Наконец-то сходила на «Путешествие в Реймс»! Не ожидала, что спектакль понравится до такой степени. Хорошее настроение после спектакля было признаком того, что на этот раз с Россини обошлись по-человечески-:)
Постановка осуществлена Мариинским театром совместно с театром Шатле. Но Шатле, вообще-то, театрик маленький. У нас зал явно поболее да посолиднее будет. Мне даже любопытно стало: а как это «Путешествие…» смотрится у них в Париже? В продаже есть записанный на DVD спектакль Маринки, но на сцене Шатле. Мне даже захотелось купить этот диск - из любопытства.
20 июля 2009 г. пели И.Джиголаты (Коринна), А.Калагина (мадам Кортезе), Д.Штода (граф Либенсхофф), Е.Цветкова (маркиза Малибея), Н.Каменский (дон Профондо), Л.Юдина (графиня де Фольвиль), А.Тановицкий (дон Пруденцио), В.Успенский (барон Тромбонк), А.Илюшников (кавалер Бельфьоре), Э.Цанга (лорд Сидней), В.Коротич (дон Альваро).
Когда нас, зрителей, «запустили» в зал, то мы сразу же обратили внимание на оформление сцены. Оркестровая яма была наглухо застелена досками белого цвета. Примерно на том месте, где начинается реальная сцена Маринки, был развёрнут лёгкий занавес в цветах французского флага. За занавесом явно что-то происходило, так как были слышны настаиваемые инструменты. Вдоль всего центрального прохода партера был сооружён подиум (тоже белого цвета) - довольно узкий, надо сказать. На сцену можно было запросто попасть из партера - по лесенкам справа и слева, а также по этому подиуму. Я давно слышала про такое необычное режиссёрское решение спектакля, и предусмотрительно взяла билет в боковую ложу первого яруса. Оттуда хорошо просматривались и партер, и сцена, и боковые ложи бельэтажа, в которых тоже иногда появлялись персонажи этой оперы.
Спектакль начался при непогасшем освещении зала. Открылись боковые и центральные двери партера, и на сцену потихоньку стали подниматься люди в белых костюмах - музыканты. Не все- человека четыре, кажется -) Они «махали ручками» зрителям, кивали им, говорили «здравствуйте!» и т. п. За музыкантами пошли уже певцы. Все артисты были одеты в «малахаистые» пальто серо-бежевого цвета и шляпы с полями. В руках они держали зачехлённые чемоданы. Певцы вообще вели себя так, как будто они - хозяева, а зрители - гости (так оно и есть, вообще-то -) Пожимали руки зрителям, тоже «делали ручкой», говорили и «здравствуйте», и «очень рады Вас видеть».. Потом, когда пальто были сброшены, зрители увидели одетых по моде середины ХХ века совершенно разных героев. Костюмы мне понравились. Как мне кажется, художник довольно точно уловил суть персонажей (каковых в этой опере великое множество), одев их в разнообразные наряды.
Занавеска улетела ввысь, и мы увидели музыкантов, сидящих на сцене. Все были в белом - очень красивое зрелище, надо сказать! Т.Сохиев (дирижёр) почему-то вышел в классическом чёрном фраке -( Надо сказать, что оркестр мне понравился. Явной «лажи» я не услышала; ну, а в тонкостях партитуры этой оперы я просто не разбираюсь (за неимением опыта прослушивания сего опуса).
Поскольку действие оперы происходит в гостинице, то хор был одет в униформу персонала. Приём не новый, но весьма подходящий для этого спектакля.
Конечно, самой яркой героиней «Путешествия» была графиня - Л.Юдина. Ещё бы! Ведь она - модница. Этот персонаж был одет в немыслимое полосатое платье, к которому потом прибавилась и такая же полосатая шляпка. Героиня страдала по… пропавшим туалетам (карета с гардеробом перевернулась - какой ужас!-) Комизм ситуации придавали пышные формы певицы при довольно короткой юбке и очень аккуратных ножках, обутых в туфли на «шпильках». Очень «аппетитная» героиня ходила по подиуму в таком виде, не забывая распевать колоратуры. Да, ещё одна деталь - Юдина у нас блондинка; так что ассоциации с сегодняшним днём вполне просматриваются…
Явление Коринны-Джиголаты вообще было из разряда аттракционов. Певица появилась в партере в платье-«абажуре» из перьев (ну, почти реальном абажуре классической конусообразной формы), с подсветкой. На голове Коринны тоже что-то светилось (в виде тюрбана). Естественно, выходу певицы предшествовало некоторое затемнение зала - для эффекта.
