ВНИМАНИЕ! Полная версия отчета находится тут
http://izib.narod.ru/AvtoTurizm/20070612_Croatia.htm Вернуться к чаcти 2:
http://izib.livejournal.com/11456.html День 5. 16.07.2007, понедельник, «Отдых и прогулка по Пуле»
Отражать время смысла особого смысла нет, т.к. мы никуда не торопились.
По просьбе детей с утра пошли в бассейн. Это выглядит странно: приехать на море и купаться в хлорированном бассейне, но дети хотели покататься на водных горках. Чуть позже выяснилось, что утром с детьми занимается отдельный аниматор - учит плавать. Да так здорово, что сын за пару занятий научился проплывать 3-5 метров. Взрослые могли отрываться со «взрослыми» аниматорами: гимнастика, водная аэробика, водные эстафеты и т.п.
Позагорав пару часиков, мы поняли, что можем так и сгореть. Надо что-то придумать. И придумали - поехали в Пулу. В самую жару. Сразу отмечу, что купаться старались каждый день, но старались выбирать самые нежаркие часы - утром с 9 до 12 и/или вечером после 17. А в промежутке время коротали за разными достопримечательностями, т.е. в самую жару. Конечно, в поездках самой желанной достопримечательностью для всех был кондиционер в машине. Если есть возможность, с экскурсионной целью города Хорватии лучше осматривать в нежаркий сезон.
От комплекса до центра Пулы - всего 4 Км, можно и пешком пройти. Но в жару решили поехать на машине. В центре припарковаться почти негде. Не то, что парковок нет, а мест ни на платных, ни на бесплатных не было. Поехали просто по улицам и возле восточной стены амфитеатра Арена первого столетия, на Y-образном перекрестке нашли место. Прямо в точке соединения улиц V, рядом с другими, местными, машинами.
Старый город Пулы, как и во многих хорватских городках, расположен на холме. Т.е. обход основных достопримечательностей по спирали: снизу вверх и наоборот. И еще немаловажный момент: чем уже улочка, тем она прохладнее - тень. Про историю и достопримечательности Пулы рассказывать не буду - о них много написано в путеводителях или можно почитать по ссылке (
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2961).
Купив мороженое, пару часов мы побродили по старому городу, прошли мимо всех основных достопримечательностей: ворот Геркулеса, арки Сергия, храма Августа, ратуши, забрались на холм к цитадели, затем спустились к набережной и финишировали возле Арены. Внутрь вход платный, но лазить по камням на жаре не было никакого желания. Что твориться внутри и так видно через арочные проемы.
Вернулись в номер и остаток дня посвятили поеданию марулек (персиков) и отдыху в горизонтальном положении, включая вечерний пляж.
День 6. 17.07.2007, вторник, «Двиград-Хум-Мотовун-Пореч-Лимский фиорд»
(время местное; на два часа меньше отметок на треке).
10:14 отъезд из комплекса
11:02 Двиград (
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=288812:15 Хум (
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2891)
13:40 Мотовун (
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2894)
15:50 Пореч (
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2896)
17:42 Лимский фиорд (
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2889)
20:50 возвращение
Посещение этих городов планировали заранее. Хотели проехать за два раза: Двиград-Хум-Мотовун и Преч-Лимканал-Ровиннь, но судьба распорядилась иначе. Накануне на пляже мы записались на прогулку на кораблике вокруг парка Брионии, и пришлось ужимать план экскурсий.
В каждом городке есть несколько памятников и храмов античного и раннехристианского периодов. Базилика с колокольней типа «Panorama», дворцы.
Купание в этот день предполагалось в Лимском канале и вечером у отеля. Выехали не очень рано (отдых все-таки), но и не поздно. Поехали по кругу: сначала в Двиград по дороге, идущей на Пореч (позже выяснилось, что в карте TomTomа трасса Пула-Риека считалась недостроенной как раз возле Пулы, а ведь можно было ехать по ней через г.Канфанар.), затем в крохотный городок Хум, заскочили на видневшийся издали Мотовун, посетили Пореч, полюбовались видами Лимского фиорда сверху и приехали на пристань (N 45° 7.8990' E 13° 44.0214'), чтобы искупаться и покататься на кораблике. Во всех городах мы гуляли, но не очень долго, примерно часик, - жара. Часа хватает, чтоб осмотреть все основные достопримечательности, подняться на Panoramу. Иной раз не хватало экскурсовода, который бы рассказал об увиденном, путеводитель листать не всегда удобно.
