По-английски

Oct 22, 2018 13:37

У меня давно есть некоторое недоумение по поводу одного расхожего совета в писательской среде ( Read more... )

переводы, вопрос авторам

Leave a comment

al_magerit October 26 2018, 09:24:29 UTC
Вот зашла тут опять...

Вы вроде целеустремленный, амбициозный и даже, кажется, в каких-то областях очень неглупый человек. Не могу понять, как Вы не понимаете одного.

Вы почему-то решили прямо преследовать tbv, преследовать недостойно (в первую очередь по отношению к себе), грязно и мерзко (безотносительно к тому, хороший или плохой сам tbv - есть вещи, говорить и делать которые не стоит ни при каких обстоятельствах), и это видят тут абсолютно все. Да, большинство из нас - это люди, не имеющие большого веса для Вашей карьеры, и то, что они увидят, что Вы ведете себя гнусно, для Вас значения иметь не будет. Но нас много (более трех тысяч участников сообщества), и тут срабатывает закон больших чисел.

Скажем, как писатель я никто, а вот как переводчик и литературовед - уже вполне профессионал. И когда я была в сентябре на круглом столе в Эдинбурге на Сrime Writing Festival, меня там спрашивали - а вот кто в России пишет интересные детективы, кого можно переводить, с кем можно сотрудничать. Не, не буду врать, что я прям крутой авторитет и они побежали контрактовать тех, кого я упомянула, но вероятность того, что мне такой вопрос зададут и что как-то прислушаются, все же ненулевая. И на конгрессах я бываю три-четыре раза в год - в Нью-Йорке, Великобритании, через неделю вот в Стокгольм еду...

И таких как я (не слишком известных и успешных как писатели, но в каких-то околописательских кругах все-таки присутствующих) в этом сообществе большинство. Каждый из них кого-то когда-то рекомендует, обсуждает и т.д. Какая вероятность того, что они порекомендуют Alla Melenteva, даже если она пишет гениально? Увы, стремится к нулю - никто не захочет рекомендовать человека, который может повести себя отвратительно. Какова вероятность, что в каком-то издательстве, в которое Вы пошлете свою книгу, сидит человек, видевший Ваше гадкое поведение, и без всяких рекомендаций отправит рукопись в корзину с пометкой "с ней лучше не связываться, она неадекватная и злобная"? увы, хоть и маленькая, но тоже ненулевая.

Интересно, что писатели этого вообще часто не понимают, не только Вы. Свары в писательских сообществах - самые гнусные, хуже только сообщества худеющих :). Но блин, включите мозги - не ради "хорошего поведения", а ради себя, любимой. Можно быть сколько угодно гениальным, но в карьере и деньгах все строится на связях и хороших отношениях. Зачем себе закрывать двери?

PS: Вполне предвижу вариант, что, прочитав все это, Вы включите хейтера и на меня... Очень надеюсь, что нет, т.к. я все же, несмотря на достаточно потертый возраст, верю в лучшее в людях. Но если очень хочется - Ваше дело. Даже любопытно.

Reply

writing_person2 October 26 2018, 09:51:31 UTC
Вот опять же: весь вопрос упирается в то, чтобы определиться окончательно. Вы рассуждаете с позиции человека, не совсем определившегося в своих предпочтениях. Вам важнее, что о вас подумают, какая у вас "деловая репутация", чем то, как вы пишите и ради чего вы пишите. Вы об этом беспокоитесь, все время себя проверяете, а не ляпнули ли вы ни дай бох что-нибудь неполиткорректное. Меня эти проблемы уже давно не волнуют. Я уже этот этап прошла. Ну, подумаешь, не напечатают сейчас - напечатают через сто лет. Вон, Кьеркегор стал известным только через сто лет. Какая кому разница будет через сто лет, допустим, что у меня был склочный характер, если я пишу-то отлично?
А про "вы почему-то решили прямо преследовать" - это вы зря. Вы же не знаете, какие у этой свары подводные течения, правда. Возможно, существует точка зрения, с которой я как раз очень достойно выгляжу )

Reply

al_magerit October 26 2018, 10:02:37 UTC
Не имеет значения, какие подводные течения у вашей свары. Это из категории "а что ты возмущаешься, что я на Васю матом ругаюсь, вот Вася тоже на меня ругался!". Детский сад, ей-бо. Ведете себя отвратительно все равно Вы, выглядите отвратительно тоже Вы, и как бы не вел себя Ваш оппонент - это не оправдывает, если Вы опустились до его уровня или ниже.

