Книга Рудольфа Бинга "За кулисами "Метрополитен Опера"

Aug 25, 2009 21:02


Книга Рудольфа Бинга «За кулисами «Метрополитен Опера»  (оригинальное название: «5000 Nights at the Opera») написана очень простым и ясным языком (перевод - И.Прусс). Вот её обложка:


В книге совсем немного сведений о собственно личной жизни автора: детстве, юности, знакомстве с будущей женой и т. п. В конце концов, личная жизнь потому и называется личной, что принадлежит тебе и самым близким тебе людям… Но как интересно Бинг рассказал об одном из самых знаменитых оперных театров мира!  Для него, конечно, - о самом лучшем театре на земле)))

Читая мемуары Бинга, я в который раз убедилась в той простой истине, что никакое специальное образование, полученное в престижном учебном заведении, не заменит природной смекалки… Конечно, образование никогда не бывает лишним.  Но Бинг, по его собственному признанию, с трудом окончил гимназию (причину своей ненависти к гимназическому образованию он почему-то не называет; очевидно, его тяготила сама атмосфера, царившая в гимназии, а не отсутствие способностей усвоить гимназическую программу). Отсутствие высшего образования не помешало ему стать книгоиздателем, затем - работником театрального агентства сначала в родной Вене, а потом и в Берлине. Конечно, юный Бинг любил и книги, и театр (в том числе оперу); иначе бы он просто не взялся за эту работу. Благодаря тому, что семья Бингов была дружна со многими известными артистами и музыкантами, юный Рудольф начал свою профессиональную деятельность отнюдь не «с чистого листа». К двадцати годам он многое знал и кое-что умел. Пробовал петь, но вскоре понял, что не достигнет каких-либо высот на этом сложном поприще. Занимался живописью, но тоже на любительском уровне.
Впрочем, зачем пересказывать содержание этих мемуаров? Лучше их прочитать)))

Рудольф Бинг стоял у истоков Глайндборнского и Эдинбургского фестивалей. Предложение возглавить Метрополитен Опера он получил в 1949 году. Целый год он был наблюдателем - просто ходил в театр, изучал его проблемы, присматривался к работникам. Очень любопытная подробность биографии этого замечательного человека! Действительно, как можно просто так придти в театр и начать им руководить? Сначала надо во всём разобраться…

Читать мемуары Бинга интересно и тем, кто хочет побольше узнать о главных оперных «звёздах» 50-х-70-х годов, и тем, кто просто хочет узнать, как «делается» оперный спектакль. Если честно, то для меня полной неожиданностью стали некоторые закулисные подробности, описанные автором. Нет, речь идёт вовсе не о капризах оперных «звёзд» (хотя кое-какие истории Бинг рассказывает - куда ж без них?). Дело в том, что в первый год работы директором театра Метрополитен Опера Бингу пришлось столкнуться не просто с непрофессионализмом, но и с полным разгильдяйством персонала! Лично я всегда считала, что такие ситуации могут возникнуть исключительно в России))) Ан нет!

Вот несколько цитат (не удержусь - приведу!).

«Всё пространство за сценой вызывало отвращение, выглядело грязным и убогим…. Декорации каждой оперы надо перевозить туда и обратно со склада для каждого спектакля. Часто они по нескольку часов лежат, полуприкрытые брезентом, под снегом и дождём на тротуаре… Ведущие певцы жалуются на свои артистические уборные, напоминающие клетки для кроликов, с таким туалетом, который не вынесли бы и кролики. Хор, балет и оркестр теснятся в переполненных, плохо вентилируемых комнатах…» (цитата из статьи Сесила Смита в «Мьюзикал Америка»).

А это уже «из Бинга»:

«Сами спектакли были ужасны - тридцатилетней давности, никогда существенно не обновлявшиеся, низкого качества…. За малым исключением декорации представляли собой лишь драпировки и писаные задники, а певцы стояли на авансцене, иногда украшенной соответствующим случаю реквизитом…

Когда сопрано брала глубокое дыхание на сцене «Метрополитен», за её спиной начинал дрожать целый зАмок, - так было в год моего приезда. Более того, недисциплинированность сценического персонала представляла опасность для всех. Многие появлялись тогда, когда им хотелось, распределение обязанностей менялось в последнюю минуту, можно было услышать, как за декорациями разговаривают рабочие, когда артисты поют…» Ну, последнее замечание - прямо про Мариинку! Ещё у нас буфетчиц слышно во время спектакля((( Кажется, и у Бинга об этом тоже написано. Как и о том, что рабочие курили за кулисами во время спектакля. Опять-таки, сидя в крайних к сцене ложах первого и второго ярусов, я часто вдыхаю чей-то сигаретный дым(((

Артисты Мет не любили репетиции. Да и специальных помещений для репетиций просто не было…

Самой большой неожиданностью для нового директора стало отсутствие какой-либо внятной… бухгалтерии! Ни бюджета, ни плана… И это в США! В общем, прочитав мемуары Бинга, я стала подозревать, что до его прихода в Мет в театре работали выходцы из России)))

Рудольф Бинг руководил театром «Метрополитен Опера» двадцать два года. Это действительно был выдающийся деятель, и годы его «правления» стали золотым веком этого театра (это не Бинг так сказал; это говорят многие и многие певцы, дирижёры и другие театральные деятели). Этот человек сам определял репертуар на несколько лет вперёд, сам приглашал певцов, режиссёров и дирижёров. Улаживал конфликты, возникавшие между творческими людьми. Воевал с профсоюзами))) Убеждал спонсоров пожертвовать деньги на новые постановки. Словом, был хозяином в театре. Практически все вечера (за редчайшими исключениями) Бинг проводил в театре. Все двадцать два года он и его жена Нина жили в гостинице, оставаясь гражданами Великобритании. Меня этот факт несказанно удивил.

Главный вывод, который я сделала, прочитав эти мемуары, таков: хороший директор оперного театра - это Божий дар! Хотя Божий дар вполне может соседствовать с ответственностью за своё дело.

Метрополитен Опера, мемуары, Бинг

Previous post Next post
Up