Лимский канал очень хорошо просматривается с высокого берега. Есть несколько видовых площадок, на которых построены специальные пандусы для обзора, но только на одной из них кусты не мешают обзору. Сдаю место: N 45° 8.287' E 13° 43.139'.
Кораблики по каналу ходят часто. Прогулка длится 45 минут. Т.е. 1 раз в час точно, кораблик плавает. А если народу много, то и больше капитанов стремятся заработать. Мы отметили, что очередной кораблик отправляется в 16:00, что народу не много и места есть, и пошли окунуться.
Кроме нас на 17 местном корабле была еще пара иностранцев - всего 6 человек. Кораблик доплыл до уровня Пиратской пещеры, развернулся и поплыл обратно со средней скоростью 11Км/ч. В принципе, этого достаточно, чтобы получить впечатление о канале, полюбоваться видами и пофотографировать.
По возвращении на пристань пошли купаться на небольшой пляж недалеко от пристани (мелкие камни - возьмите тапочки для купания). Обычно корабли из Ровиня или Пореча привозят туда туристов и дают им после обеда в местном кафе отдохнуть на пляже пару часиков. Это называется «Лимский пикник». Мы приехали, когда большие корабли же уплыли обратно и пляж был малолюдным. Приятно освежились.
Обратно в Пулу поехали по трассе. Проезжая по мосту над Лимским фиордом очень захотелось сфотографировать видневшийся внизу Двиград. Встали на «аварийной» стоянке недалего от моста и я сбегал на мост. Именно бегом, т.к. висел четкий знак «Пешеходам вход запрещен», а весь мост просматривался видеокамерами. Очень не хотелось общаться с полицией. Обошлось.
В отель приехали без проблем пошли купаться на западный пляж, т.к. хотелось еще солнышка захватить.
День 7. 18.07.2007, среда, «Брийони-пикник»
В первый день пляжного отдыха нас сагитировали поехать на этот круиз. Сумма со взрослого - 20е, с детей взяли по 10.
В 9 утра на микроавтобусе нас отвезли на пристань Пулы (можно было на 5 евро дешевле купить этот круиз прямо на пристани), посадили на кораблик. Кораблик проплыл вдоль западного берега парка Brijuni, сделал остановку на 30 минут в городке Fažanna и оставил нас на 3 часа на пляже в каком-то автокмпинге. На кораблике нахаляву разливали вино и разные безалкогольные напитки. Перед пляжем был входящий в стоимость обед. А на самом пляже предоставили раскладные пластиковые лежаки. От берега было далековато, поэтому фотографировать узкую полоску суши между водой и небом было совершенно не интересно. На просьбу подплыть к даче Тито, капитан сказал, что у него нет разрешения там плавать, хотя «рекламщик» нам это обещал. В общем, парк с борта корабля впечатления не произвел.
Если есть желание посмотреть парк, то оптимальнее на своей машине приехать в Фажанну и там купить экскурсию. Это и дешевле и программа другая: прогулка на корабле + высадка на берег на острове и поездка на автопоезде по парку. Говорят, что дикие животные там позируют очень охотно.
Обед был хорош, но жидкость за доп. плату. Хорошо, что мы пиво-воду с собой взяли. Сам пляж довольно неплохой - вода чистая, прозрачная. Можно поплавать с маской. Но на дне крупные камни. Если отойти в сторону, туда где «кемперы» купаются, то там на дне мелкая галька - детям более удобно. На пляже обязательный душ. Тем туристам с нашего корабля, кто долго обедал, на пляже не достались лежаки: то ли лежаков мало, то ли кемперные туристы потихоньку заняли часть - хялява.
Резюмируя, скажу, что на подобную прогулку лучше ездить большой компанией. В одиночку нам показалось скучновато.
День 8. 19.07.2007, четверг, «Плитвица»
(
http://www.greenapple.ru/tour_ind.php?id=1011?&print)
(время местное)
07:57 отъезд из отеля
09:45 выехали из Риеки
09:53 Сень (
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2978)
11:25 Приезд в парк «Плитвичские озера» (
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2990)
18:15 Отъезд из парка
19:20 Риека (развилка на Пулу)
20:35 приезд в отель
Эта поездка входила в наш обязательный план. День был выбран очень удачный - после большого отдыха без машины накануне.
