Книга Курта Хонолки "Великие примадонны"

Sep 28, 2009 22:42



Прочитала книгу Курта Хонолки «Великие примадонны» (перевод с немецкого Р.Солодовник и А.Кацура).



Не могу сказать, что осталась в восторге от «подачи» материала; слог автора показался немного неуклюжим. И всё же эта книга оказалась для меня интересной и познавательной. Кстати, написана она была в 1960 году, когда самыми яркими примадоннами, естественно, были Р.Тебальди и М.Каллас.

Само это явление - «примадонна» - возникло не вместе с оперой. Первой «настоящей» примадонной считается Адриана Базиле. Появившись во Флоренции в 1610 г., она затмила Витторию Аркилеи, считавшуюся «провозвестницей нового искусства» (т. е. оперы). Чем же Базиле затмила Аркилеи?

Читаем:

«Голосом, искусством исполнения? Вряд ли, ибо насколько мы себе представляем, у флорентийских ценителей музыки были более высокие требования. Но Аркилеи, пусть маленькая и некрасивая, держалась на сцене с огромным чувством собственного достоинства, как и подобает истинной светской даме. Иное дело Ариадна Базиле: она пленяла слушателей не только пением и игрой на гитаре, но и прекрасными белокурыми волосами над черными как уголь чисто неаполитанскими глазами, породистой фигурой, женским обаянием, которым она пользовалась виртуозно».

На протяжении всего времени существования оперы примадонны были кумирами толпы. И в 17, и в 18, и в 19 веках звания настоящей примадонны удостаивались немногие певицы. Когда появилась сюжетная опера, очень важным аспектом стало актёрское мастерство. Но даже актёрского мастерства вкупе с феноменальным вокалом часто было недостаточно для того, чтобы считаться настоящей примадонной. Скандалы, любовные похождения, сказочные заработки были едва ли не самыми главными «приметами» жизни примадонн 19 века (хотя среди примадонн были и вполне «тихие» и благополучные жёны и матери семейства).

Как пишет Хонолка, 20 век принёс новое искусство: кино. Во многом кинозвёзды «заняли место» оперных примадонн в сердцах и умах толпы. Но не только кинозвёзды…

«Ещё до кинематографа и до голливудской лихорадки перед примадонной в её родном царстве вырос могущественный конкурент: тенор. Разумеется, он существовал всегда. Но как скромны были его первые шаги, и какой величественный подъём он пережил с XIX века! Сначала у примадонны появился другой противник, которого обязательно надо было вытеснить - человек оскопленный, кастрат. Уже с Моцарта мужской тенор становится равноправным партнёром, что, правда, не означает ничего существенного с точки зрения общественно-исторического развития феномена примадонны… До самого романтизма тенор подчинялся своей партнёрше, даже если он пел так божественно, как Тамбурини и Рубини… Картина изменилась с того момента, когда на оперную арену почти одновременно вышли два выдающихся создателя драматического жанра: Вагнер и Верди».

Как пишет автор, появление на сцене Карузо отодвинуло само понятие «примадонна» на второй план. Карузо пел с выдающимися певицами своего времени, и они (певицы) всегда оставались в его тени. Лишь Каллас удалось «реабилитировать» само понятие «примадонна» - не только своим талантом, но и всем тем антуражем, который был присущ примадоннам прошлого: скандалами, разрывами контрактов, любовными историями и т.п.

Мне кажется, что тенор сейчас, то есть в начале XXI века, всё же вырвался в лидеры. Может быть, потому, что хорошего тенора днём с огнём не найти?

Никогда до прочтения книги о примадоннах мне не приходила в голову такая простая мысль: а ведь ничего не изменилось со времён соперничества Аркилеи и Базиле! Меняются персонажи, спектакли, жанры искусства; не меняется только интерес толпы к частной жизни кумира. Как мне кажется, артисты кино уже давно уступили место героям шоу-бизнеса. Даже топ-модели «выходят в тираж». Ещё десять лет назад там и сям в СМИ мелькали лица Клаудии Шифер и Наоми Кемпбелл. Где смена? Какие топ-модели сейчас «на коне»?

Ну, а оперные певцы уже давно не вызывают интерес у массовой публики. На плаву держатся те, о ком пишет пресса. Наша Аннушка Нетребко, безусловно, в явных лидерах. Сегодня она открыла сезон в Мариинке «Иолантой». Билеты в партер продавались по 12000 рублей. Она что - лучше всех поёт? Нет, конечно. Но билетов на её спектакли не купить (по крайней мере, за нормальную цену).

Мне Нетребко очень симпатична. И певица она хорошая. Но есть и другие певицы - не хуже. Но они - не примадонны…

Хонолка, книга, примадонна

Previous post Next post
Up