Я как раз прекрасно определилась со своими приоритетами и вполне живу в соответствии с ними. Мне важно, чтобы мои литературные дела в первую очередь давали мне возможность жить достойно и интересно экономически и общаться с интересными мне людьми, и я этого достигла - даже при том, что великой писательницей не являюсь (о размере своего дара я имею вполне трезвое представление). Беда в том, что Вам это тоже важно, иначе Вы бы с удовольствием писали бы в стол и не помышляли бы о Швейцариях и Лондонах. Но Вам и в Швейцарию хочется, и Кьеркегором непризнанным побыть. Да, через сто лет никому никакой разницы не будет, склочный ли характер у Вас или нет. Беда в том что и Вам никакой разницы не будет уже...

Reply

writing_person2 October 26 2018, 10:21:34 UTC
Ай, бросьте, всё это такая ерунда ))
У всех творческих личностей несладкий характер. Это аксиома. Большинство великих творцов выглядели в быту отвратительно. Аристократ Сумароков травил, используя связи, через журнал разночинца Тредиаковского. Разве кого-то это волнует сейчас? Вон, сумароковское трехсотлетие недавно праздновали, я сама писала статью о нем.
Помышлять о швейцариях и ландонах вроде пока не запрещено никому, даже скандалистам. И совершенно нет гарантий, что в швейцарии и ландоны приглашают на основании исключительной благонравности. И также нет гарантий, что любой, кого приглашают в швейцарии и ландоны на условиях дрессированной зверушки, согласится принять такое приглашение.
Вы совершенно правы, что через сто лет мне будет без разницы, что обо мне думает публика. Ну так ведь мне и сейчас уже без разницы - так какая вообще тогда разница?)

Reply

al_magerit October 26 2018, 10:38:40 UTC
Не, гарантии никто не дает ни при каких обстоятельствах. Вопрос в повышении и уменьшении шансов. И, немножко зная изнутри европейский издательский рынок, могу сказать, что репутация и рекомендации имеют тут огромное значение, гораздо большее, чем даже в России. Издательский бизнес - именно бизнес, и ему важна в первую очередь надежность субконтрактуемого. У Сумарокова было одно преимущество - он не жил на свое литературное творчество, и ему даже в случае провала как пиита не пришлось бы работать на нелюбимой работе или сидеть на шее у близких, поэтому можно было посклочничать.

Я Вам еще один пример могу привести - поэтическая склока между Гонгорой и Кеведо, которая дала миру целую серию потрясающих, талантливейших эпиграмм (вот кстати, давно мечтаю на русский перевести). Но там люди хотя бы использовали свою ссору как повод для создания литературных шедевров с обеих сторон, как источник вдохновения. А Вы написали столько букаф, что хватило бы даже не на рассказ, а на роман, и потратили кучу времени на регистрацию аккаунтов с нулевой (и даже отрицательной) пользой и для своего дара, и для своего продвижения. Неужели не жалко?

Reply

writing_person2 October 26 2018, 11:00:58 UTC
Вы мне напомнили одного московского автора (по совместительству издателя при одном из прохоровских, кажется, фондов). Помнится, лет пять назад я поинтересовалась, что он за личность, и заглянула в его записи в жж. Он где-то на форуме давал другому автору примерно такие же благоразумные советы, как вы сейчас даете. Не помню, в чем конкретно там было дело, но, в общем, он писал другу в том духе, что не надо вести себя скандально в московской литературной тусовке, а то ведь все всё замечают, и никто потом никогда не захочет иметь с ним дело. Я допускаю, что это всё верно, но понимаете, за эти несколько лет с момента того разговора и сам этот благоразумный автор так ничем не выделился для публики. Ну, может, где-то в узких кругах московской тусовки кто-то его знает, дает ему какие-то преференции, гранты. Но для широкой публики он - ноль. Я даже не помню, как его звали.
Сумароков, да, имел преимущества. Неизвестно, как бы он себя вел, если бы их не было. Но тут опять же: вопрос выбора. Если бы ему было важнее его творчество, он бы точно так же себя вел и под угрозой работать на нелюбимой работе. Я, например, так всегда себя вела, а у меня, поверьте, нелюбимых работ было выше крыши.
Про трату кучи времени - это, без преувеличений, самый горький упрек из всех, которые вы мне предъявили. Но и в этой ситуации тоже встречается что-то полезное. Например, на этих склоках можно нарыть материала на шикарную статью по теме отечественного блогерства. Разве плохо? "шампунь и кондиционер в одном флаконе", как говорит alextr98

Reply

al_magerit October 26 2018, 11:21:56 UTC
А Ваша аргументация напоминает мне как раз стиль спора тех самых склочников - argumentum ad hominem. Предположим, я наивная бурятская бабушка, в жизни ничего не опубликовавшая, какая разница? Важно не то, кто я, а что я говорю. Да, тот автор не выделился (хотя, безусловно, как издатель отправил в стол несколько работ, про авторов которых он знал, что они скандалисты) и я, скорее всего, не выделюсь - как бы это не моя первостепенная задача, как ни странно это звучит. Да, она для меня одна из возможных, но и только, первостепенная сейчас - сделать мой временный контракт с одним из крупнейших испанских издательств постоянным. Беда-то (и единственное, что имеет для Вас значение) в том, что и Вы, возможно, не выделитесь, во всяком случае при жизни (возможно, исключительно потому, что вели себя глупо и некрасиво), и нелюбимые работы тогда никогда не уйдут - а они еще больше, чем сам конфликт в инете, отнимают и время, и талант.