По Хорватии приятно ездить рано утром и поздно вечером. Можно даже кондиционер не включать. Посему выехали в 8 утра. GPS рассчитал маршрут по авобану на Karlovac и далее по местным дорогам. Либо альтернатива - через г.Ogulin. Мы же решили, что автобан нам уже надоел и лучше ехать чрез Сень и «дорогу Жозефина», тем более, что GPS прогнозировал, что будет всего на 15 минут дольше.
В Риеке не внимательно посмотрели на GPS, поторопились и в итоге умудрились свернуть не туда. Возвращение на путь истинный -10 минут. Дорога вдоль берега хорошая, но узкая. Грузовики заканчиваются вместе с промзоной Риеки, но все равно много тихоходов. В итоге в Сени мы были через два часа после старта.
Подъем в горы проходил по старинной дороге, построенной по приказу австрийского императора в конце XVIII века, такой же узкой и без обочин, как и все остальные.
Подъехав к западной границе парка по шоссе Оточац-Кореница увидели плакат, который информировал, что до озер 30Км. Странно GPS говорил, что 15 и указывал, что нам не прямо, на Кореницу, а влево в лес по какой-то странной дороге, на которой две машины с трудом разъедутся, и которой не было на бумажной карте, но зато она была на кате Генерального штаба 20-летней давности (
http://www.poehali.org). (карта, выданная на границе уж слишком генерализирована (не детальна). Если не использовать прибор, то лучше купить более подробную на заправке). Поскольку запрещающих знаков не было, свернули с трассы по этой дороге. Дорога петляла по очень красивому лесу, мимо небольших деревушек и чистейших ручьев и привела нас на восточную сторону парка к деревне Езерце (по карте ГШ; N 45° 50.800’ E 15° 39.392’). И ни одной машины навстречу. Получается, что мы срезали 15Км.
У парка «Плитвичцкие озера» два входа на выбор. Недалеко от каждого входа есть бесплатные автостоянки. Если Вы приедете утром, то рекомендую северный вход «Ulaz №1» (N 44° 54.302’ E 15° 36.677’). Дело в том, что большой водопад расположен на западном склоне реки и наиболее красив утром, когда его освещает солнце.
Национальный парк “Плитвичцкие озера” - это 16 озёр, соединённых 92 водопадами. Озёра расположены на разных уровнях и поэтому перетекают друг в друга, образуя разнообразные водопады. И всё это в окружении зелёного леса. По ходу маршрута возникает то зеркальная гладь озера, то быстрые ручьи, то и гремящие водопады. Часть маршрута проходит прямо над водой, по специальным деревянным мосткам.
Рядом со входом висит стенд с картой и описанием разных маршрутов длительностью от 2 до 8 часов. Наиболее скучную часть маршрута можно преодолеть на кораблике или автопоезде. Карта озер и дорожек напечатана на каждом билете. Это очень удобно. Ориентировщики могут купить более подробную карту, но смысла в ней особого нет.
Мы выбрали свой собственный: нечто среднее между самым большим «G2» и менее длинным «С», с отдельными подрезками на транспорте. Решили попробовать пройти по всем View point, но путь вдоль берега озера заменить на озерный круиз. Финиш наметили возле второго, южного, входа (N 44° 52.958’ E 15° 37.068’) и добраться до северного входа на автопоезде. Что и было реализовано - общий путь, пройденный за 6:50 составил 13Км. Из них пешком - 9Км.
За билеты взяли дороговато 110кун (550рублей) с каждого взрослого и 55кун с ребенка старше 7лет. На входе билеты не проверяют и, если не пользоваться ни корабликами, ни автопоездом, т.е. идти по самому длинному маршруту пешком, то никто билеты и не проверит. Но за такую красоту не жалко этих денег. Действительно видно, что за парком ухаживают, чистят и облагораживают. Идти лучше в удобной обуви. В трех местах, рядом с двумя пристанями (северной и восточной) и на южной остановке автопоезда есть кафе и магазинчики. Потому воду и еду лучше взять с собой в достаточном количестве. Туалеты на маршруте расположены возле тех же кафе. В парке запрещено сходить с троп, жечь костры, купаться и пр. Но собственными глазами видел, как в заливе, западнее пристани P1 народ купался.
Парк потрясающий! Берите побольше пленок и запасных карт памяти - мы отсняли около 300 кадров и можно было бы еще. Речная форель плещется прямо у мостков в чистой воде голубого оттенка. Ее можно даже руками потрогать.
Не смотря на 12 часов дня народу было не много. У большого водопада толпилось человек 10. На кораблик вообще никакой очереди не было. Когда в завершении направлялись уже к выходу, очередь на кораблик была очень большая - минут на 30. То тут то там слышалась русская речь. Любопытно было слышать, как что-то обсуждают на знакомом языке, думая, что их никто вокруг не понимает.
