Впервые в жизни послушала "Воццека" живьём. Если честно, то не собиралась идти в театр на эту оперу, но друзья посоветовали обязательно идти, потому что в заглавной партии был заявлен Кристиан Герхаэр.
Конечно, это имя было мне известно, но я ещё ни разу не слушала этого певца на сцене. Сама опера вызывала сомнение в том, что я смогу её выслушать до конца (да-да, именно так), хотя там музыки всего на 1 час 40 минут, и опера идёт без антракта. История солдата, доведённого до отчаяния, которое перетекает в безумие - это очень печальная история...
Цитирую Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной): "Ученик Шёнберга и, в свою очередь, крупнейший участник того переворота в музыке, который от атонализма привел к додекафонии, Берг, создав свой шедевр (впоследствии ставший поистине притчей во языцех), победоносно разрешил рискованный спор музыки и театральных требований: в классические формы он заключил прямо противоположный материал (распадающийся, почти невосстановимый), последовав за своей отклонившейся от обычного курса музыкальной эпохой".
А вот цитата из Е.Цодокова: "Опера Берга - наиболее типичное произведение экспрессионизма, напоминающее по духу мрачные страницы Кафки. Человек - ничто! Жалкий винтик в какой-то всепожирающей машине жизни".
Состав спектакля:
Musikalische Leitung Hartmut Haenchen
Inszenierung Andreas Kriegenburg
Bühne Harald B. Thor
Kostüme Andrea Schraad
Licht Stefan Bolliger
Choreographie Zenta Haerter
Chor Stellario Fagone
Dramaturgie Miron Hakenbeck
Wozzeck - Christian Gerhaher
Tambourmajor - John Daszak
Andres - Kevin Conners
Hauptmann - Wolfgang Ablinger-Sperrhacke
Doktor -Jens Larsen
1. Handwerksbursche - Peter Lobert
2. Handwerksbursche - Boris Prýgl
Der Narr - Ulrich Reß
Marie Gun - Brit Barkmin
Margret - Heike Grötzinger
Mariens Knabe - Solist des Kinderchors
Общее впечатление от этой музыки осталось очень сильное. Я бы сказала, что "Воццек" - это не опера. Это музыкальный драматический спектакль.
Режиссёр Andreas Kriegenburg показал нам депрессию 1920-х годов (а по либретто действие происходит в 1835 году). На сцене разлита большая лужа, по которой бродит массовка с табличками "Работу!". Периодически некто бросает им прямо в воду мелкие деньги, и люди плюхаются на колени и отпихивают друг друга, чтобы их достать...
Художник по костюмам являет зрителю некие образы, которые отдалённо напоминают заявленные персонажи: Гауптманн - толстый дядька с уродливой фигурой, Доктор - странно одетый человек с разрисованным лицом... Лишь Воццек, Мари и их ребёнок имеют человеческий облик.
Вот хор на поклонах:
Все в резиновой обуви.
Что мне понравилось в этом спектакле? Все играли хорошо - это раз. Постановка интересная - это два.
Но главным героем вечера безусловно был Герхаэр. Какой у него красивый голос! И его Воццеку очень сочувствуешь...
Больше мне нечего сказать. Не слишком впечатлила исполнительница роли Мари, да и Тамбурмажор тоже не тянул на "красавца".
На поклонах был очень хороший приём.
Андерс и Доктор
А это Гауптманн
Мари
Андерс, Доктор и Мари
Мари и дирижёр
Воццек и Гауптманн.
У служебного входа:
Дирижёр Hartmut Haenchen
А это - главный герой вечера Кристиан Герхаэр. Очень хочу послушать его в итальянском репертуаре :))