- Как вы можете догадаться, в детстве моим любимым занятием, помимо просмотра диафильмов, было чтение. Несмотря на то, что в возрасте 4-5 лет я неоднократно посягала на Цереновские "Библейские холмы", Флоберовскую "Госпожу Бовари" и огромную, в рассохшейся обложке, "Анну Каренину", попытки эти заканчивались провалом в духе рассуждений Кэрролловской Алисы о том, как же взрослые читают такие скучные книжки, где нет ни картинок, ни разговоров. Но я не унывала - ведь у меня была целая гора детских книг, таких, тоненьких, Детгизовских, причем некоторые были значительно старше меня. Сегодня Озон.ру подсунул мне в разделе букинистики одну из них, и я, естественно, заностальгировала. Так что сейчас, в 2 часа ночи, я не вижу для себя занятия более приятного, чем вспомнить про несколько своих любимых книжек и написать о них тут.
- Самой любимой моей книжкой была замечательная японская сказка "Иссумбоси". Для тех, кто не знает, поясняю, что Иссумбоси - это японский аналог Мальчика-с-пальчик (того самого, что спёр сапоги у великана! привет, lao-gez!)). Книжка была в тонкой, покрытой какой-то плёночкой, обложке, так что от моего постоянного чтения плёнка почти по всей поверхности обложки морщила. В сказке были потрясающие иллюстрации, и сам сюжет был, как мне казалось, куда более захватывающим, чем похождения Мальчика-с-пальчик. К слову, это была, кажется, первая книжка, с которой я влюбилась в Дальний Восток. Мне было года 3-4, и я восторгалась изяществу нарисованных героев, которые были обуты в гэта и ели при помощи хаси. Это были первые японские названия, которые я повстречала на своем жизненном пути. Книжки этой у меня больше нет, и я до сих пор ужасно расстраиваюсь по этому поводу. Самое смешное заключается в том, что я самостоятельно от нее избавилась: в возрасте 7 лет, когда надо было освобождать место для школьных книг и тетрадок, я отнесла львиную долю своих детских книжек в библиотеку, и "Иссумбоси" был в их числе. Я руководствовалась очень благородным порывом: мне на полном серьезе хотелось поделиться этой великолепной книжкой с другими детьми. Не знаю, насколько "другие дети" это оценили, но я, осознав потерю, долго мучилась. Вот такая у нее была обложка, на которой, если присмотреться, можно разглядеть главного героя на руке девочки:
- Вторая книжка - уже упоминавшийся как-то раз где-то в комментариях к моим записям "Шурале". Мне нравился сюжет, в ходе которого простой дровосек изощренно обманывает лесного духа; мне нравились легкие и красочные стихи; но больше всего мне нравились потрясающие мрачные и жуткие, но волшебные иллюстрации. Ничего подобного я больше не видела ни в одной книге, и было в них что-то от Билибина, а что-то - от японской гравюры. Картинка, на которой была изображена развязка истории, меня всегда завораживала: можно было бесконечно долго рассматривать ее, выискивая за каждым деревом еще одного лешего. Я даже нашла ссылку, по которой выложены сканы:
http://vnu4ka.livejournal.com/224688.html , но сканы, как вы понимаете, совсем не то, что старая, шершавая книжка в твоих детских руках.
- Еще одной любимой и каким-то образом потерянной книжкой была "Лиса-плясунья", чувашская сказка. Насколько я помню, там было несколько сказок, а сама книга была в тонкой обложке, но довольно толстая. Мне нравилось держать ее в руках. Все, что я помню об этой сказке, - что в конце концов лиса оказалась в национальном костюме, увешана монистами и плясунья. Это было как-то очень здорово изображено на картинке. О чем были остальные сказки и сколько их было, - я не помню.
- Я никогда не питала особой любви к классике русской пейзажной лирики. Меня не восхищали пушкинские, некрасовские, майковские и другие описания осени. Зато было одно стихотворение, которое я считала очень красивым тогда и которое трепетно люблю по сей день. Оно какое-то "настоящее", что ли, и слова, кажется, лучше не подберешь. Книжка с ним была картонная, а рисунки будто бы детские, и от нее веяло осенью. В какое бы время года я ее ни брала - она была сама осень, и когда я весной вдруг хотела увидеть листопад или пройти по желтому лесу, я всегда ее открывала. Стихотворение И.Мазнина (что он написал еще?..) "Посмотри, как день прекрасен" было таким:
Посмотри, как день прекрасен,
И как ясен небосклон,
Как горит под солнцем ясень,
Без огня пылает клен.
И кружится над поляной,
Как жар-птица, лист багряный.
И багряны, как рубины,
Рдеют ягоды рябины
В ожидании гостей -
Красногрудых снегирей...
А на взгорке в рыжих листьях,
Словно в пышных шубах лисьих,
Величавые дубы
С грустью смотрят на грибы.
Старые и малые,
Сыроежки алые
И пурпурный мухомор
Посреди кротовых нор.
День меж тем к концу подходит,
В красный терем спать уходит
Солнце красное с небес.
Гаснут листья. Меркнет лес.
- Еще я обожала сборник переводов английских стихов и песенок, выполненных Маршаком. Книжка была толстенькая, так что в конце концов тонкая обложка не выдержала и отвалилась, за ней последовало несколько первых страниц. Клеили ее всей семьей. В ней чего только не было: и "Дом, который построил Джек", и "Два маленьких котенка поссорились в углу", и "Из чего только сделаны девочки", и "Шалтай-Балтай". Но мои любимые стихотворения, которые сопровождалось очень классными картинками, были эти:
Король Пипин был очень мал,
Он выстроил дворец.
Из торта стены заказал,
А крыша - леденец.
Из пастилы сложили печь,
И вот дворец готов.
А от мышей его стеречь
Приставили котов.
***
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.
- Ну, осталось только рассказать про две любимые и совершенно мозговыносящие книжки. Первая из них - сборник стихотворений Генриха Сапгира "Чуридило" с нереально яркими рисунками, всякими играми вроде зеркального письма, фантастическими персонажами и абсурдными текстами. Для меня она была путешествием в какую-то чудесную страну, где все живет по совершенно другим, нелогичным и смешным, но добрым законам. от картинок первое время рябило в глазах, но потом появлялось ощущение, что картинки как будто родственны самим стихотворениям, и ничего лучше нарисовать было просто нельзя. Вот тут я обнаружила сканы, кому интересно, - можете ознакомиться:
http://kidpix.livejournal.com/379511.html
- Последний пункт моего ностальгического поста - книжка "Нарисованное яблоко". Это был сборничек детских стихов прекрасного концептуального поэта В.Друка. И было в этих стихотворениях все то, что я люблю: и в меру абсурда, и алогизмы, и постоянная смена точки зрения. До сих пор с удовольствием их вспоминаю. Вот, к примеру, парочка образцов:
Летела швабра.
Мама! - сказал Коля. - Разве швабры летают?
Нет, конечно, - сказала мама.
И швабра упала.
Или вот:
Висело яблоко.
Он сказал: вот яблоко.
Нарисуй его.
Я нарисовал яблоко.
Он сказал: съешь его.
Я съел яблоко.
Он закричал: кто съел яблоко?
Зачем ты съел яблоко?
Будто и правда кто-то съел
Это нарисованное яблоко.
- Ну, а у вас были любимые детские книжки?