Настоятельно рекомендую посетить этот парк любителям пеших прогулок с рюкзаком. Он стоит затраченных денег и времени.
Обратно поехали по уже знакомой лесной дороге от д.Езерце, как оказалось (висел щит) она проходит по национальному парку.
Решили, что через Сень-Риеку не поедем, и в р-не г.Оточац выехали на автобан. До Риеки добрались без проблем, но на въезде расслабились и умудрились на развязке встать не в тот ряд. Результат - съехали с трассы вниз в Риеку. Из-за высоких домов и узких улиц спутники ловились плохо, и прибор несколько раз ошибся с планированием. Один раз стоим на светофоре, надеясь повернуть по его рекомендациям налево, и одновременно с зеленым сигналом, прибор говорит, что теперь Вам направо. Прямо на глазах перепланировал маршрут. Но в Хорватии не принято метаться на многорядной дороге в такой ситуации, пришлось поворачивать налево и искать другой путь. В итоге, с шутками и прибаутками выбрались обратно на трассу. И совершили еще одну ошибка - я увлекся обгоном на свободном участке и проскочил съезд на Пулу - уехал в сторону Словении. Очухался, когда прибор на очередной развязке настойчиво предложил развернуться
День 9. 20.07.2007, пятница, «Ровинь»
После длительного путешествия на Плитвицу решили отдохнуть. Поэтому напрашивался план совершенно аналогичный пятому дню: утром купаться, в обед съездить куда-нибудь, а вечером опять купаться.
Решили съездить сначала на Лимский канал - закопать геокешерский тайник (
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2889), а затем в Ровинь (
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2895), где еще не были.
Издали Ровинь очень похож на городок из мультфильма Хаяо Миядзаки «Служба доставки Кики (Ведьмина служба доставки)», очень любимый моими детьми. Спокойный тихий городок. Никакой суеты. Узкие тенистые улочки, спасающие от жары, великолепные дворцы, ну и, конечно, вездесущая колокольня достойны внимания.
День 10. 21.07.2007, суббота, «Лабин-Учка-Опатия»
(время местное)
9:10 отъезд из отеля
10:00 Лабин (
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2928)
11:56 Учка (
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2890)
14:00 Опатия
17:00 Возвращение в отель
В этот, последний, день нашего пребывания в Истрии надо было закрыть последнее белое пятно - "Национальный парк «Учка»" на одноименной горе (
http://www.pp-ucka.hr/obiljezja-parkova.html).
По дороге подвернулся город Лабин, в котором мы с удовольствием прогулялись часик.
Из предыдущих отчетов мы знали, что на Учку есть дорога, но никто подробно не написал, как на нее попасть (в отчете туристы писали о подъеме на гору пешком из Опатии).
Поэтому пришлось ориентироваться: сначала решили задачу «не заехать в туннель Учка», а после этого забрались в гору по серпантину, по старой дороге. Выехать на старую дорогу можно на развязке перед западным въездом в платный туннель. Можно попасть и со стороны Риеки и Опатии, но без навигации гораздо сложнее. Машин очень мало - встретилась одна попутная и ни одной встречной. Повороты очень противные - две машины расходятся с большой осторожностью. На перевале есть мотель и кафе. Рядом с ним поворот направо - на гору. Висит запрещающий знак с комментарием на Хорватском языке под ним. Любители пеше-велосипедных прогулок могут оставить машину у этого мотеля и прогуляться вверх, что многие и делали. Поскольку под знак проезжали другие машины, мы решили, что знак на нас не распространяется, и через несколько километров мы были наверху. Там находится телекоммуникационная станция с кучей разных антенн, есть стоянка для машин. В сотне метров, на самой верхушке 1696м над уровнем моря, построена каменная смотровая площадка (вход бесплатный). На парапете в виде панорамы выгравированы стороны света, контуры объектов, которые видны внизу и их названия. Виды потрясающие. Интересно, как там осенью, когда дымка не скрывает горизонт. На верху не жарко, а о осенне-зимнее время может быть даже холодновато - не помешают теплые вещи.
Недалеко от вершины есть площадка для отдыха. Любители пеших прогулок могут прогуляться по ней. Схема тут:
http://www.geocaching.su/photos/albums/32623.jpg.
Мы пешком не пошли - времени не было. Но использовали столик на площадке для отдыха и обеда.
