Никонов пишет:
Кондуктору в Казани сломали нос за то, что он потребовал QR-код от человека
Я уверен, что кондуктор превысил свои полномочия, поскольку в обязанности кондуктора городского транспорта входит проверка билетов. Ни паспорт, ни медицинскую карту, ни чек на ботинки, надетые на пассажира, ни пропуск на работу, ни снять трусы он требовать
(
Read more... )
Вообще-то - нет (в смысле - не кажется).
Во-первых - тут не то, что "за скобками", а вообще - начисто вычеркнутой оказалась вся социальная составляющая.
Кондуктор ведь не по частной инициативе (а пойду-ка я пособираю денег в автобусе) продаёт билеты - и пассажиры оплачивают именно ему проезд совсем не потому, что он человек хороший (или наоборот нехороший, но страшный - и ему лучше заплатить). Здесь все стороны - участники именно социальных взаимоотношений, и кондуктор - человек действительно во многом "подневольный" - не в том смысле, что он является (или хочет являться рабом), а потому, что он реализует не собственные представления и хотелки - а рабочую программу. Он не вправе торговаться и назначать свою цену на билеты, он не может отказать в обилечивании пассажиру, даже если от того его с души воротит и т.п. В этом смысле тут перенос этих (повторюсь - социальных) взаимоотношений на личное поле (с любой стороны и в любом ракурсе) недопустим.
Во-вторых - эта сфера (как и всякая другая) регламентируется юридически - законами, указами, распоряжениями, актами, соглашениями и т.п. - и все участники признают их на своеобразных позициях "взаимозачёта": власть предержащие обязуются применять свой особый статус исключительно "по делу" - а "рядовые" участники со своей стороны обязуются подчиняться установленным правилам. Как и всякая другая система, эта - не идеальна: отдельные правила вполне могут расходиться между собой (а то и прямо противоречить друг другу), кроме того декларируемое (формальное) состояние может нифига не соответствовать реальному положению дел. Теоретически подобные нестыковки должны ликвидироваться в ходе специальной деятельности, но даже в самом оптимальном случае (когда подобная работа действительно ведётся и не "для галочки", а для настоящего решения проблемы) всё равно неизбежен некий "временной зумпф" - когда проблема ещё не решена.
В данном конкретном случае для кондуктора руководством к осуществлению рабочей деятельности является инструкция - и если туда официально по указанию руководства внесены какие-либо дополнения и изменения - то (в силу указанного "взаимозачёта" - а вовсе не "рабского состояния" или "отсутствия доброй воли") они являются для исполнителя обязательными к применению. А даже если он по каким-то причинам не согласен с оными - то (опять-таки - сугубо теоретически) - нельзя просто взять и заявить "не буду!", а необходимо добиться их отмены путём специальной процедуры (подачи заявления, а в случае неудовлетворения оного - жалобы в высшие инстанции, а если и там отказ - в суд и т.д.), а в период всей этой волокиты - исполнение всё ещё является обязанностью.
Reply
Ну, и, наконец, третье (и самое главное) - те или иные законы и пр. руководящие документы не являются "комплексом абстрактных правил в вакууме", а отражают характер всей социальной системы в целом. Разумеется, что юридическая система расслоённого (классового) общества будет содержать все те же особенности, что и заложены в её базис - т.е. прежде всего расслоение (неравенство), эксплуатацию, конкуренцию. И срабатывать любые регламенты будут (при любых формальных раскладах) лишь таким образом и в той мере, в какой они совпадают с этой общесоциальной тенденцией. Можно указывать на очевидную тупость указов, которые нарушают ту же конституцию (при том, что конституциональное право обладает несомненным и однозначным приоритетом перед любым другим), можно подавать жалобы и заявления в суды (их можно даже выиграть), можно утраивать протестные акции - много чего можно... Можно даже отстоять некий "островок свободы" (правда - скорее всего - потеряв при этом два-три в других областях)... Но суть не изменится: машина подавления - будет давить. И, разумеется, это давление в принципе невозможно остановить частными же действиями. Кондуктор, который (пусть не по своей воле и под угрозой увольнения) высадил абстрактного пассажира - завтра придёт к тому же в магазин (если тот является продавцом), или на приём (если тот окажется врачом), или не сможет дозвониться и получить необходимую информацию (если тот работает в справочной службе) и т.д. - и тоже уже сам напорется на какое-нибудь навязанное дурацкое ограничение. И оба они будут жить в доме, рассчитанном кое-как (потому как архитектору заплатили копейки и не выделили достаточно времени для нормальной полноценной работы), построенном кое-как из чуть ли не бракованных материалов и принятой комиссией за взятку. И все (уже с архитектором, работниками кирпичного завода и завода ЖБИ, прорабом и строителями) будут жрать хрен знает как выращенную еду, которая бог знает в каких условиях хранилась на складах и вмагазинах... Ну, в общем - понятно.
Reply
И разборки между кондукторами и пассажирами (от претензий до драк) в эту схему вписываются вполне гармонично.
P.S. А какие, кстати, "права" сохранил за собой "хитрый кондуктор", сумевший объегорить и начальство, и население всей страны (ладно - города)? Проверку QR-кодов? Что-то я сильно сомневаюсь, что ему так на работе скучно было, что душа возжаждала ещё и подобных развлечений...
"- Что рубить дрова, - подхватил словоохотливый кот, - я хотел бы служить кондуктором в трамвае, а уж хуже этой работы нет ничего на свете."
P.P.S. Политика властей же в данном вопросе тоже вполне объяснима и вполне соответствует такому же "отстранённо-кондукторскому" подходу (разве что ломать им носы затруднительно): ничего реального сделать они не могут (там вообще отбор идёт по конкурентным способностям, а отнюдь не профессиональным), а сделать надо - и потому имитируется бурная деятельность - в стандартных ситуациях "трудовыебудни" - и организуется действительно бурная деятельность в отдельных случаях (правда - лучше бы и дальше ограничивались имитацией). Истинной же задачей их является организация и всяческое споспешествование эксплуатации, поддержка "нормальных" (капиталистических) отношений и конкурентная борьба - и со всем этим они справляются неплохо.
Reply
Leave a comment