"Мёртвый город" Корнгольда в Баварской опере 26.11.19 г. - Петренко, Кауфманн, Петерсен

Nov 29, 2019 20:34

Так получилось, что на эту премьеру я полетела почти что случайно. Подавая заявку на два билета, не рассчитывала на то, что мне что-то выделят. Уж больно часто в последние годы мне отказывали...

И вдруг получилось! И даже билеты по почте до меня доехали. После такой удачи мы с сестрой стали составлять план поездки. В день прилёта пошли послушать Герхаэра в "Воццеке", а на следующий день поспешили на "Мёртвый город".


Эта поездка многое изменила в моём сознании.
Ещё несколько лет назад я не могла себе представить поход в оперный театр на "Воццека" Берга. Опера ХХ века, за исключением "Турандот" Пуччини, мало меня интересовала (русскую оперу выношу за скобки).
И вот я  всё-таки "Воццека" послушала :)

О "Мёртвом городе" Корнгольда узнала вообще только несколько лет назад, и всё благодаря большой поклоннице Клауса Флориана Фогта, которая специально поехала послушать любимого певца в этой опере аж в Хельсинки. Она меня агитировала составить ей компанию, но я решила, что такие подвиги - не для меня.
Прошло несколько лет, и вот я уже специально лечу в Мюнхен на "Мёртвый город", потому что в главной роли там заявлен Йонас Кауфманн.

Я всё никак не могу облечь свои впечатления в ясную форму отчёта об увиденном и услышанном.
Почему? Да потому, что не все впечатления можно сформулировать чётко и ясно.

Оперу "Мёртвый город" написал человек двадцати трёх лет от роду! В это невозможно поверить, и, тем не менее, это так. В обсуждении спектакля (на фейсбуке) было высказано предположение, что невероятная сложность вокальных партий двух главных героев как раз объясняется некоей неопытностью и даже наивностью автора.Человек писал так, как чувствовал. И уж явно не так, как ему заказывали.

Сюжет, в основу которого положена повесть Жоржа Роденбаха "Мёртвый Брюгге", сам по себе вполне понятен и даже прост. Вдовец Пауль оплакивает рано ушедшую жену  (её звали Мари), создав вокруг её образа культ. Он хранит её вещи, зажигает возле её портрета свечи и т. п. Его ничто и никто не интересует, и только преданная не то домработница, не то квартирная хозяйка Бригитта и друг Франк составляют круг его общения.

А жизнь вокруг кипит! Только Пауль этого не замечает... Встрепенуться его заставляет девушка, которую он случайно встречает на улице Брюгге. Девушка как две капли воды похожа на Мари, но её зовут иначе - Мариетта. Герой приглашает её к себе домой, и она является - бодрая, весёлая, "шебутная". Увидев портрет женщины, на которую она так похожа, Мариетта удивляется. У неё нет времени, потому что надо спешить на репетицию. Мариетта - танцовщица.

А дальше происходят странные вещи. Пауль меняется, он хочет быть с Мариеттой. А у той семь пятниц на неделе, она - девушка свободного нрава. Её друзья-артисты ведут себя весьма раскованно, и Мариетта от них не отстаёт.
И вообще: Мариетта Паулю ничего не обещала, а он почему-то считает, что имеет на неё какие-то права. Доходит до того, что в эту историю впутывается тот самый преданный друг Франц, с которым у Мариетты намечается интрижка. Пауль порывает с Францем. А Бригитта, не выдержав такой странной жизни, уходит в монастырь.
В конце концов Мариетта, пришедшая к Паулю, начинает издеваться и над ним, и над его безвременно ушедшей женой. В припадке ярости герой её убивает!

И вдруг всё меняется. Герой понимает, что вся эта история произошла в его воображении. Бригитта по-прежнему хлопочет на кухне, Франц приходит его навестить, а девушка, так похожая на его покойную жену, возвращается за забытым зонтиком ( в мюнхенском спектакле - за букетом цветов).
В финале герой преображается: он понимает, что жить прошлым - это значит не  жить вообще.
Как можно поставить эту историю? Да как угодно! И режиссёры изощряются как могут. Только это не просто история. В этой истории ещё есть музыка. А точнее, Корнгольд создал музыкальный образ этой истории...

В спектакле Баварской оперы (режиссёр Simon Stone), как мне кажется, слишком много суеты. Движущаяся конструкция (круг) постоянно поворачивается, являя зрителю ту или иную комнату в доме Пауля, некое пространство, в котором обитает Мариетта, улицу, по которой бродят двойники Пауля и Мари... Мне показалось, что иногда эта декорация становится препятствием для голосов :( Вот она:



Когда у Пауля начинаются видения, декорация меняется: раздвигаются стены, появляются загадочные персонажи, "дублирующие" Пауля и Мари, и дети...
Состав спектакля:
Musikalische Leitung  Kirill Petrenko
Inszenierung Simon Stone
Mitarbeit Regie Maria-Magdalena Kwaschik
Bühne Ralph Myers
Kostüme Mel Page
Licht Roland Edrich
Chöre Stellario Fagone
Dramaturgie Lukas Leipfinger
Paul -Jonas Kaufmann
Marietta/Die Erscheinung Mariens - Marlis Petersen
Frank/Fritz -Andrzej Filonczyk
Brigitta -Jennifer Johnston
Juliette - Mirjam Mesak
Lucienne - Corinna Scheurle
Gaston/Victorin - Manuel Günther
Graf Albert - Dean Power.
Все работают так, как будто бы перед нами настоящие драматические актёры! А ведь им ещё и петь надо :) Вот эта команда:



В спектакле есть два главных героя, которых играют Йонас Кауфманн и Марлиз Петерсен. Я не знаток музыкальной грамоты, всё воспринимаю на слух. Долго не могла понять, как это вообще можно петь, потому что партии Пауля и Мариетты зубодробительные!