На спуске с горы были встречены несколько пеших туристов и одна встречная машина. Будьте осторожны - дорога узковата и совсем нет ограждений.
Спуск завершили в городке Опатия, в знаменитой Опатийской Ривьере. Это самое дорогое и густонаселенное место в Хорватии. Знатные и Богатые люди в 19-20 веках оценили климат этих мест и начали активно строить себе дворцы и многоэтажные гостиницы. Вдоль берега была проложена пешеходная дорожка длинной 12Км. Поскольку целью было окунуться в море, мы поехали искать пляж. В путеводителе было написано, что пляжей после Ловрана, на Либурийской ривьере много (Slatina, Lido и Medveja), мест с парковкой нет, но все совсем по другому: пологие галечные пляжи только в бухтах, там где ручейки стекают с гор. С парковкой очень плохо. Народу, как в Сочи в июле-августе. Мы с трудом нашли пятачок на пляже Медвея, чтобы расстелить лежанки. Отдыхать там не советую, но побывать ради интереса и освежиться в море можно.
Из Опатии спокойно поехали в Пулу. Оптимальная дорога проходила вдоль берега и опять через Лабин.
Вечером, поужинав в итальянском ресторанчике, поехали сфотографировать сумеречную Пулу. Не получилось - подсветка в Пуле не работала. То ли ее вообще нет, то ли из-за проходящего в Арене кинофестиваля, ее специально выключили.
Отдых в Истрии был омрачен только одним - с бельевой сушилки, стоявшей на улице, кто-то ночью утащил линялые пляжные шорты и кепку от солнца дочери. Мы думали, что чайки утащили и где-то бросили, но уборщица поведала, что это тут не редкость: у аниматоров накануне то же с сушилки трое шорт утащили. Странные какие-то воры…
День 11. 22.07.2007, воскресенье, «Крка-Шиеник-Трогир»
(время местное)
06:25 отъезд из отеля
07:50 Риека
09:05 Сень (
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D1%8C)
11:20 Нац.парк Пакленица (
http://www.vizavi.hr/index.sema?a=articles&pid=1&id=31 ,
http://www.croatya.ru/otd/diving/21/)
12:26 Скрадин (парк Крка) (
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2994)
16:50 Шибеник (
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2993)
18:30 Трогир (
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2992)
В этот встали пораньше, ведь путь предстоял далекий - первая часть переезда в Дубровник, где забронировали жилье еще на три ночи.
До Сени добрались на полчаса быстрее, т.к. и машин было меньше, и путь нам уже был знаком. Подъехали к крепости Нехай (Nehaj) (1558 г.) - символу города. Крепость ни разу не была взята, не смотря на многочисленные атаки турок, т.к. по легенде обороняли ее ускоки. Ускоки - особое сословие, больше всего похожее на русских казаков. В течение столетий они мстили туркам, грабили их торговые суда и караваны. Прошли годы, Хорватия освободилась от турецкого владычества, а ускоки так и продолжали набеги.
Дальнейший путь до Пакленицы проходит по извилистой дороге. Моих детей обоих укачало - помогли вовремя припасенные пакеты. Согласно путеводителю, чтобы попасть в парк надо проехать до поселка Стариград (Starigrad) и пройти пару километров на север пешком до деревни Марасовичи (Marasovici).
В Стариграде мы увидели указатель на Пакленицу, но потом выяснилось, что свернули раньше. Это был указатель на начало пешеходной тропы (точка поворота c трассы N 44° 18,254’ E 15° 26,150’). По грунтовой дороге мимо свалки мы поднимались в горы, понятно, на машине. Заехали довольно далеко, но дорога все не кончалась. Решили, что красотами парка (скалами и редкой растительностью) мы полюбовались достаточно и пора разворачиваться.
Уже вернувшись вниз в поселок, мы поняли, что не доехали до настоящего поворота к въезду в парк несколько сот метров. (N 44° 17,144 E 15° 27,116). Рядом с тем входом в парк есть платная стоянка и на машинах не пускают.
Недалеко от парка, в конце залива, выехали на автобан в сторону Сплита. По нему замечательно доехали до указателя на Скрадин и парк Крка (N 43° 50.135’ E 15° 53.142’).
Процитирую путеводитель: «Национальный парк "Крка" это великолепные виды, открывающиеся с панорамных площадок, пение птиц, аромат цветов и шум воды создадут неповторимую атмосферу и оставят незабываемые впечатления. После прогулки можно купаться в озере, любоваться видами водопада с террасы ресторана или побывать в археологическом музее, который расположен в старой водяной мельнице.».