И еще - мне кажется, Вы путаете склоку и творчество. Для того, чтобы написать шикарную статью по теме отечественного интернет-срача (хотя сомневаюсь, что материал этого достоин) - достаточно просто почитать чужие кучи экскрементов, а не изготавливать свои. Чтобы за время дискуссии в интернете появлялись собственные полезные мысли и материал, которые можно переработать и пустить в эссе - лучше вести ее так, как ведем разговор мы с Вами: с нормальной, пусть даже иногда и острой, аргументацией и развернутыми мыслями. И совсем не надо заводить десятки аккаунтов и выставлять себя на весь мир базарной склочницей.

В общем, dixi (чего-то меня на латынь потянуло). Опять вынуждена исчезнуть на пару дней, тут клиент уже на ушах стоит, ему книжку в печать пора сдавать, а я тут опять прокрастинирую. Делать выводы или не делать - Ваш выбор. Каждый выбирает по себе. Не настаиваю.

Reply

writing_person2 October 26 2018, 11:32:40 UTC
Ну да ну да - и я тоже могу остаться в безвестности или прославиться базарной склочницей. Человеческий фактор - коварная вещь, я уже об этом писала. Но что это будет за жизнь, если вечно служить человеческому фактору в надежде (без гарантии) "увеличить шансы"? Человек должен жить так, как он хочет, а не так, как другие от него требуют. Люди часто сами не знают, что они хотят, что такое добро и зло. Большинство строит свои мнения на простом инстинкте самоутверждения. Нет особого смысла строить свою жизнь ни на чем, кроме своих собственных вкусов и желаний.
Относительно полезных мыслей. Кто-то писал про "когда б вы знали, из какого сора растут стихи..." не просто так.
Да, клиента не стоит огорчать. Да и мне пора делать кучу не особо любимых дел, прежде чем я сяду писать )

Reply

writing_person2 October 26 2018, 18:03:52 UTC
Кстати, Аль-Магерит, у меня к Вам возникло бизнес-предложение, от которого трудно отказаться.
У меня есть статья "Покушение на миф", недавно опубликованная в журнале Спiльне/Commons. Примерно, 3/4 авторского листа. Статья общекультурного плана с закосом в литературоведение (в духе русского формализма). Предлагаю вам, как переводчику, войти в долю по пристраиванию ее на испанском журнальном рынке.

Делать почти ничего не надо, даже не надо пока переводить статью. Я составлю маленький питч и каверлеттер в редакции - только их и надо будет перевести. И провести небольшой маркетинг по испанским журналам, чтобы выяснить, кого можно заинтересовать этой темой. Ну и сделать рассылку питча.

У меня даже наметились два первых претендента:
L’Espill (каталанский, но там печатают переводы)
Letras Libres

Они входит в сообщество Eurozine, как и Спiльне/Commons.

Я Вам отдам испанские права на перевод.
Если выгорит, деньги поделим пополам.
Не хотите попробовать себя в вольном фрилансе?
Это довольно интересная ниша. И там нет начальников и клиентов.

Reply

al_magerit October 26 2018, 18:19:07 UTC
Нет, спасибо. Партнер в данном случае Вы, а работать с непредсказуемым человеком мне не очень хочется.

PS: про "попробовать себя в вольном фрилансе" посмеялась. Это как если бы я Вам предложила попробовать новое ощущение в жизни - написать что-нибудь художественное :).

Reply

writing_person2 October 26 2018, 18:36:08 UTC
Я так и думала, что Вы что-то в этом духе ответите :)

PS: судя по тому, как Вы боитесь рисков ("во все двери стучать не считаю целесообразным" и тд), немудрено, что я ошиблась )

Reply

al_magerit October 26 2018, 19:06:31 UTC
Да, люди все либо Вам завидуют, либо боятся рисков :).

Reply

writing_person2 October 26 2018, 19:47:09 UTC
Хммм... не думаю, что всё так однозначно )
Но спасибо Вам за искренность и, в особенности, за искру бескорыстия в высказываемых Вами мнениях.

Reply

al_magerit October 26 2018, 20:12:04 UTC
;)

Reply


Leave a comment

Up