У Кауфманна 18 ноября состоялся дебют в этой опере. Когда стало известно, что он готовит партию Пауля, некоторые знатоки "Мёртвого города" стали пророчить ему если не провал, то уж точно не успех.

Честно скажу: у Кауфманна были вокальные проблемы в этом конкретном спектакле. Сидела я в середине галёрки (правда, на первом ряду), и вполне возможно, что чего-то не уловила, но иногда даже вздрагивала :) Правда, надо хорошо знать оперу, чтобы понять, как оно должно быть на самом деле :) Но было понятно, что певцу трудно справляться с этим материалом.

Оставим "разбор по косточкам" критикам, которые укажут на то, что он им "недодал".

А теперь хочу спросить читателей этого поста: что для вас важнее - взятые ноты или то впечатление, которое производит на вас тот или иной артист?
Даже не так. Что вы вспоминаете, выйдя из театра? Лично я вспоминаю спектакль, если он задел меня за живое.

В "Мёртвом городе" 26 ноября 2019 года был потрясающий дуэт двух артистов, и ещё была потрясающая музыка! Петренко с большой нежностью отнёсся к протагонистам, создавая им все условия для настоящего творчества. Оркестр звучал феноменально! Уже после спектакля подумалось, что театр мог бы давать концертное исполнение этой оперы, и успех был бы оглушительный!

Кстати, во втором антракте я разговорилась с пожилой дамой, которая посетовала на то, что Петренко уезжает в Берлин. Она была очень огорчена! Думаю, не она одна.

Герой Кауфманна - человек из толпы. По крайней мере, такая мысль приходит в голову, когда видишь Пауля в нелепом мешковатом костюме (дома) и в сером плаще и шляпе (на улице). Когда действие достигает кульминации, мы видим хористов, одетых в такую же одежду - серые плащи и шляпы. А женщины одеты в платья покойной Мари...

Марлиз Петерсен живьём слушала впервые. Я ожидала чего угодно, но только не того, что увидела и услышала. Это синтетическая актриса и певица, умеющая всё (по крайней мере в этой опере) :)
Её Мариетта - весьма раскованная девица, которой не сидится на месте. Она бегает, прыгает, пританцовывает, кривляется... Стопроцентное попадание в образ!

Если герой скован и порой неуклюж, то героиня на его фоне - Perpetuum Mobile. Вот парочка официальных фото:





А вот и трейлер. Здесь видно, что покойная Мари является Паулю в том виде, в котором он видел её в последний раз - больной, и уже без волос:

image Click to view



У спектакля очень сильный конец. Когда Пауль понимает, что был на пороге безумия, он сжигает то, чему так долго поклонялся, снимает с себя галстук, который тоже бросает в огонь, а потом устало садится на стул и пьёт пиво...

Через всю оперу проходит мелодия, которую ещё называют "Песня Мариетты". В самом начале знакомства Пауля и Мариетты они поют эту песню дуэтом, а в самом конце её поёт один Пауль. Эта музыка до сих пор звучит у меня в ушах...

Я бывала в Баварской опере много раз, и слушала там выдающиеся спектакли, которые живы в памяти до сих пор. Публика в Мюнхене "горячая", всегда встречает певцов и дирижёра аплодисментами, топотом ног и криками "Браво!". Но такого приёма спектакля, какой был после этого представления, я просто не помню.
Зал встал на уши! Сколько раз артисты выходили на поклоны? Я сбилась со счёта.

Вот несколько фото с поклонов:



Марлиз Петерсен на фоне женского хора.



А это хор, одетый в костюмы Пауля и Мари





Йонас Кауфманн



Бригитта, Мариетта, дирижёр и Пауль



Когда занавес закрыли, публика продолжала вызывать артистов снова и снова.



Йонас доволен!
Уже сейчас в голову пришла простая мысль: а как русская публика реагирует на русскую оперу ХХ века? Есть ли у нас традиция вот так "вставать на уши" после, скажем, "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича или "Огненного ангела" Прокофьева? Нет у меня ответа...
И всё же - как эту музыку смог написать двадцатитрёхлетний человек? Вот ещё один вопрос, на который я так и не смогла ответить :))

Итак, надо всё-таки подвести итог всем этим размышлениям :) Опера безумно сложная и в то же время красивая; постановка очень спорная, но артисты с честью преодолевают те сложности, которые ставит перед ними режиссёр.

Кауфманн спел очередную премьеру. По мне - так очень достойно спел, хотя и не безупречно.
Имеет ли эта "небезупречность" для меня важное значение? Нет, ни в коей мере.

Почему?

Потому, что в памяти останется этот несчастный герой, преодолевший главный кризис своей жизни, а не певец, с трудом взявший пару сверхвысоких нот.
Впрочем, у всех нас свои приоритеты, и каждый судит певцов по-своему...

Мюнхен, Кауфманн, Баварская опера, Петерсен, Мертвый город, опера

Previous post Next post
Up