Попасть в парк можно несколькими способами (карта
http://www.npkrka.hr/html_en/karta/karta_en.htm ):
1) «ULAZ LOZOVAC»: Доехать до автостоянки возле Лозоваца (N 43° 47.714’ E 15° 58.064’) и на бесплатном автобусе спуститься вниз ко второму входу (N 43° 48.107’ E 15° 57.902’).
2) «ULAZ SKRADIN»: Доехать до Скрадина, поставить машину, и на бесплатном кораблике (пристань N 43° 48.999’ E 15° 55.367’) по каньону доплыть, собственно, до входа в парк (N 43° 48.469’ E 15° 57.748’). Вдоль северо-западного берега идет грунтовая дорога, и теоретически можно проехать на машине прямо ко входу, но зачем лишать себя удовольствия полюбоваться каньоном?
3) «ULAZ ROSKI SLAP»: Доехать до третьего входа (N 43° 54.064’ E 15° 59.002’), осмотреть большой водопад Roski slap (25,5м.) и далее на кораблике мимо церкви на острове Visovac приплыть к каскаду водопадов: Miljacka (23,8м.) и Skradinski Buk (7 ступеней 45,7м.).
Мы выбрали путь на кораблике от Скрадина. По незнанию поставили машину на платную стоянку (5кун в час) в километре от пристани, хотя ближе к пристани, в самом Скрадине, было полно мест для бесплатной парковки. Кораблик в несезон плавает каждый час (в 0 минут каждого часа туда и в 0:30 обратно), в сезон курсируют уже несколько кораблей гораздо чаще, по мере наполнения. До парка кораблик плывет примерно 25 минут.
За входной билет в парк взяли 80 кун (400 рублей) со взрослого и 40 кун с ребенка.
Парк, по сравнению с Плитвицами, небольшой, но, ИМХО, более живописный. Каскад водопадов (N 43° 48.301’ E 15° 57.823’) можно неспешно обойти примерно за час. Т.е. с купанием и сувенирными лавками стоит рассчитывать минимум на два часа. Купаться официально запрещено, но в воде специально натянут канат, чтобы близко к водопадам не подплывали, и никто народ не гоняет. Мы, как и сотни других туристов, не избежали соблазна окунуться в прохладную водичку.
Обратный путь - опять на кораблике до Скрадина. Заплатили за 4 часа стоянки и поехали в сторону Шибеника по местным дорогам.
Шибеник - считается одним из самых колоритных городов Средней Далмации. Все компактно: извилистые узкие улочки и переулки Старого города, древние каменные лестницы, нарядные фасады домов и над этим возвышаются мощные стены крепости Святой Анны. Вокруг атмосфера музея под открытым небом. На соседнем холме расположена цитадель то ли венецианская, то ли генуэзская, мы уже путаться начали. Если проезд к Крепости "св.Ане" (в других источниках ее называют "св.Михаила"), очевиден, удалось даже бесплатно припарковаться прямо у ворот, то дорогу к цитадели найти не просто - улочки узкие, часто односторонние, и пару раз мы попадали в тупик или улица переходила в лестницу. Выезжать приходилось задним ходом.
День уже клонился к вечеру, когда мы выбрались из Шибеника и двинулись к Трогиру.
В Трогир приехали перед закатом. Купили воды в супермаркете и рядом с центром за 60 евро сняли две комнаты типа «Sobe» на втором этаже. Поскольку кроме нас в доме жили только хозяева, то нам был предоставлен отдельный, гостевой, санузел. А вот кухни и холодильника не было. За такой набор цена завышена: можно было найти и за 30 евро, но искать было уже лень. Хорошо, что у нас был с собой электрочайник - кипятку в термос запасти, попить чайку и пр. Зато от комнат до острова, где расположен центр города, пешком можно было дойти за 2 минуты. Что и было сделано - пошли любоваться вечерним Трогиром, закатом и ужинать в какой-нибудь ресторанчик.
Позволю себе процитировать путеводитель: «Трогир, основанный в III веке до н.э., - это еще одно место в Хорватии, которое по праву можно назвать городом-музеем. Он расположен на острове, связанном с материком несколькими мостами. Старый город похож на корабль, готовящийся к отплытию вот уже несколько столетий, мачты и паруса которого заменили многочисленные башни и колокольни». Все действительно так. До темноты успели немного: залезть в крепость Камерленго и прогуляться по набережной, где начали пришвартовываться шикарные яхты, подсвеченные ночными огнями. Похоже хозяева этих яхт таким образом путешествуют: вечером куда-нибудь пристают поужинать, а потом отправляются дальше. Утром этих яхт уже не было.