Долговязый персонаж А.Тановицкого - доктор появляется из сундука на колёсиках. На сундуке, который в начале оперы выкатывает обслуживающий персонал гостиницы (он же - хор) изображён красный крест-)
Ещё один яркий выход - появление графа Либенсхоффа - Д.Штоды на коне. Естественно, что фамилия «Либенсхофф» - самая что ни на есть русская, и граф, конечно же, был одет как казак.-) Половину спектакля пропел в шинели и папахе, половину - в мундире.
Спектакль с таким составом исполнителей идёт довольно давно. По крайней мере, все основные персонажи, судя по записи из театра Шатле, остались те же. Играли все очень хорошо.
Теперь немного о том, как они пели.
А.Калагина поначалу совсем не понравилась. Её героиня немного скучновата (всё-таки - хозяйка гостиницы, у которой «прочная семья»- не самый интересный персонаж). Пела она с некоторым напряжением на верхних нотах. Вроде бы ничего сложного в партии нет, а поди ж ты… К концу спектакля распелась.
У Штоды тоже были проблемы. Один раз он откровенно сфальшивил (на верхней ноте - уж не знаю, какой -). Но вообще-то, для такого небольшого спектакля у Либенсхоффа вполне приличная партия. В целом певец оставил хорошее впечатление. Больше всего он понравился мне в довольно длинном «любовном» дуэте с Е.Цветковой-Мелибеей. Цветкова вообще показалась мне самой «россиниевской» певицей спектакля. Иногда ухо просто радовалось на её колоратуры (особенно на низах); но иногда голос её был тусклым - когда надо было петь «верхние» ноты.
Комический персонаж А.Каменского временами просто озадачивал (певец откровенно хрипел). Но иногда я ловила себя на мысли, что поёт он очень неплохо. Странное впечатление - 50 на 50.
Коринна Джиголаты выглядела весьма импозантно, но, как мне кажется. Россини - не её композитор. Подвижности голосу явно не хватало…
Юдина очень понравилась в целом, но и она не избежала проблем. Эта певица когда-то была прекрасной Олимпией в «Сказках Гофмана» - колоратуры выводила совершенно потрясающие. Пару лет назад слышала её Шемаханскую царицу - очень неплохо! Вчера же, несмотря на чудесное попадание в образ, певица всё же не была безупречна.
Самое сильное моё впечатление от спектакля - ансамблевое пение. Вот в этом певцы были просто молодцы! Обожаю «россиниевские» ансамбли на пять, шесть и более человек. Пару раз зал просто взрывался овацией после ансамблей и заключительного хора всех участников спектакля. И вообще - спектакль принимался публикой очень хорошо.
Мне стало обидно за «Севильского цирюльника» -( Ну почему было не поставить его в таком же стиле, как «Путешествие в Реймс»?! И действие перенесено в наши дни, и затраты в основном на пошив костюмов… Не говорю, что «Путешествие…» сделано безукоризненно. Но сама идея спектакля ничуть не расходится с музыкой. Единственный анахронизм (если можно так сказать о музыке) - песни представителей разных национальностей. Конечно, сейчас и поляки, и русские, и испанцы поют что-то другое (уж русские - точно; в мелодии, которую пел граф Либенсхофф, угадывается марш екатерининских времён). Насчёт англичан - не уверена. И только немец поёт «вечную» мелодию : “Deutschland, Deutschland über alles”-), хотя и по-итальянски, и с другими словами-) (пел В.Успенский, и пел очень хорошо).
Обязательно ещё схожу на эту оперу, если будет такая возможность!
P.S. Выкладываю кое-какие фотографии. Вообще, мне в последнее время не везёт-( Почему-то капельдинерши считают, что именно я безбожно «щёлкаю» во время представления. Вчера вспышки были видны на протяжении всего спектакля, причём со всех ярусов и из партера. Я сфотографировала выход музыкантов и певцов, когда ещё даже музыка не зазвучала. Потом выключила фотоаппарат и положила его на бортик ложи.
В середине 1 действия в ложу вошла возмущённая капельдинерша, увидела мой фотоаппарат и заявила, что охранники ей «на меня пожаловались» (очевидно, они видели вспышки где-то в районе нашей ложи). Я сказала, что вообще-то ничего не снимаю, но она мне не поверила -( В общем, я оказалась самой заядлой нарушительницей правил поведения в театре -:(((
Артисты собираются на спектакль
Общий вид сцены после спектакля. В центре в красном костюме - А.Калагина-Кортезе
На поклонах за хором - Л.Юдина, А.Илюшников, И.Джиголаты, Е.Цветкова, Д.Штода
В.Коротич, Л.Юдина, А.Илюшников, Э.Цанга, М.Арсеньева (соло на флейте), И.Джиголаты, Е.Васильева (арфа), Т.Сохиев, Е.Цветкова
Те же персонажи - с цветами