску с подарочной надписью: "Сиятельному Лодовико, второму маркизу Мантуанскому, государю превосходнейшему и в вере непоколебимейшему, и сиятельной Барбаре, его супруге, женщине несравненной славы, их Андреа Мантенья, падуанец, закончил это скромное произведение в их честь в 1474 году".
В соседних залах (или, правильнее, комнатах) располагается коллекция живописи Романо Фредди: портреты Гонзага и некоторое количество религиозных сюжетов...
"Мистическое обручение Св. Екатерины".
"Ангелы собирают кровь Христову" (в базилике Сант-Андреа хранится сосуд с ней).
...а также немного керамики.
Потолки весьма средненько расписаны гротесками и мифологическими сюжетами.
А вот в залы с росписями Джулио Романо ходят по блату только с экскурсией, поэтому нас туда не пустили в категорической форме. Как и в этот чудесный полосатый зальчик, заканчивающийся окном (думаю, в прошлом "норманнский туалет").
Базилика Св. Варвары с захоронениями Гонзага, достаточно скромная, хотя и стильная снаружи, оказалась чудовищным барочным новоделом внутри.
Corte Vecchia ("Старый дворцовый корпус") с остатком незаконченных фресок Пизанелло и его же синопиями был закрыт (как утверждает сайт музея, открылся он ровно через неделю, но только во второй половине дня). Жаль, было бы интересно посмотреть: именно здесь жили при герцогском дворе Леонардо, Донателло, Мантенья, Леон Батиста Альберти... Corte Nuova ("Новый корпус"), пристроенный в 1536 г. Джулио Романо, частично на реставрации (совершенно закрыт вид из окон на сад и часть наиболее важных апартаментов), но мы туда все-таки сходили.
Начинается он восходящим коридором, напоминающим о флорентийском Палаццо Веккьо.
В окошко виден переход в другую часть здания.
Там, в скромном зальчике, прячутся портреты родственников Гонзага (все бликует, снимать невозможно, но некоторые особенно хороши).
Выйдя из коридора, мы попадаем в анфиладу приемных залов с кессонированными потолками, довольно традиционных в архитектуре барокко, но именно в виде анфилады в эпоху Высокого Возрождения встречающихся редко.
В следующем зале, описания которого я нигде не нашел, собрались священники и ландскнехты.
Детали и вооружение изображены довольно подробно и со знанием дела.
На соседней стене - такого же размера нарисованный занавес (видимо, что-то имелось в виду, но мы об этом вряд ли узнаем).
Его окружают аллегорические фигуры (вероятно, континенты) и бюсты герцогов Гонзага в рыцарских доспехах.
Наконец, последний зал в этой анфиладе (вход в который запрещен) барочно украшен в венецианском стиле...
...и некогда содержал 8 полотен Тинторетто (сейчас осталось два - и плафон под вопросом), посвященных успехам Гонзага: "Франческо II Гонзага в битве при Таро"...
...и "Император Сигизмунд коронует Джанфранческо Гонзага I маркизом Мантуанским".
За занавеской, куда, вроде бы, без особого приглашения и не сунешься, начинается "Выставочная галерея" (Galleria della Mostra) с археологической коллекцией - фактически лапидарий. Учитывая бедность местного археологического музея. очень даже имеет смысл сходить.
"Зачем ты разбила мою гитару?"
Поразительно, насколько греки и римляне даже позднего периода точно воспроизводили окружающий мир.
Вот, к примеру, "12 подвигов Геракла" - редкий пример римской симультанности...
...и парная к нему "История Медеи".
Поразительное лицо главной героини, улетающей на драконе.
"Битва с амазонками" - обратите внимание на детали.
И над всем этим - росписи ученика Джулио Романо, Луки ди Фаэнца, на троянскую тему. Разве можно сравнивать?
Просто смех, во что превратилось искусство после XVI века!
продолжение следует