В 21:00 место в итальянском ресторанчике мы нашли довольно быстро, но вот когда через полтора часа уходили, свободных мест нигде не было. Такая, видимо, популярность Трогира.
День 12. 23.07.2007, понедельник, «Сплит-Макарска-Дубровник»
(время местное)
09:25 отъезд из Трогира
11:00 Сплит (
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2991)
14:30 Омиш
12:05 пляж в Макарске
17:30 приезд в Дубровник (
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2996)
Утром мы пошли в Старый город - посмотреть то, что накануне не успели, и снять денег в банкомате. В дневном свете Трогир уже не так впечатляет, как вечером. Не хватает какого-то очарования.
На автобан выезжать не стали, а поехали по местным дорогам, т.к. прибор говорил, что так быстрее. Заодно посмотрели на жизнь Средней Далмации. На первой же крупной заправке сети «INA» позавтракали и заправили машину топливом и омыватель стекол водой.
По случаю понедельника на въезде в Сплит движение было довольно плотным, но все ехали. Пробок не было. В самом городе ориентировались исключительно по GPS, т.к. иначе найти дорогу в скоплении машин не просто. Машину оставили на палатной стоянке на набережной и пошли гулять.
В Сплите все основные достопримечательности сосредоточенны в квадрате Старого Города 500х500 метров, а большинство из них - в античном сооружении, Дворце Диоклетиана, который имеет квадратную форму 200х200 метров и является наиболее значительным из архитектурных сооружений античности на восточном берегу Адриатического моря. Старые улочки хорватских городов очаровательны, но в большом количестве несколько приедаются. Без экскурсовода бродить по ним становиться не интересно, поэтому уже чрез час мы выехали с парковки в сторону Дубровника.
Дорога, идущая вдоль побережья, была забита машинами. Я заметил, что стиль вождения стал отличаться от Истрии. Там все как-то ехали спокойно, однообразно, но не тупили и не сдерживали поток. А тут постоянно приходилось обгонять «тихоходов», едущих на скорости 50-60Км/ч при разрешенных 90. Они собирали за собой караваны, поскольку мест для обгона на горной дороге не много. Однако и явных «джигитов», как на Российском Кавказе (трасса Туапсе-Сочи) не было. Кому надоедало медленно ехать, решался на обгон, остальные спокойно отдыхали в хвосте.
В таком ритме мы доехали до пиратского города Омиш, известочного тем, что в средние века там была база пиратов. Доехали и уперлись в хвост огромной пробке, первой за время нашего пребывания в Хорватии. Проводя параллель с Кавказом, можно сравнить ее с пробкой в Джубге, Лазаревском или в Сочи, причины те же: светофоры и отдыхающие переходящие дорогу.
При этом, отдыхающие переходили дорогу не только по переходам у светофоров, где им обязаны были уступить, но и где попало. Наверное из России приехали. Пробка начала рассасываться, когда полиция на двух патрульных машинах почти у каждого дерева высадила постового, и они начали РЕГУЛИРОВАТЬ ДВИЖЕНИЕ ПЕШЕХОДОВ, отгоняя их от проезжей части. Мы были удивлены. Вот как надо работать!
Намучавшись в пробке, решили заехать в Макрску. Посмотреть, что из себя представляет пресловутая «Манарская Ривьера» и знаменитые пляжи. Не доезжая 1Км до центра города, свернули по указателю к пляжу в красивом сосновом лесу. Заплатили за час стоянки и пошли на пляж. Народу не очень много, раза в два просторнее, чем в Опатии. Пляж галечный, пологий. Есть бетонный пирс и душ. Ривьера представляет собой живописный сосновый лес на фоне величественных скал на заднем плане. В тени сосен многие стоят лагерем - живут в кемпах или палатках.
Отдыхать там можно, но автотуристам будет скучновато - далеко всякие достопримечательности и дорога, по сути, одна - по побережью. Машины едут неспешно, и это надо учитывать.
Искупавшись часик и перекусив фруктами, поехали дальше. Проехали по арбузному краю возле г.Меткович (под мостом в тени стоял полицейский патруль с радаром). Чтобы арбузы были прохладными, почти каждый продавец организовал «арбузный душ» - на кучи арбузов постоянно лилась вода из шланга.
После небольшого серпантина пересекли без остановки обе границы Боснии и Герцегоины и городок Неум между ними. Бензин уже заправлять там не выгодно. Цена примерно такая же, но качество, по информации, далеко от идеального. Наоборот, на хорватских заправках возле границы было много машин с «BIH» на номере.
Не перестаю удивляться Хорватами. Вроде страна маленькая, нефти нет, еще недавно была социалистической, но как все продумано: площадки для отдыха на трассе вдоль моря редки, но перед величественным мостом перед Дубровником построили большую смотровую площадку. Предугадали, что многие захотят там остановиться и полюбоваться открывающимися видами на город и мост. А посмотреть есть на что, особенно, когда пейзаж красит океанский круизный лайнер, кои почти каждое ранее утро заходят в город и в районе обеда уходят в плавание.
Там же, на площадке, толпятся маклеры и предлагают жилье на любой вкус.
Конечная точка нашего маршрута - комнаты у Натальи Маручич (
http://www.house-marusic.narod.ru/). По космоснимку с помощью сайта
http://earth.google.com определили точные координаты (N 42° 39.481’ E 18° 4.379’) и поехали. Согласно словесному описанию надо было после моста свернуть с трассы, но прибор это не просек и повел нас дальше. Съехали через пару километров почти в центр Дубровника. Далее уже спокойно приехали к указанной гостевой автостоянке (N 42° 39.464’ E 18° 4.399’). Я специально пишу так подробно, т.к. многие пользуются навигационными системами. А любая навигационная система позволяет ввести точные координаты, которые облегчат поиск.
Это место могу порекомендовать для отдыха. Цены писать не буду, они есть на сайте. У этой русско-хорвасткой семьи есть несколько апартаментов и две комнаты. В отличие от «Sobe», как мы поняли, комнаты («Rooms») предполагают, что гости могут пользоваться общей кухней и общим холодильником. Апартаменты («Apartments») предполагают, что кухня, холодильник и санузел будут доступны только гостям, проживающим в этих апартаментах.
Дом расположен на холме, что с одной стороны напрягает - подниматься с пляжа надо в гору, а с другой стороны этот минус легко превращается в плюс: элемент фитнеса и холодное пиво на финише (пиво положить в холодильник заранее). Хозяева очень гостеприимные - холодные напитки предложили сразу же, как мы приехали. Сразу подарили отличную карту, рассказали, что есть что и где, и как оптимально отдохнуть в Дубровнике за три дня. Еще раз огромное им спасибо.
С крыши их хома открывается изумительная панорама ночного города:
http://www.geocaching.su/photos/albums/34189.jpg и
http://www.geocaching.su/photos/albums/34188.jpg .
Территориальное расположение дома почти на самой верхней точке полуострова Babin Kuk позволяет пользоваться тремя пологими пляжами, а так же скальными участками. До ближайшего пляжа в бухте 10 минут по лестнице. Но двух остальных - 20 минут по дороге пешком (или 3 минуты - на машине).
Первый - пляж отеля «President» на западной оконечности мыса Babin Kuk. Для прохода пляж надо войти в вестибюль отеля и спуститься на лифте к пляжу. Никто не останавливает, пропуска не спрашивает, и не запрещает проход, даже если метрдотель видел, как вы припарковались и вытащили из машины надувные плавсредства и всякие ласты. Пляж не большой и под водой довольно крупные камни - детям купаться не удобно. Зато лафа для тех, кто умеет плавать. Есть возможность понырять с пирса.
Второй - довольно известный в узких кругах пляж Copacabana на северной стороне Babin Kuk возле палаточного кемпинга Solotudo. На дне мелкая галька, можно купаться без тапочек. Есть разные водные развлечения. Рядом есть кемпинг (кемпы и палатки), но толчеи на пляже нет. Стоянка бесплатная.
Он нам понравился больше всего. Туда мы и поехали в тот же вечер после приезда и просидели там до заката.
Вечером пошли гулять на другую, южную, сторону полуострова. Там есть пешеходная улица Setaliste Kralja Zvonimira с разными кафешками и сувенирными ларьками. Одним концом улица упирается в супермаркет, а другим в бухту, где тот самый ближайший пляж. В ночи я с удовольствием искупался. Далее вдоль берега идет пешеходная дорожка, с которой организованы сходы для купания со скал. Обратная дорога по лестницам с непривычки была тяжеловата. В последующие разы было уже гораздо легче.
Чаcть 4:
http://izib.livejournal.com/11072.html